Унылые серые стены, ядовито-зелёные токсичные отходы, выбрасывающие вверх смертельные испарения, рабочие, превратившиеся в живые машины, и скрывающие свои лица солдаты со зловещей аббревиатурой на нарукавных повязках… Вот он, мир будущего, будущего, которое предрекали наивные фантасты далёкого, почти легендарного двадцатого века, будущего, где исчезло само понятие «выбор»…
…Silencer встрепенулся. Где-то там, за грудой старого оборудования, отчётливо раздался на мгновение звук телепортации очередного «цепного пса». Сколько их он уже отправил на тот свет?.. Пожалуй, он и сам не смог бы ответить…
А ведь где-то, наверное, есть яркое, лучистое, доброе и ласковое солнце, зелёная трава, пусть бедный, но родной дом, идея добра и всепрощения, мир, покой…
Есть. Где-то. Но только не здесь. Здесь, в бесконечных лабиринтах спрута, железной пятой растоптавшего человеческую волю, есть только одна идея – месть. Это то, ради чего стоит жить. Здесь нет места размышлению и состраданию. Либо ты – либо тебя. Но если ты знаешь, зачем ты здесь, то жажда мести поможет тебе выжить. Потому что тебе нечего терять.
… Тишину лишь на секунду разорвал стремительный, яркий, словно вспышка, звук точного выстрела. Тупой офицер даже не успел понять, что с ним случилось, не успел издать ни единого звука…. И вновь воцарилась тишина. Но это уже была другая тишина. Потому что обстоятельства несколько изменились…
… Он знал, что осталось немного. Ещё чуть-чуть, и возмездие свершится. Крестоносцы Легендарных Лет сражались за правду острым мечом. Крестоносец Нового Мира пользуется несколько другим оружием, но – вот и вся разница. Суть не изменилась. Ничуть.
… А воспалённое сознание между тем всё отчётливее и настойчивее, сквозь мучительную пелену усталости, словно калёным железом выжигало перед глазами три буквы, три страшные буквы, способные в одночасье разрушить жизнь любого, - WEC…
Crusader: No Remorse – изометрический 3d-action.
Краткая игровая история.
Действие игры происходит в 2195 году. Вся власть на Земле принадлежит огромнейшей зловещей мегакорпорации – Мировому Экономическому Консорциуму, или WEC (аббревиатура от первых букв слов названия данной организации по-английски). В этом тоталитарном технотронном мире жестоко подавляется не то что свободомыслие, но и малейшее нарушение Закона. Специальные отряды на службе WEC моментально устраняют всех «неугодных», которые мгновенно вычисляются с помощью высоких технологий.
Silencer, главный герой игры, был лучшим из карателей. Но, как известно, выделяться чем-либо, пусть даже и отличной работой, не стоит… Когда двое его друзей были убиты, а на него самого была объявлена «охота», Silencer примкнул к Сопротивлению и объявил, что называется, WEC’у войну. И роль его предстоит «играть» вам.
Вполне вероятно, что «новое поколение», в детстве игравшее, а ныне благополучно забывшее Unreal, ибо перешло на «новые» игры, даже никогда не слышало о Crusader’е. А ведь когда-то он был если не мировым хитом, то, по крайней мере, весьма и весьма популярной игрой. Люди, игравшие на высшем уровне сложности, наверняка помнят бессонные ночи, проведённые за огромными мониторами и посвящённые поиску оптимального решения…
Жанр игры определить крайне сложно, практически невозможно. Кто-то называет её adventure, кто-то - даже «аркадой». По моему же скромному мнению, это всё-таки action, только очень необычный во всех отношениях и не имеющий аналогов, но именно составляющая «действия» в нём самая главная. И это здорово.
Если говорить об игровом процессе, то он может показаться довольно простым. Изометрический вид, более-менее стандартное управление (так сначала кажется). Суть – продвигаться вперёд, либо «так», либо с помощью телепортов. Есть несколько видов врагов и оружия. Начинаем со слабым оружием, потом найдём лучше. Первые наши враги – «слабые» стражники. Тут же под ногами болтаются несчастные рабочие, которые очень умело поднимают руки в ужасе, как только нас заметят. Есть аптечки, припасы, медицинские и энергетические капсулы, т.е. поддержка по ходу игры нам предоставляется. Есть миссии – общим числом 16, можно посмотреть, что надо сделать.
Самая «горячая» клавиша – S. С её помощью можно воздействовать на какой-либо объект: нажать кнопочку, чтобы открыть дверь, рычаг, чтобы убрать силовое поле или чтобы опустить лифт-платформу, открыть ящик, и так далее. Не все двери просто так открываются, нередко надо решить «загадку» - найти карту доступа в каком-нибудь ящике. И потом подобрать код для открывания двери. Но мы ведь в Сопротивлении, в коллективе! Поэтому если спрашивают пароль, то надо поискать где-либо недалеко компьютер, войти в него и почитать, что там есть. Почти наверняка – нужный нам код. Клавиша эта срабатывает только тогда, когда рядом есть некий объект. Срабатывает она и при подходе к трупу поверженного (и не обязательно непосредственно врага) – можно обыскать тело и взять с него что-нибудь полезное: аптечку, например, или кредиты, на которые потом можно будет приобрести что-нибудь ещё полезнее (это, конечно, не «РПГ-элемент», но всё же…)
Сражаться придётся не только с людьми и роботами, но и с настенными орудиями. Искусственный интеллект противников оставляет, конечно, желать много лучшего (по сегодняшним меркам), но не всегда. Иногда, особенно на высшем уровне сложности, может прийтись туговато, и не всегда дело в количестве противников – бывает, что они вдруг сделают что-нибудь очень и очень умное… Тактику никто не сбрасывает со счетов, и решение не всегда очевидно. Кроме того, «загадки» от миссии к миссии становятся несколько сложнее. То есть игра не очень-то и проста.
Нет смысла, на мой взгляд, давать подробное описание противников, оружия и прочего – это довольно долго и скучно, да и нужно скорее для руководства, чем для более чем краткого обзора. Да и вряд ли что-либо из этого покажется удивительным, даже со скидкой на возраст игры. Удивительно другое, а именно – всё остальное.
Первое, что поражает, когда начинаешь играть в Crusader’а, - графика. Это ведь DOS, друзья, DOS и ничего кроме DOS’а! Откуда же такая красота? Откуда такая потрясающая прорисованность даже мельчайших деталей окружающей обстановки? А уж фигура самого Silencer’а в его красном костюме, его движения – так и вообще выше всяких похвал!
Да, перед нами он – тот самый супер-DOS, «тяжёлый», который мог бы сделать ещё много чудес…
Далее – упомянутые движения. Сначала вроде всё нормально и без претензий – знай курсорными клавишами (движение по сторонам света) да пробелом (приготовиться и стрелять) управляй… Но такая тактика ущербна и очень быстро продемонстрирует во всей красе свою полную несостоятельность… Но вот если вы сообразите нажать и зажать «Control», при этом нажимая курсорные клавиши, если нажмёте «Tab», «Alt» и другие клавиши, - то вашим глазам предстанет истинное чудо. Чего только, оказывается, не умеет наш Крестоносец: и прыгать, и кувыркаться в разные стороны, и даже передвигаться вперёд (а не только пятиться назад!) в состоянии боевой готовности! Но главное – как это всё представлено! Ни в одной игре нет такой точности и красоты движений! А ведь это «седая древность»… А потом ещё обнаруживаешь, что мышь тоже может быть при деле – пусть и не очень удобно, но ей можно целиться, да и кнопки пригодятся…
Дальше – больше. Вероятно, все помнят, как в 1997 году нас радовало т.н. «интерактивное окружение». Появились Hexen II и Quake II, Lands of Lore II, где были «интерактивные» ящики и бочки: можно было что-то подвигать, сломать… На следующий год все были в шоке от ящиков Half-Life и оружия ближнего боя, оставляющего следы на стене. И как-то забылось, что задолго до всего этого в старом-добром Crusader’е была такая интерактивность, которая никому и не снилась! Мало того, что большая часть нашего «окружения» может и должна быть использована, причём не обязательно (но чаще всего) разрушена (не всё разрушать обязательно, но возможно), – во многих ящиках есть секреты или даже необходимые вещи, тогда как разрушить их нельзя, - но и визуальные эффекты всего этого потрясают! И я говорю сейчас отнюдь не про красивейшие взрывы всевозможных бочек, турбин, генераторов и прочего (хотя это тоже замечательно), нет! Как вам, например, такой факт, что стулья на колёсиках, крошечные, но тщательнейшим образом прорисованные стулья будут вращаться и ездить, если по ним открыть огонь?!
А сколько игра может предоставить интересных возможностей, нововведений? Уже в самой первой миссии нам предоставят, во-первых, возможность получить под управление шагающего робота (на это время управление героем недоступно; кто не знает – переключиться на него назад можно при помощи клавиши «Escape»), а во-вторых – подключиться к компьютерной станции и увидеть на экранах мониторов то, что происходит в данный момент там, где мы ещё не были или, наоборот, были. А как все были шокированы от Zaero for Quake II, где, по мнению ряда лиц, «впервые» появилась такая «возможность наблюдать»!
И таких примеров много. Всё это в совокупности создаёт то, что мы называем «атмосферой игры». Здесь она присутствует «по полной программе». Даже если графика покажется кому-то «простенькой», несмотря на всю её красоту, оторваться от игры очень сложно – она буквально затягивает! Звуковое оформление игры тоже на уровне – озвучены практически все «элементы» окружающей обстановки, от едва уловимого жужжания силового щита до бульканья токсичных отходов…
Есть в игре и видео – и какое видео! Немного я могу вспомнить игр, а тем более игр тех времён, где были бы такие красивые ролики! Впрочем, их-то описывать уж точно не стоит – такое надо только видеть!
Но эффект был бы более чем неполон без ещё одной составляющей. Той, которая может испортить отличную игру или вытянуть безнадёжную. Той, которая не должна быть определяющей, но которая иногда заставляет забыть обо всём. Я говорю о музыке.
Так вот, в Crusader’е музыки нет. Есть только Музыка. Именно выделенная жирным и написанная с большой буквы. Ибо она настолько потрясает, что представляет собой ценность даже отдельно от игры. Каждая из миссий сопровождается отдельным мотивом. Прислушайтесь и вдумайтесь, и тогда вы поймёте, насколько удачны композиции сами по себе и насколько удачно они распределены по миссиям игры. Ведь, несмотря на внешнюю похожесть, у каждой из миссий есть свой «дух», и формируется он во многом благодаря особой мелодии. Мой вам совет – не меняйте музыку во время игры. Есть комбинация кнопок, которая позволяет сделать это, но я принципиально не укажу её, - не портите себе удовольствия от игры.
Отдельно можно выделить ту композицию, что играет в главном меню, ту, с которой, в общем-то, и начинается знакомство с игрой. Я не знаю, может ли она оставить кого-то равнодушным. Правильно говорят, что Музыка – универсальный язык, понятный всем. Даже не зная в деталях сюжета игры, мы благодаря ей узнаем о великой трагедии человечества и будем преисполнены сил изменить историю. Даже музыка из лучших боевиков вряд ли может с ней сравниться.
Что сказать напоследок? В этой игре есть всё – великолепный сюжет, великолепнейшая для своего времени и продолжающая поражать сейчас графика, отличный звук, отличное видео и потрясающая, фантастическая музыка, удивительный, детально проработанный, красивый и очень сложный, при всей своей внешней простоте, геймплей. Видно, что игра сделана с огромнейшей любовью и ответственностью, если можно так сказать. И она удалась на славу – в неё действительно интересно играть, а разве не это – самое главное?
Любой, кто считает себя увлечённым играми, на мой взгляд, просто не должен пройти мимо этого чуда. Ибо лишить себя возможности лицезреть настоящий, истинный шедевр – значит серьёзно себя обделить.
Так что – неужели у игры нет недостатков? Тогда почему она всеми или почти всеми забыта?
Причин на то несколько. Кто-то просто не сумел по достоинству оценить игру и окрестил её «аркадой», а ему поверили. Кто-то не сумел с ней справиться из-за высокой сложности. Но главная причина в другом.
Всех побеждал наш Крестоносец, и не было такой силы, которая могла бы ему противостоять. Не было до поры. А потом появилась. И имя ей – Windows. Крестоносец не принял её, а она – его. И он ушёл. Ушёл в далёкий мир безвозвратно ушедшей юности, окутанный лёгкой розовой дымкой воспоминаний, в мир, где высшей наградой для него была благодарная улыбка и скупая слеза тех, кто иногда ещё оглядывался на маленький островок, оставшийся где-то далеко, в бескрайней пучине прошлого…
Но время хоть и неумолимо, но всё расставляет на свои места. Начиная с версии 0.63 эмулятора DosBox появилась более-менее полноценная поддержка Crusader’а, а начиная с версии 0.70 исчезли практически все проблемы с запуском и игрой. И произошло Великое Возвращение.
Впрочем, произошло ли? Мир изменился, изменились люди, изменились игры. Вполне возможно, что Красный Мститель и не найдёт себе места в Новом мире, не обретёт подлинную вторую жизнь. Пусть так. Тем более что ему это и не нужно – быть «игрой для всех»…
Но обязательно найдётся тот, кто однажды захочет вернуться к «корням», понять, откуда пошли многие вещи, которые он так любит в играх…
А Крестоносец не знает усталости и жалости, не только к другим, но и к себе, - он всегда готов. И тогда красная стрелочка щёлкнет, щёлкнет всего лишь один раз… И недальновидные парни из WEC в который уже раз поймут, как жестоко они просчитались при выборе очередной мишени… Вот только сожалеть о чём-либо будет уже поздно. Пульт управления – в надёжных руках, а значит, возмездие – уже на пороге.
P.S.: Игра есть на сайте в двух вариантах - рип и ISO. Прекрасно работает под DosBox от 0.70 и «выше». В рипе вырезаны ролики, но сохранены звуки и вся Музыка.
1053 Прочтений • [Обзор на игру Crusader: No Remorse] [07.04.2012] [Комментариев: 0]