Брифинг к последней миссии сообщает: победа в этой битве означает окончание войны для Европы. После успешного завершения задания получаем сообщение: в плен сдалось 50 000 солдат, еще 10 000 было уничтожено. Враг бежит. За все время игры о советских войсках не было сказано ни слова. О политике умиротворения агрессора и разгроме союзников во время захвата Франции немцами в начале войны – тем более. Сейчас, когда на Западе началась истерия по поводу событий в Южной Осетии, у меня почти не осталось сомнений, что американцы (или, что вероятнее, их правительственные круги, так как разумные люди есть среди представителей любой нации) действительно уверены в том, что именно они выиграли все пунические, столетнюю и Вторую Мировую войны. В данном случае этот миф культивируется канадской конторой Relic.
Company of Heroes.
Они были солдатами...
Идеологическая подоплека игры весьма сомнительна. Очередное спасение мира на Западном фронте длится полтора десятка миссий исключительно силами США и прочих союзников. При других обстоятельствах я бы не стал обращать на это внимание, но сейчас, когда в мире творится такой беспорядок, следует признать: все это не случайно. Забегая вперед, сообщу, что в единственном дополнении к CoH появится кампания за еще одну сторону конфликта. Германию. Кто после этого будет отрицать, что по большей части западные игрушки идеологически выверены и создают необходимый для Запада образ России/Советского Союза? Если кто не понял, то образ этот преимущественно отрицательный или вообще никакой. Даже в Call of Duty на каждого хорошего советского снайпера приходится пяток нехороших комиссаров и половина винтовки.
Первое знакомство с Company of Heroes сулит игрокам обернуться серьезнейшим культурным шоком. Камера берет крупный план лица офицера морской пехоты США: он сосредоточен, раздает последние указания солдатам перед высадкой на «Омаху». Затем камера принимает стандартное для стратегий положение и рот непроизвольно разевается, в то время как глаз выхватывает с экрана мелочи, десятки, сотни мелочей, из которых соткано прекрасное графическое полотно CoH, а ухо тем временем наслаждается великолепным многоканальным звуком игры. Солдаты озираются по сторонам, пулеметчик в бункере переставляет свой MG, снаряд, попав в отделение стрелков, разрывает особо неудачливого бойца на куски, оставляя в земле воронку, в которую немедленно прячутся выжившие пехотинцы, окропленные кровью своего сослуживца. Танк бульдозерным ножом срезает зеленые насаждения, попутно сметая минометный расчет врага, дом, выдержавший прямое попадание из гаубицы, рушится, будучи задетым проезжавшим мимо танком, похоронив под собой пяток фрицев. Попадание «тигру» в лоб и с тыла, в двигатель, – это, извините, две большие разницы. Увидеть *неуправляемый* танк врага – большая удача и отличное времяпрепровождение. Все это в 2006 году производило громадное впечатление. Если с тех пор что-то и изменилось, то, поверьте мне, немногое. Если у вас есть желание обновить свой компьютер *под современные* игры, считайте, что CoH – его неотъемлимая часть. Не увидеть *такое* - это преступление.
Уши предыдущего проекта Relic показываются не сразу. Поначалу надежда на wargame еще теплится, но различные подкрепления и строительство инженерных сооружений напрочь изгоняют воргеймного демона, и мы остаемся один на один с Dawn of War. Базовые принципы остались неизменными: контролируя ключевые точки, приносящие различные ресурсы (боеприпасы для орудий, топливо для танков, бойцов для стрелковых отделений), нам предстоит выполнять привычные для RTS про WWII задания: захватить конвой, удержать высоту, уничтожить врага. К счастью, уничтожать все, что движется, не нужно, но ассортимент миссий, мягко говоря, давно знаком. Все те же конвои, высоты и тотальные аннигиляции были, например, в Sudden Strike. Но SS CoH не конкурент – если с кем и сравнивать, то с Ground Control 2 и Dawn of War. И тут перед нами предстает игра новой формации, которая умудряется совмещать бесшабашность ведения боевых действий RTS с толикой глубины классического воргейма.
Скриншотом не передать того пугающего псевдореализма,
который разворачивается на экране монитора простого персонального компьютера...
Так, скажем, пехотное отделение, притаившееся в жилом массиве, гораздо проще и быстрее можно выкурить с помощью огнеметов, нежели тратить время на уничтожение непосредственно самой постройки артиллерийскими залпами. Снайпер хорош в разведке при корректировке огня минометов, область обзора которых значительно уступает расстоянию, на которое они могут вести огонь. Также одиночка, изымающий из запасников жестко лимитированный в худших традициях RTS ресурс под названием «количество войск» в величинах, почти равных тем, что необходимы для производства стрелкового отделения, является великолепной боевой единицей, которая в одиночку способна решить исход любого поединка. Конечно, если у врага нет бронетехники. Правда, даже в том случае, когда ИИ полагается исключительно на пехоту, есть определенный шанс потерять ценнейший кадр: на коротких дистанциях стрелок откровенно нервничает и частенько мажет.
Универсальными боевыми единицами являются отделения из шести человек. В зависимости от миссии или поставленных задач в состав отделения могут входить рейнджеры, десантники или стрелки. Любой из таких отрядов без проблем может занять трофейную технику или подобрать *ничейный* пулемет. Учитывая, что в CoH восполнение потерь производится кнопкой (условно) «добавить бойца», наиболее выгодным является отряд десантников, потому как к ним подкрепление сваливается буквально с неба в любой точке карты (даже в тех миссиях, в которых «подлет авиации невозможен ввиду насыщенной линии ПВО фрицев»…), в то время как остальным бойцам приходится отступать к казармам, дабы в их поредевшие ряды влились новобранцы. С другой стороны, стрелки способны эффективно бороться с тяжелой техникой врага: пара-тройка удачных бросков бомб-липучек, знакомых нам по «спасению рядового Райана» - и почти любой немецкий танк разлетается на куски. Недостатками такого метода борьбы с бронетехникой является, во-первых, тот факт, что броски можно совершать после достаточно длительных «перезарядок», во-вторых, солдатам приходится подбираться к танкам достаточно близко, из-за чего последние ведут по ним огонь достаточно эффективно, в-третьих, бомбометатели склонны к промахам, а сами бомбы, увы и ах, стоят «денег» (точнее, одного из доступных ресурсов). Звериный оскал капитализма умудрился пробраться даже в глубокий тыл врага.
Особо стоит отметить минометные и пулеметные расчеты. Первые, как уже говорилось, способны накрывать своим огнем значительные территории, посему пара-тройка таких отрядов почти наверняка обеспечит относительную безопасность оперативной базы. Вторые хороши в качестве истребителей всего, что передвигается на двух ногах. Проверено: два таких расчета, установленные в ключевых точках, способны перекрестным огнем остановить любые поползновения врага на вашу территорию. К сожалению, с легкой техникой вышла промашка. Пушки в случае необходимости лучше брать трофейные, ну а различные бронемашины – это несерьезно. Зато «классический» Шерман аж в трех различных модификациях – залог победы практически в любой операции.
Шерманам не повезло...
Миссии, в которых надо действовать выделенными начальством силами, присутствуют, но по большей части нацистов не удастся взять нахрапом, а потому приходится подключать к боевым действиям инженеров. Эти ребята – настоящий клад для адептов любой из возможных тактик. Поклонники окопных войн оценят способности военных строителей, которые могут растягивать колючую проволоку, укладывать мешки с песком и расставлять мины. Любители размашистых атак по всему фронту боевых действий наверняка бросят в след за своими танками несколько отделений инженеров: кто ж еще сможет подлатать ваших железных коней? Ну и, конечно, никому из игроков не удастся избежать строительства небольших, но все-таки баз. Стандартные казармы и «танковые заводы» - только верхушка айсберга. Куда менее очевидна польза от санитарных пунктов и пулеметных гнезд. Впрочем, если ресурсы позволяют, то можно строить все, что душе угодно, благо скорость строительства весьма высока.
Как уже говорилось выше, задания в игре вполне стандартны. Короткий брифинг, несколько стрелок, указывающих места, в которых *не должно остаться врагов*, - все, можно в бой. По ходу действия активируются многочисленные триггеры. Впрочем, уровень интерактивности настолько велик, что отличить сюжетный «проезд "пантеры" сквозь бетонную стену» от *игрового* можно только благодаря заскриптованной реакции солдат. Дескать, вот она – цель, лови ее. Если выполнению задачи что-либо мешает, то может появиться второстепенная цель. Например, если подход к стратегической точке обстреливается артиллерией врага, на повестку дня ставится вопрос о ее уничтожении. Уничтожите – хорошо, нет – ну и бог с ней. Особо прилежным командирам полагаются различные награды: спасли рейнджеров из засады – по окончании миссии распишитесь в приказе о получении медальки. Захватили высоту за отведенный срок – получите почетный знак. В конце игры нам продемонстрируют сводный список всех наград и будет предоставлен доступ ко всем миссиям. С тем намеком, чтобы игрок все-таки дополнил свою коллекцию орденов и медалей. Впрочем, сделать это не так уж сложно. Сложность игры скачет от миссии к миссии. Оборона высоты, на которую из последних сил рвутся обезумевшие фашисты, усугубляется большим количеством техники у врага и практически полным ее отсутствием у американцев. Кто предполагал, что в этой операции «липучка» станет чуть ли не единственным эффективным противотанковым средством? Следующая задача, которая заключается в уничтожении лучшего танкиста Германии на Западном фронте, на проверку оказывается гораздо проще предыдущих операций. Болван, обладающий поистине непробиваемой броней (именно у этого «персонажа» она измеряется в процентах, так вот, окруженный пятью танками, он получает десять пробоин и теряет всего… 10-15%), обожает совершать наскоки на союзников, зачастую в одиночку. 5-6 таких рейдов, и *танчик* себе на корпус будет рисовать уже кто-то из ваших танкистов.
Дело в том, что бойцы со временем набирают опыт, что еще более приятно, самые опытные ребята переходят с вами из одной миссии в другую, где их можно «произвести» как абсолютно новое отделение, но обойдется это несколько дороже. Зато такие ветераны откровенно лучше своих неопытных коллег – неудивительно, что всю кампанию со мной путешествовали три отделения минометчиков, одно - пулеметчиков и два снайпера. Тут еще стоит отметить перепады настроения у ИИ. Иногда ПК действует разумно, например, выдвигая на огневые позиции исключительно снайперов (знает, железяка, что в этой миссии танков нет), но большое количество действий ИИ невозможно разумно объяснить. Так, в местном аналоге доминирования (кто дольше контролирует большее количество ключевых точек – тот и победил) нацисты игнорировали мои практически ничем не защищенные ключевые точки за пределами периметра обороны высоты, на которой засела моя рота, и постоянно пытались выбить ее оттуда. Кстати, опыт, получаемый за уничтожение врага, идет не только в личный зачет бойцов, но и в зачет командный. На приобретенные очки можно получить возможность вызова артобстрела указанной территории, обучить танкистов самостоятельно ремонтировать свою технику или банально вызвать подкрепление. Все это чудесно, но среди подобных бонусов есть откровенные «тупики», попадать в которые лично я не советовал бы никому. Ну скажите, пожалуйста, зачем вам отделение рейнджеров, которое даже не успеет добежать до цели, будучи расстрелянными гаубицами врага, когда можно вызвать бомбардировку местности союзной авиацией?
Таких кадров можно нащелкать огромное количество во время прохождения любой из миссий CoH...
Как таковой сюжетной линии в игре нет. В самом общем смысле, мы руководим действиями роты «Эйбл», которой постоянно затыкают самые опасные участки фронта союзников. То голыми руками танки сдерживать, то роту «Дог» вытаскивать из передряги, а то и идти выполнять задание роты «Чарли», которая не справилась с ним ввиду своего уничтожения. По-голливудски красочные и относительно реалистичные ролики на движке подсовывают нам все новых персонажей, которые непременно гибнут в преддверии очередной миссии.
За что канадцы так возлюбили американцев, высмеявших своих северных соседей в серии Fallout, непонятно, но и своих солдат разработчики из Ванкувера не забыли, воткнув в одну из миссий роту из Канады. Если вам по душе размашистые RTS с минимумом менеджмента и максимумом боев, а иногда, внимание, даже с намеками на тактику - то Company of Heroes наверняка придется вам по душе. Если же вы – идейный боец, который не приемлет присвоение Западом себе ключевой роли в борьбе с фашизмом – обходите эту игру стороной. Знаете, лично я игру, конечно, прошел, но неприятный осадок все же остался…
1481 Прочтений • [Обзор на игру Company of Heroes] [07.04.2012] [Комментариев: 0]