Обзор на игру Глухая древность: 1977 год в истории видеоигр (часть 1)
Я попробую рассказать о том, что творилось в нашем с вами любимом мире на самой заре видеоигр, когда количество приставок можно было перечислить по пальцам одной руки, а почти каждая новая игра создавала новый жанр.
Итак, год 1977-й, Atari 2600.
Air-Sea Battle
Уже в первой серии игр на Atari 2600 показана любопытная особенность этой системы. Игра Air-Sea Battle включает в себя аж 27 различных развлечений. Собственно, речь во всех играх идет о противостоянии морских и воздушных войск. Игрок управляет то средствами ПВО, то кораблями, то бомбардировщиками. Задача во всех случаях заключается в том, чтобы правильно рассчитать угол движения снаряда, его направление, исходное положение стреляющего объекта (иногда его можно менять, а иногда это стационарная пушка). Конечно, графика схематична, но уже в первых играх, и в частности в Air-Sea Battle заметно, что она симпатичнее, чем в Channel F. Игра достаточно яркая, разнообразная, самолет действительно выглядит не так, как вертолет и оба они отличаются от подводных лодок.
Вообще интересная ситуация: на сайте Mobygames, в принципе богатом на отчеты, но в основном по сравнительно известным играм, в списке игрушек за 1977 год обнаруживаются даже обзоры по игре Basic Math, представляющей собой банальный набор упражнений на простейшие арифметические действия.
Третья игра в стартовом наборе Atari 2600 тоже с сегодняшней точки зрения не представляет собой ничего особенного, но фактически является первой дошедшей до наших времен симуляцией карточной игры на компьютере/приставке. Симулировался Блэкджек, он же «21». В первой версии этой игры все происходило в верхней правой части экрана, вместо карт были цифры с условным их обозначением (без масти в маленьком квадратике. Чем хороши карточные игры, так это тем, что на любых по красотам и трехмерности компьютерам они играются абсолютно одинаково, если внешний вид не мешает восприятию игры. В Atari 2600 он пока мешает. Неудобно играть в карты, когда они выглядят не так, как на столе. Уже скоро сама компания Atari исправит свою ошибку, и в Atari-8 bit будут замечательные карты.
Combat
Прообразом этой игры стали аркадные автоматы Tank и Anti-aircraft, на которых игроки управляли , соответственно, танками и самолетами. Прямым предшественником, наверное, можно считать именно Tank, потому что вторая игра ближе к описанной ранее Air-Sea Battle. Combat, выпущенный в октябре 1977 года, - это один из примеров «чистого» геймплея, который даст так много игровой индустрии в дальнейшем. Как сказано в одном обзоре: «Это Чарли Чаплин компьютерных игр. Посмотришь – кажется – муть какая-то, но если поиграть, выясняется, что замечательная вещь!» Combat очень прост по своей сути, и может быть именно поэтому в него легко и приятно играть даже сегодня. С одним условием: играть надо против живого человека. Интеллект компьютерного противника практически отсутствует, а вот при игре с приятелем можно открыть достаточно много тактических хитростей. Многое еще зависит от выбора конкретной игры: Combat, как и Air-Sea Battle, представляет собой набор из многих (27) игр, которые отличаются друг от друга не только внешним видом объектов, но и кое-какими еще параметрами: возможностью управления полетом пули ( интересно, что эта фишка еще долго будет блуждать из игры в игру, несмотря на ее очевидную нереалистичность), отражением пули от стен (то есть от сторон экрана). Кроме этого, есть такие варианты, в которых один игрок сражается за три самолета, а второй за один гигантский «бомбардировщик», невидимые до самого выстрела танки, игра в чистом поле и в разной степени сложности лабиринте.
Наверное, к вопросу об этой игрушке уместно будет сказать, что приставка Atari, как и большинство игровых приставок того времени, включала по умолчанию два джойстика. Нормой было наличие двух игроков, ведь даже во всех рекламных роликах играют всегда как минимум двое, а то и всей семьей с участием бабушек и дедушек. Позже стало нормой продавать наборы с одним контроллером. Что послужило причиной этому – понять сложно. Можно предположить например, что подростки, игравшие в футбол (бейсбол) во дворе/на поле, всей компанией приходили домой и садились перед телеком…
Indy500
С 1911 года в Индианаполисе начали проводиться гонки на асфальтовом овале протяженностью 4 км. Общая длина трассы составляет 500 миль. Это одна из трех самых знаменитых и самых дорогостоящих гонок в истории автомотоспорта. Именно ее призвана отображать игра Indy500, вышедшая вместе с восемью другими играми в первой серии творений, появившихся на свет в 1977 году для Atari 2600.
В то время создать искусственный интеллект, способный самостоятельно пройти трассу, не врезавшись в препятствия, причем сделать это так, чтобы игрок смог конкурировать с таким противником, было задачей практически нереальной. Поэтому авторы прибегли к уже многократно испробованному способу: игра для одного человека существенно отличалась от игры для двоих. Вдвоем игроки нарезали круги по трассе, кто первый проходил 25 кругов – тот и победитель. В одиночку игрок сражался только с временем.
Очень любопытная картинка – специальный джойстик Atari для гоночных игр.
Если верить автору единственного отзыва на Indy500, обучиться управлению машиной с его помощью было делом непростым. «Ни одного круга не проходило без того, чтобы кто-нибудь во что-то не врезался… Причем у моих друзей получалось не лучше!» Для того, чтобы сделать жизнь геймера 70-х интереснее, существовало еще несколько модификаций: версия Ice, в которой помимо собственных кривых ручек нам еще мешает и мощная инерция автомобиля при малейших маневрах, версия Crash and Score, в которой основной задачей было взять (читай врезаться в) белые квадратики, периодически возникающие на поле, Tag, в котором машины игроков поочередно становятся мишенями, которые нужно нещадно таранить, чтобы заработать очки. Как только смена происходит, для новой мишени начинается отсчет времени. Выигрывает тот игрок, чья машина продержится в сумме 99 секунд.
Да, также как и вариации на тему Pong, Indy 500 была основана на аркадном прототипе. Исходные версии носили названия Sprint1 и Sprint2, и заметно уступали последней версии. Вообще надо сказать, что это редкий случай.
В 1977 году Indy500 задала планку качества для всех последующих видеоигр. Единственным, может быть, недостатком ее была необходимость наличия второго игрока. Да, норма игры снова - только вдвоем. Впрочем, может статься, это и неплохо…
(продолжение следует)
1138 Прочтений • [Обзор на игру Глухая древность: 1977 год в истории видеоигр (часть 1)] [07.04.2012] [Комментариев: 0]