«Это был самый длинный и кровавый год со времён Великой Войны. Победа, в которой так всех заверял Император, мир, за который столько героев отдали свои жизни, так и не пришёл на наши земли. Орды войск Хаоса продолжали захватывать северные земли Империи. Их воины нападали на караваны и устраивали набеги на удалённые фермы и деревни. Лучшие воины Императора патрулировали леса в тех местах, выслеживая беспощадные банды.
От Хаоса не спастись… Он пометил всех нас!»
Warhammer: Mark of Chaos (Печать Хаоса), это третья по счёту компьютерная игра по мотивам вселенной Warhammer: Fantasy Battles. Печать Хаоса разработана малоизвестной командой Black Hole Entertainment и выпущена в продажу в 2006 году.
Лично я ждал эту игру давно, с большим нетерпением, свойственным любому поклоннику вселенной Боевого Молота, а также с некоторым опасением, учитывая, сколько нелестных отзывов об игре я успел услышать. Вплотную я добрался до неё лишь недавно, с последним, на сегодняшний день, патчем (v. 1.72), ибо не хотелось портить впечатление, играя в сырой продукт, а патчей к игре с момента её выхода было выпущено немало. В этом обзоре я постараюсь непредвзято подойти к описанию игры и передать свои личные впечатления и ощущения от игрового процесса.
Игра начинается с красивейшего вступительного видеоролика, повествующего об отряде имперских солдат под предводительством боевого священника, патрулировавших один из северных лесов и попавших в засаду, устроенную воинами Хаоса. После просмотра вступительного ролика я некоторое время сидел с «отвисшей челюстью», жадно пуская слюни, в предвкушении последующего действа. К сожалению, это единственная подобная заставка на всю игру, остальные заставки между миссиями выполнены на движке игры, но, несмотря на это, они хорошо смотрятся и удачно вписываются в повествование.
Печать Хаоса представлена двумя кампаниями: кампания за Империю и кампания за Орды Хаоса. Каждая из кампаний разбита на 4 главы, состоящих из определённого количества миссий.
В кампании за Империю мы выступаем за силы Империи, величественных высших эльфов и гномов, в качестве союзников. В Кампании за Хаос дадут поиграть хаоситами – людьми, поклоняющимися богам Хаоса, и скавенами – расой крысолюдей, хорошо знакомой нам по игре Warhammer: Shadow of the Horned Rat. Нейтральные и одинаково ко всем враждебные войска представлены силами зеленокожих (орки и гоблины) и отрядами оживших мертвецов.
В Имперской кампании мы начинаем играть за одного из капитанов Имперской армии графства Остерман - Стефана фон Кесселя, дедушку которого сожгли на костре за поклонение Хаосу, а Стефану, который был ещё ребёнком, поставили на лицо уродливое клеймо (вот изверги!), чтобы оно служило напоминанием о позоре, лежащем на роде Кесселей. Но, несмотря на своё уродство и осуждение со стороны окружавших его людей, молодой Стефан проявил себя как хороший солдат и талантливый командир, довольно быстро сделав карьеру военного и дослужившись от простого мечника до капитана.
Вести к победе силы Хаоса в начале кампании предстоит играя за последователя Азавара Кула – воина по имени Торгар Кровожадный, в моральном плане он является полной противоположностью Стефану…
Вообще, сюжет игры позаимствован из одноимённой книги «Печать Хаоса» Энтони Рейнольдса, выпущенной у нас издательством «Азбука». Cюжет в игре несколько видоизменён, но основа и главные герои взяты из книги.
Итак, на дворе 2302 год, более чем на два века предшествующий правлению императора Карла-Франца, и год этот ужасен! Шла Великая Война против Хаоса, и нашествие сил Хаоса на далёком севере стало реальной угрозой существованию Империи, которая к тому же распалась на части, погрязшие в гражданской войне. И только благодаря стараниям великого Императора Магнуса Благочестивого Империя не погибла окончательно. Магнус сумел объединить государства и повёсти союзные войска на север, в Кислев, чтобы там дать отпор врагу. Эта битва продолжалась несколько лет и в результате силам Империи удалось одержать победу. Воинство Хаоса было разбито, а их предводитель Азавар Кул был убит. Гибель лидера внесла смятение в ряды племён северных варваров, и они стали воевать между собой. В результате этой битвы многие племена были уничтожены и рассеяны по свету. Остатки племён отступили на север, туда, откуда они были родом, другие ушли в горы и леса, окружающие Империю.
Победа обошлась Империи дорогой ценой. Великая Война опустошила казну, армии понесли тяжёлые потери, простой народ погибал от голода и чумы, а некоторые знатные люди предались давним междоусобицам. Угроза Хаоса миновала, но разрозненные племена продолжали терроризировать северные города и деревни, и не хватало солдат, чтобы от них защититься. Это было тяжелое время для народа Империи. Угроза с севера присутствовала постоянно - стоило только кому-то из вождей, поклоняющихся Хаосу, собрать под свои знамена рассеянные племена, началась бы новая война, перенести которую у Империи не хватило бы сил.
Именно в это смутное для Империи время нам и предстоит играть …
Сначала расскажу о новшествах в управлении подразделениями. Cолдаты, как и в предыдущих компьютерных играх по FB, перемещаются и атакуют, находясь в строю. Отряды бывают разных типов, у каждой стороны конфликта своя армия, отличающаяся своей тактикой и расовыми особенностями, у каждого отряда своё предназначение в бою.
Помимо отрядов солдат, существуют одиночные персонажи - это герои и маги; по желанию игрока их можно присоединять к отряду простых солдат. В управлении подразделением появилось много нововведений: добавилась опция «бег/ходьба», «удерживать позицию». Если отряд перемещается бегом, у него расходуется выносливость, вплоть до того, что воины застынут на месте от усталости, не в состоянии дальше двигаться, пока выносливость не восстановится. У некоторых подразделений существует специальная, свойственная только ему атака или способность.
Присутствует несколько вариантов построения: колонна – лучше использовать во время движения отряда по пересечённой местности, линейный строй – в этой формации отряд лучше сражается. Ещё есть «плотное» построение - для рукопашной схватки, и «свободное» - уменьшает урон от огня катапульт стрел и заклинаний. По правде говоря, лично я практически не использовал эти типы построений, предпочитая плотное линейное построение. Не то, чтобы это лишнее, но при игре мне было немного не до этого…
У каждого отряда, равно как и у героев, существует девять характеристик, которые абсолютно идентичны характеристикам из настольного Warhammer: здоровье, броня, вероятность поражения, скорость атаки, повреждения, боевой дух, сопротивляемость, дальность, скорость передвижения. Характеристики отряда можно увеличить покупкой новых доспехов, оружия, знамён и других улучшений. В бою, показатели улучшаются, через использование магических свитков и за счёт способностей героя, присоединённого к отряду. С каждым новым уровнем у подразделения увеличивается допустимая численность в личном составе.
У героев с накоплением опыта начисляются очки, которые следует тратить на повышение специальных навыков, представленных в виде древа, по которому игрок распределяет очки на прокачку интересующих его способностей. Навыки героев разделяются на три группы: первая – навыки, дающие бонус только герою, вторая – навыки, помогающие герою в дуэли с вражеским героем, и третья группа навыков - даёт бонусы отряду, если к нему присоединится герой.
Обычные подразделения ограничены в опытности третьим уровнем, герои могут развиваться до сорокового уровня. Однако, нельзя сказать, что отряды служат некой опорой для героя, уничтожающего всех врагов одним лишь взмахом меча. Герои и отряды взаимно дополняют друг друга, вся тактика боя строится на их взаимодействии с учётом индивидуальных особенностей каждого подразделения и героя.
Камеру можно по-всякому вращать, приближать, удалять, выбирая наилучший обзор. И всё бы хорошо, но она не так удобна, как, скажем, в Dawn of War. В пылу боя, когда нужно быстро отдавать приказы и заниматься исключительно сражением, приходится много внимания уделять управлению камерой. Поначалу это сильно раздражает, но потом привыкаешь.
В Warhammer Dark Omen, многие жаловались на отсутствие сохранений в миссии, в Mark of Chaos их тоже нет. Зато, появилась возможность отдачи приказов в режиме паузы, но лично я этим новшеством почти никогда не пользовался, предпочитая играть по старинке, как в Тёмном Предзнаменовании или тени Рогатой Крысы.
Перед началом сражения игрок может расставить войска в области, отмеченной флажками. Если в предыдущих играх (SotHR, Dark Omen) грамотная расстановка войск являлась важнейшим фактором для достижения победы, то в Печати Хаоса она не играет такой важной роли. Это связано с тем, что в большинстве миссий вам приходится наступать, а не оборонять свои позиции. Хотя миссии оборонительного характера также встречаются, и тогда возможность расстановки войск приходится очень кстати.
Тактика ведения боя сводится к тому, как вы используете возможности отрядов, способности героев и рельеф местности, а также расовые особенности существ. Если поблизости от вашего героя оказывается вражеский герой, между ними происходит поединок, в который никто не может вмешаться. Значительным нововведением являются миссии со штурмом и обороной крепостей. Штурм крепости выглядит очень зрелищно, при штурмах вам должна помочь артиллерия, способная своим огнём пробить в стене брешь, балисты, осадные башни, тараны, и пехота, с осадным снаряжением в виде лестниц и бочонков с порохом, которые можно заложить в основание стены.
Если воины подвергаются внезапному нападению с тыла или несут большие потери, боевой дух снижается, солдаты хуже сражаются и могут обратиться в бегство. Боевой дух может быть поднят специальной способностью героя или магическим зельем. Когда стрелковый отряд ведёт огонь по отряду врагов, сражающихся с вашим отрядом, то повреждения от выстрелов распределяются и на дружественные подразделения. А если в дерущиеся отряды попадёт пушечное ядро, то быстрая смерть обеспечена многим воинам на месте, как своим, так и чужим.
Прохождение кампании выполнено в виде глобальной карты, по ней перемещаются герои игрока, выполняющие задания. С каждой новой главой открывается новый участок карты. Миссии бывают обязательные, то есть те, без прохождения которых невозможно дальнейшее развитие сюжета, и необязательные, это такие задания, которые можно пропустить. На деле необязательные задания лучше всего выполнять, так как это дополнительный источник столь нужных денег, опыта, а также артефактов и магических снадобий.
Деньги – их всегда катастрофически не хватает, они постоянно расходуются на апгрейд и покупку новых войск, и приходится тщательно продумывать, какие отряды вы хотите улучшать. Сундуки с деньгами в большом количестве выпадают из уничтоженных отрядов противника, равно как и всевозможные магические зелья, свитки и артефакты. Основная масса денег выдаётся игроку после успешного выполнения миссии в виде золота, которое солдаты получили, «обыскивая трупы убитых врагов!». Клянусь, там так и написано! А что вы хотели, тяжёлые времена…
На карте помимо миссий обозначены города, их могут посещать ваши герои с армией. В каждом городе есть храм, арсенал, казармы и лавка алхимика. В храме можно воскресить доблестных героев (за деньги!), воскресить погибших солдат в отрядах, если отряд не был полностью уничтожен, поднять боевой дух воинов, купить благословление. В арсенале можно купить более мощное оружие и доспехи, осадное снаряжение и другие улучшения для отрядов, а также боевого коня для героя. В казармах нанимают новые подразделения, а также героев и магов. Лавка алхимика предоставляет богатый выбор всевозможных магических зелий и артефактов, вот только их покупка влетит в ещё ту копеечку. Артефакты утратили былую роль супер оружия, теперь это не более чем полезные магические вещи, увеличивающие характеристики её владельца. Если отсутствует возможность посетить город, герой с армией имеет возможность разбить полевой лагерь и пополнить в нём поредевшие в битвах ряды солдат.
Графика в игре замечательная, модели солдат выполнены очень качественно, уделено внимание разным мелочам в амуниции. При приближении камеры воины не выглядят клонированной безликой массой, у них разные лица (почти у всех) и даже в отряде крысолюдов-скавенов с первого взгляда сложно найти одинаковых на вид существ.
Когда солдаты стоят в ожидании приказа, они переминаются, чистят оружие, переглядываются, словом, ведут себя как живые существа, а не как монолитные истуканы. Анимация моделей в движении и в бою великолепна! После залпа мушкетёров из стволов мушкетов вырывается пороховой дым, который некоторое время висит тяжёлой пеленой, постепенно рассеиваясь, а мушкетёры тем временем заряжают своё оружие для следующего залпа. Вид того, как военнослужащие чётко выполняют повороты/развороты и перемещения в строю, способен порадовать глаз самого законченного армейского полковника. Но самое красивое в игре – это боевая магия в действии, особенно меня впечатлила магия пылающего мага! Это сложно описать, или передать скриншотом, это надо видеть! Лес, постройки, горы, небо, погодные эффекты - всё выглядит очень красиво и атмосферно!
Говоря об атмосфере игры, я могу сказать лишь одно – это действительно Warhammer! Атмосфера эта очень мрачная, серые и тусклые тона преобладают в Печати Хаоса. Здесь нет места радости и солнечному свету. Повсюду видны следы долгой и кровавой войны: полуразрушенные города, сожжённые дотла фермы, мародёрствующие банды зеленокожих и северян, везде царит запустение и разорение...
Словом, атмосфера полностью соответствует тому периоду в истории вселенной Боевого Молота, который призвана отобразить данная игра.
Музыка в Mark of Chaos не является чем-то особенно выдающимся, нет, она не плохая, она просто поддерживает атмосферу игры, но не более того. Если вспомнить, то в Dark Omen музыка, помимо поддержания атмосферы, создавала определённое настроение, настраивала игрока на битву, полностью овладевая его вниманием, эти мелодии до сих пор звучат в моей памяти!
Mark of Chaos был локализован в России фирмой Новый Диск. На сайте НД на страничке игры написано: «Перевод такой игры на русский язык – очень ответственная работа. Именно поэтому к работе над локализацией привлекались знатоки из российского Фан-клуба Warhammer».
Перевод действительно выполнен на высоком уровне, кроме того, озвучка персонажей очень качественная! Локализация игры оставляет исключительно положительные впечатления. Все, я повторяю – все герои и солдаты озвучены подобающим образом, и более того, голоса подобраны очень удачно, учтены даже мельчайшие интонации в голосе, свойственные тому или иному персонажу! Особенно сильно мне понравился голос пылающего мага, озвучка моих любимых скавенов тоже не подкачала! Здорово, очень здорово! Одна из самых лучших локализаций, виденных мной за последнее время! Говоря о качестве перевода, обратите внимание, что солдаты в отрядах названы «модели»! И это неспроста, ведь, как известно поклонникам Warhammer’а, в основе компьютерных игр по Боевому молоту лежит настольная игра, где сражения происходят на специальных больших столах, при помощи миниатюрных моделей солдатиков.
Что я могу сказать в заключении…
Игра получилась очень хорошей, интересной, выдержанной в стиле Боевого Молота стратегией. Не всё в ней идеально, но видно, что разработчики старались и с любовью подошли к своему делу, а при таком подходе можно надеяться лишь на то, что следующая их игра будет ещё лучше! Ни о каком упадке серии я бы не стал говорить, на мой взгляд, этого нет и в помине, есть лишь развитие. Хотя в некоторых отзывах об игре люди говорили, что Печать Хаоса является жалкой копией Тёмного Предзнаменования и Тени Рогатой Крысы, я не буду настолько категоричен в своих суждениях! Эти три игры абсолютно разные, конечно, общие черты присутствуют, но игровая механика у всех совершенно разная. Каждая из этих игр показывает мир Боевого Молота с новой стороны, как бы освещая разные грани одного драгоценного камня.
1062 Прочтений • [Обзор на игру Warhammer: Mark of Chaos] [07.04.2012] [Комментариев: 0]