Обзор на игру Grand Theft Auto: Vice City. Смерть под солнцем
Мне часто снились другие города. Города, которых я никогда не видел. В них не было ничего необычного – дома, улицы, сады, пригорки, реки, каналы, озера, океаны. «Это опасная игра», – грозила мне пальцем девушка, в глубоком декольте которой прятался профессор Юнг. Когда заканчивался рабочий день и все расходились по домам, а Оксана оставалась, мы долго беседовали о том, что мои сны – это всего лишь мое стремление к чему-то иному, но ничего иного быть не может, есть только данная реальность. Потому мне и снится «иное» в образе таких же домов, улиц, садов. Может быть, мне стоит просто купить билет на самолет? И я его купил. И вместо с ним, как выяснилось позднее, я приобрел вид на жительство, а потом и прописку с гражданством.
Город назывался Vice City. Кто-то подсказал мне, что образцом для Города Порока послужил Майами восьмидесятых вкупе с десятком фильмов и телесериалов о восхождении простого бандита к вершинам криминальной вселенной. Возможно. Но даже мне, не узнавшему прототипы в разбросанных здесь и там аллюзиях и намеках, не стало от этого скучно. Не смотрел я ни «Лицо со шрамом», ни «Путь Карлито», ни «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», ни тем более телесериал Miami Vice. Не мой это киножанр. Но я бродил по залитым светом улицам, любовался фасадами домов в Vice Point, встречал рассвет на Washington Beach, мял траву на лужайках Leaf Links, прогуливался у фонтана в Ocean Beach, пробирался трущобами, забитыми кубинцами и гаитянцами, грустил у заброшенных особняков острова Креветки и завидовал богачам острова Морской звезды. И этот город стал моим. Я жал руки тем, кто помогал, не мешал тем, кто оставался в стороне, стрелял в тех, кому не нравился мой бизнес. Когда ствол М134 перестал крутиться и остыл, я присел на ступеньки особняка, отобранного мною у одного наркопижона, и, едва вслушиваясь в вопли своего верного, но излишне суетливого адвоката, подумал о том, как много уже сделано и сколько еще предстоит сделать. Меня ждали полеты на гидроплане и вертолете, трясущиеся продавцы магазинов и закусочных, исходящие бессильной злобой полицейские, гонки радиоуправляемых машинок вкупе с другими ни к чему не обязывающими способами провести время и все остальное, что может предложить город, созданный для консольных утех.
Перед нами приквел к Grand Theft Auto III. Действие разворачивается пятнадцатью годами ранее: семья Форелли в зените своей славы, Фил Кессиди еще не расстался с рукой, ди-джей Лазло предпочитает торчать под хард-рок, а неуклюжий Дональд Лав заглядывает в рот местному строительному воротиле. Сеттинг безупречен: мешковатые костюмы пастельных цветов, шикарные особняки, великолепный гольф-клуб, скоростные лодки, спортивные авто, синтипоп, глэм-метал, новая волна. Едва ли пародию на гламур восьмидесятых можно было бы изготовить на материале угрюмого Нью-Йорка, поэтому там, где в Либерти-Сити преобладали оттенки серого, в Vice City яркие краски, отели, пальмы и пляжи. Если в GTA3 в роли секретиков выступали невзрачные пакеты, перевязанные почтовой бечевкой, то здесь мы ищем психоделические зелененькие статуэтки в виде индейского божка. Тот, кому удастся найти их все, узнает, что внутри, и окончательно удостоверится, что солнечный город на берегу теплого океана - не только знаменитый и респектабельный курорт, но и важный перевалочный пункт кокаиновой торговли.
Наконец, герой, что под стать яркому и смертоносному сеттингу. Это вам не Малыш Клод из GTA3, болтавшийся между криминальными боссами и прикончивший их всех скорее по воле случая, чем в результате сознательных устремлений. Знакомьтесь: Томми Версетти, профессиональный киллер, отсидевший пятнадцать лет (да здравствует американский суд, самый гуманный суд в мире) за пятнадцать безупречно выполненных заказов. Он хозяин ситуации, он действует жестко и беспощадно, он не отделывается кивком, выслушав излияния очередного нанимателя, он знает, когда следует промолчать и выждать, а когда показать свою железную хватку. «Томми, ну теперь-то, когда мы знаем, что это Диас порушил нашу сделку, какого черта мы шестерим на него?» - «Чем больше мы узнаем сейчас, тем меньше нам придется узнать, когда этот город перейдет к нам».
Не много ли для аддона? Что ж, таков жанр: для того чтобы придумать и продать комплект дополнительных миссий, в мире Grand Theft Auto III приходится с нуля создавать полноценный новый мир. А ведь о том, что это именно аддон, говорит и то, что игровой процесс претерпел весьма незначительные изменения, и то, что интерфейс остался неизменным, и то, что задания стали проще и выполняются быстрее, и то, что город разделен только на две части вместо трех в GTA3, и то, что мосты, закрытые из-за штормового предупреждения, открываются раньше, чем в оригинальной постановке. По сравнению с Либерти-Сити потомок Майами кажется небольшим, но, вероятно, это связано с четким районированием и бросающимися в глаза ориентирами, что позволяет быстро выучить город. Этому, кстати, способствует и карта, отсутствие которой в GTA3 не раз заставляло вспомнить разработчиков нелестным словом.
Всего вышеперечисленного достаточно для того, чтобы преданные поклонники GTA3 променяли еще 400-500 часов своей жизни на приобретение туннельного синдрома и радикулита. Но Rockstar North добавила массу свежих штрихов, чтобы игра засияла ярче поднимающегося из океанских глубин светила. Во-первых, лодками управлять теперь намного легче, да и водных развлечений прибавилось. Во-вторых, на смену неуклюжему «Додо» пришел очаровательный гидроплан. В-третьих, на улицах города зажужжали мотоциклы. В-четвертых, мы без труда обозреваем Vice City с высоты птичьего полета благодаря адской машине, некогда известной как автожир. Зажмурьтесь. Это счастье. И, конечно, все это означает принципиально иные миссии. Ни у кого уже не повернется язык назвать GTA:VC автоаркадой.
Создавать хаос и улепетывать от мстителей в одинаковой неброской форме тоже стало чуточку интереснее. Невзрачные одинаковые люди, которым правительство платит деньги за измывательства над честными гангстерами, научились прокалывать шины наших любимых спорткаров, а с неба в самый ответственный момент сыпется спецназ. Который может схлопотать по-крупному. Выбирайте: вместо 12 видов оружия в GTA3 мы имеем 35 самых разнообразных помощников, хотя одновременно можем спрятать за пазуху только 10, по одной разновидности каждого класса. Некоторые, кстати, можно купить в магазинах рабочих инструментов. Да и, честно говоря, сам процесс смертоубийства стал выглядеть намного привлекательнее, чем в GTA3, благодаря подработанной картинке и более удобной камере.
И все-таки прекрасный город – главное конкурентное преимущество GTA:VC. Чтобы вы как следует это прочувствовали, вам порекомендуют свести знакомство с Эйвери Керрингтоном, а тот уж расскажет, насколько надежно вкладывать средства в недвижимость. Если вы хотите увидеть Томми победителем, придется объездить весь город и скупить все выставленные на продажу домики. Мне этот рутинный процесс большой радости не принес. Что толку от шикарного особняка El Swanko Casa, если я не могу зайти внутрь и полюбоваться на обстановку? Что мне толку от кондоминиума на Вашингтон-стрит, 1102? Ну стоит серая громадина напротив офиса моего адвоката, что мне с ней делать? А между тем, некоторые здания позволяют проникнуть в святая святых – посмотреть на однообразные движения полуодетых девиц в клубе Pole Position, потусоваться в клубе «Малибу» и подняться в директорские апартаменты, облазить особняк Рикардо Диаса, проверить, не выселен ли ты из номера гостиницы Ocean View. Берлоги и чертоги Томми по мере выполнения тех или иных миссий сами собой меняются: занялся порноиндустрией – получи на стену адекватный увлечению постер, выиграл гонки – гордись призовой статуэткой в красном углу. Уютно! Только какого черта в моем особняке никто не убирает за собой коробки от пиццы и пивные бутылки! К счастью, приобретать недвижимость придется не только ради галочки. Ряд солидных учреждений и организаций готовы предложить нам набор интереснейших миссий. А потом регулярно выплачивать дивиденды. Наконец, если делать нечего, зайдите в магазин или пиццерию, достаньте свою самую страшную пушку и положите в карман еще немного баксов. Так, для создания настроения.
На закуску самое сладкое. Радиостанции. Болтовня. Музыка. Реклама. Испытанное средство окунуть игрока в мир восьмидесятых так, чтобы скрылись даже кончики волос. Описывать это волшебство решительно невозможно. Я отказываюсь. Ты едешь куда-то вдаль и подпеваешь «Keep feeling fascination, passion burning, love so strong» или «Too young to fall in love! Too young!», это вливается в ухо, изливается из сердца, гипнотизируя, заставляя верить, не отпуская. Может быть, это главный довод разработчиков в пользу того, что Vice City существует на самом деле. А еще потрясающие видеовставки и диалоги, достойные «Золотой пальмовой ветви», прохожие, устало опускающиеся на лавочки, чтобы передохнуть, – да сколько же этих фишек, которые наркотизируют игрока не хуже нембутала! Здесь перечислено далеко не все. Думаю, лишь единицам игра способна сорвать башку настолько, чтобы стремиться пройти игру на 100%. Но уверен, каждый найдет себе занятие по душе. Большой город – большие возможности.
1590 Прочтений • [Обзор на игру Grand Theft Auto: Vice City. Смерть под солнцем] [07.04.2012] [Комментариев: 0]