"Заседание Сената Ориона объявляется открытым!" - объявил громогласный голос сверху, который прозвучал для всех членов Сената на их родных языках. Улугфаргх, представитель расы антарян в Сенате, откровенно скучал. С тех пор как антаряне стали постоянно занимать президентский пост в Галактике, ничего интересного не происходило. Сейчас опять кто-нибудь предложит запрет о биологическом оружии или об ограничении шпионажа. Улугфаргха все это теперь совершенно не забавляло, а вызывало лишь тупую скуку. Он мечтал, чтобы разразился какой-нибудь крупный скандал, где Великий Белый Флот Ориона мог бы внести свою лепту.
"Выступает Мугайс, представитель цивилизации Люди с докладом о бедах в Галактике," - прогремел голос вновь. Трибуны, занятые представителями различных рас, возбужденно загалдели. На середину зала заседаний вышел скромно одетый гуманоид с розовой кожей. Представитель антарян подметил для себя, что раса людей выглядит еще более отвратительно, чем уничтоженные не так давно элерианцы.
- Разрешите мне начать? - поинтересовался человек.
Симулятор бухгалтера.
Есть у меня один друг, который всегда меня удивлял своими предпочтениями. Когда все нормальные подростки читали «Игроманию», он читал журнал «Деньги» и изучал теорию Адама Смита. Вопреки ожиданиям, мой друг не стал преуспевающим бизнесменом или руководителем крупной фирмы. Но буду надеяться на лучшее - он обещал взять меня к себе спичрайтером. Так вот, почему-то мне кажется, что такая игра как Master of Orion 3, создана для людей с подобным складом ума.
Когда я читал обзоры MoO 3 в журналах то не мог поверить низким рейтингам и не очень хвалебным отзывам. Да это ж классика! Это ж тот самый Мастер! Он не может быть плохим по определению! Спасибо пирату Одноглазому Джеку, который из-за дальних морей привез мне говорящего попугая и диск с игрой Master of Orion 3: The Atrium. Английская версия, между прочим. Но моя радость была недолгой - потыкав туда-сюда мышкой и взглянув на объем текста в мануале, я пошел качать фанатский русификатор.
Планета Шелезяка. Населена роботами.
Если вы играли в MoO 1-2, то я настоятельно рекомендую забыть все, что вы видели до этого. У Master of Orion 3 крайне мало общего с великими предками. Но начнем по шаблонному порядку. Во-первых, у игры появился внятный сюжет. Он лежит в мануале и своим объемом тянет на пару книг или сериал в несколько сезонов. Поэтому подробно касаться сюжета я не буду, а то можно случайно написать докторскую по астрономии. В двух словах - гнусные антаряне, которые совершали вероломные налеты на наши планеты во второй части, вышли-таки из тени. Эти загадочные кукловоды галактики обосновались на Орионе и оттуда играют в демократию, организовав Сенат Ориона. Но демократия у них выходит прямо-таки по Джорджу Бушу Младшему и все время ищет «ось зла», куда уже были записаны несколько рас.
В Master of Orion 3 вы не увидите таких милых и знакомых по прошлым частям существ, как булрати, алкари, мршанцы, дарлоки, гноламы и элерианцы. Они были принесены в жертву сюжету. Новые же расы являются плагиатом старых идей. Так, например, помимо саккры появилось еще целых две расы рептилий. Из новичков хотелось бы отметить только эфирианцев - жителей газовых гигантов, похожих на огромных медуз и идущих по биологическому пути развития. А также расу паразитов ивкул, которых ненавидят все остальные расы.
Infogrames зохавал мой моск.
Начало игры до боли похоже на предыдущие части. У нас есть одна домашняя планета, два разведчика и колонист. Разве что поначалу бросается в глаза огромный размер галактики. Здесь вроде все понятно, как дважды два - исследуем новые системы, отправляем колонистов к подходящим планетам. В MoO3 колонизировать все планеты подряд не разумно. И это обусловлено не только ее богатством или размерами. У каждой расы есть свои представления об идеальных условиях и надо искать максимально подходящие миры. Но вот кликнув по заселенной планете, можно идти за валидолом. Потому что экономика в МоО3 самая запутанная из всех, что я видел в компьютерных играх. Гигантское число неких всплывающих окошек, какие-то бегунки, какие-то графики… Все это может свести неподготовленного игрока с ума.
Вот что такое некая DEA? По своей сути это тоже самое распределение «человечков» на различные виды работ. Но в МоО3 каждая планета поделена на несколько регионов и в данном случае DEA - это специализация региона. То есть, пахать там будут или шахты бурить. В силу причудливого интерфейса и иных странностей догадаться до этого самому непросто. И эти DEA - только один из многих нюансов. Вы поглядите на гигантское число кнопок на основной панели, а потом еще раз поглядите на подопции этих кнопок. Ваши мозги еще не закипели? Самое странное, я не понимаю, для чего были нужны все эти переусложнения. Нельзя что ли было модернизировать старую систему управления экономикой?
Вот и корабли, которые бороздят просторы Вселенной. Это во-о-он те желтые фиговины.
Вместе с ростом империи растет и число колоний. И вот их уже десятки. По умолчанию экономика планеты управляется компьютером, но наш силиконово-кремниевый друг порой начинает строить какую-то галиматью. Ну да - отключаем «автопилот». Но учитывая число наших миров, а также то, что оно регулярно растет, за каждой планетой просто не успеваешь следить! Поэтому волей-неволей приходится отдавать бразды правления искусственному интеллекту. В МоО3 вообще очень много чего можно отдать на растер… пардон, управление ИИ. Тогда функция игрока сводится только к управлению кораблями и дипломатии. Добрый компьютер решит все остальные проблемы за вас. Здесь даже не нужно выбирать какую технологию изучать - изучаются все доступные сразу. Я снимаю шляпу перед господами из Infogrames и Quicksilver - они знали, что среднестатистический человеческий мозг просто не в состоянии контролировать столько событий сразу. Тогда задаю встречный вопрос - а зачем вы это все воротили, если знали? У меня есть подозрение, что эта игра изначально планировалась, как тренажер для менеджеров высшего звена. Иного объяснения я просто не могу найти. Спасибо, хоть в первых патчах подкорректировали поведение компьютерного горе-строителя, чем отучили его строить пачками внутрисистемные корабли. Искусственный идиот здесь даже за игрока может моделировать корабли. Прямо как в том мультфильме "Вы что, за меня и есть будете?"
Гневная отповедь.
Дайте мне нейтронный бластер - кому-то надо отстрелить руки и головы. Мало того, что мирную часть игрового процесса превратили в симулятор министра экономики, так еще и над битвами поглумились. Загадка - огромное пустое черное пространство, поделенное на квадраты. Что это? Отгадка - поле боя в MoO3. В этой черной пустоте летают мошки (типа корабли) и поливают друг друга лучами и ракетами. И все это происходит в реальном времени. Но если вам больно смотреть на этот бардак, можно опять все отдать в руки ИИ. В Master of Orion 2 пошаговые битвы между десятками линкоров и титанов на фоне космической бездны были по-настоящему эпическим зрелищем. Здесь же все решает тупой численный и технологический перевес - кто кого больше пощелкает с дальних дистанций, тот и победитель. Никаких тебе маневров и хитрых спецприспособлений. Зато, что приятно удивило, наземные бои стали куда лучше. Во-первых, теперь существует множество видов сухопутных войск, от пехоты до бронетехники и мехов. Также нужно выбрать тактику ведения боя. Я не знаю, на самом деле, оказывает ли тактика хоть какое-то влияние на исход сражения, но это приятное нововведение.
Это не реклама средства от комаров. Это космическая битва.
О графике особо говорить нечего. Потому что ее здесь просто мало. Основное время вы будете общаться с окошками, цифрами и буквами. Есть огромная галактика, трехмерная и не очень красивая. Ее можно вращать. Непонятно только зачем. И еще есть трехмерные изображения планет - вот это выглядит красиво. Все остальное, что можно отнести к «графике», является схематичными изображениями. О «красотах» боев я уже говорил, поэтому к грустному возвращаться не хочется. Изображения послов и представителей рас, увы, очередная халтура. Да, они анимированы, даже что-то говорят на своих тарабарских языках, но выглядят так, будто «пиль, куриль, болель». Особенно жалко людей и псилонцев.
Семнадцать мгновений галактических циклов.
Но есть у МоО3 и исключительно положительные стороны. Например, хорошо проработанная система дипломатии и шпионажа. Шпионы теперь имеют свои имена, характеристики и специализацию. Один хорошо умеет устраивать теракты, другой привык работать с учеными, третий - профессиональный убийца, готовый сократить штат служащих другой расе лидеров. Путей к победе в МоО3 стало больше. Помимо всеобщего завоевания (что, по-моему, невозможно), появилась возможность найти некий «Антаран-Х». Некую секретную технологию антарян, которая приведет вас к победе. Также нельзя не заметить возросшее количество особенностей планет. На них может встречено все, что угодно: залежи редких ресурсов, опасная флора и фауна, логово контрабандистов, недобитая колония мршанцев или иной уничтоженной антарянами расы. Ваши граждане теперь тоже проявляют себя и в случае чего могут поднять бунт. Особенно их напрягают высокие налоги и отсутствие военного флота в системе.
Дружелюбие трилианца вызвано нежеланием стать бычком в томатном соусе.
Увы, помимо премудрой экономической системы и страшных космических баталий, у МоО3 есть еще ряд недостатков. Бедный ИИ настолько старается помогать игроку, что за компьютерных игроков не старается совершенно. В игре всего три уровня сложности и на самом низком иные расы выполняют по большей части декоративную функцию. На среднем и сложном у компьютера тоже дела не фонтан. Сколько раз я не играл, меня НИ РАЗУ не уничтожили! Флот разбивали, да. Но полностью никогда не уничтожали. Зато у компьютерных игроков есть странная мания - собрать весь свой флот на орбите какой-нибудь вашей периферийной планеты и висеть там, ожидая, когда вы соизволите прислать свой флот и превратить их в звездную пыль. Другой отрицательный фактор - дикая неспешность игры! Нет, я понимаю, межзвездные перелеты, огромная галактика и т.д. Но одна игровая партия может длиться несколько суток - и это еще мало! На фоне одного-единственного саунд-трека и ежеходного рапорта о строительствах на разных планетах, это может довести до белого каления. Если вы смогли выдержать ходов двести и не бросили играть, то примите мои самые теплые поздравления! Ваша нервная система крепка, как адамантиновая тяжелая броня корабля класса «Левиафан»! Ну, а если вы смогли довести до победы хотя бы одну игровую сессию… Хотя MoO3 - это совершенно не та игра, которая должна была продолжить гениальную серию! Если бы первый MoO был создан по подобной схеме, то я сильно сомневаюсь, что он бы вдохновил отечественного фантаста Сергея Лукьяненко на написание целых двух книг.
Тем временем в той же далекой-далекой галактике...
Улугфаргх вскочил с места. Никогда он еще не видел подобной дерзости от младшей расы! Эти людишки будут наказаны. Зал Сената наполнился гулом. Все представители иных были шокированы речью человека и кто поражался его смелости, а кто злорадствовал, предвкушая скорую гибель человеческой расы. И лишь сам человек оставался невозмутимым. Он знал, что компьютерный интеллект, управляющий Великим Белым Флотом антарян, приведет древнюю расу к скорой гибели.
1983 Прочтений • [Обзор на игру Master of Orion 3: The Atrium] [07.04.2012] [Комментариев: 0]