«Подумаешь, разок мордой об стол! Могло быть и хуже. Могло быть и не мордой и не об стол, а об что-нибудь с гвоздями… Господи, как просто все это можно было бы сделать! Сгрести в одну кучу всю эту сволочь, засадить лет на пятнадцать… или выслать к чертовой матери! В России вот о сталкерах и не слыхали…» «Пикник на обочине». S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо.
Берем старых персонажей, дряхлые локации, смешиваем в новой пропорции и получаем новую игру.
Вам этого достаточно?
Братья Стругацкие как в воду глядели. Уж сколько влетело украинским разработчикам за неиграбельность первого сталкера (далее – ТЧ) до установки n-ого патча, а им явно все мало. И ведь публично и довольно громко обижались на тех журналистов, которые ставили им не самые высокие оценки. Хватало наглости. На этот раз, думаю, все мыслимые и немыслимые границы пройдены, мосты сожжены и так жить больше нельзя, даже несмотря на очередной зомбирующий «must buy» в верхнем углу обложки диска. Вы хотели поучаствовать в бета-тесте ЧН? В лучших традициях Стругацких, разработчики воссоздали их знаменитое «счастье для всех, <…>, и пусть никто не уйдет обиженный!» Первое, в данном случае, больше всего похоже на преувеличение, последнее – на какой-то заговор средневековой ведьмы (говорить торжественно, держа в руках свежеотштампованный диск «Чистого Неба» и препарированную лягушку). С самым главным словом (у Стругацких в <…> располагалось «даром») у наших южных соседей вышел конфуз. Пожалуйте, счастье всем, каждому. Рублей за 400. И это только джевел.
Сколько ни намекали создателям сталкера на то, что указать на тех, у кого они украли – иначе и не скажешь – добрую половину терминов игры (заменив, впрочем, гайки на болты), скажем, в титрах, – это, как минимум, было бы культурно, те так и не удосужились этого сделать. Зато умудрились переврать очередную концепцию Зоны, на этот раз – свою собственную, из ТЧ. Отныне по полям и лесам больше не бродят одинокие бомжеватого вида сталкеры и неприкаянные бандиты. Теперь все обитатели зоны поделены на группировки – как давно известные «Долг», «Свобода», так и что-то уж совсем оригинальное – «Чистое небо», - которые и бродят по Зоне разудалыми отрядами. Как вы, должно быть, уже догадались, последние всеми силами будут содействовать главному герою игры, который по древней сталкерской традиции страдает периодическими провалами в памяти, а также удивительной настырностью и трудолюбием. И хотя на первый взгляд изменений в игровом процессе нет, все встает на свои места только ближе к концу игры. Когда отчетливо осознаешь, что изменений и вправду нет.
Верхом дизайнерской мысли стал банальный копи-паст большей части локаций из ТЧ. В ЧН в уже знакомых локациях кое-где ободрали плитку на стенах, подпилили вагонку и шпунт в домах, ну, собственно, на том и успокоились. Изученный от и до кордон, классический «Агропром» и не менее классический тайник Стрелка – фанаты «сталкера» плачут на тематических форумах по поводу того, что они за тот год с небольшим, что прошел с момента релиза, наизусть выучили опостылевшую Зону. Так вот же – болото. Новая локация. Пяток покосившихся зданий, в которых ничего нет, которые по тридцать раз на дню переходят из рук отбросов общества представителям «Чистого Неба» и обратно. Унылые заросли травы, «винтарь» где-то в районе «вступительного ролика» - вот и все основные достопримечательности новой локации. Стоит ли говорить о том, что встреча с Сидоровичем, поход к Янтарю и визит на ЧАЭС обязательны, как таблица умножения в начальной школе? При этом в игре всего одна концовка («как же так?!» - рыдают фанаты), а финальную «перестрелку» даже «перестрелкой» назвать стыдно. Разработчики явно пытались навернуть сюжет поинтереснее и связать приквел и оригинал многочисленными историями, которые бы придали «оригинальной» игровой вселенной глубины. Если чего *таким* сюжетом и можно добиться, так это новых вопросов, отвечать на которые придется, видимо, то ли в приквеле к приквелу, то ли в сиквеле к все тому же приквелу…
Присоединиться можно почти к любой группировке - конечно, если позволяет текущий прогресс сюжета. Скажем, кто-то мог задаться вопросом: а почему же «свобода» отказывается принимать главного героя в свои ряды, в то время как «долг» берет к себе чуть ли не по первой же просьбе? Все просто. Представьте себе гипотетическую ситуацию: игрок присоединился к «свободе» и теперь должен лезть под «Агропром». А последним в ЧН заведует… правильно, «долг». Без хотя бы нейтрального отношения к себе, игроку при всем желании не удастся договориться с лидером долговцев. Вот так и получается, что в очередной раз обещанная свобода действий на деле оказывается ущемлена сюжетными рамками. Пожалуйста – присоединяйтесь к любой группировке и выполняйте ее незадачливые поручения (выбить врага из ключевой точки – продержаться до подхода подкрепления – выбить врага из следующей ключевой точки - …), но едва ли подобные занятия покажутся кому-то увлекательными.
Нас в очередной раз пытаются удивить неинтерактивной техникой...
Единственный толк с группировок – возможность покупки и модернизации брони и оружия. Берем самый простой «АК», выполняем пяток незамысловатых «побочных» квестов – и в нашем распоряжении достаточное количество средств для апгрейда своего автомата или бронежилета. Уменьшение разброса, увеличение пуленепробиваемости и снижение веса ствола – усовершенствования, как правило, взаимоисключаемы, поэтому собрать все самое-самое в одной винтовке едва ли удастся. Но того и не требуется. Ближе к концу игры сюжетный персонаж за сюжетный же артефакт выдаст нам улучшенный по самое «не хочу» «винтарь», с которым Лиманск и Ко пробегаются очень быстро. Ну, а на ЧАЭС нам выдадут такое, что хочется только узнать у лидера ЧН: что ж в самом начале-то не дали, коли было, супостаты?
С аномалиями дела обстоят прескверно. На мой взгляд, последних в игре явно поубавилось со времен ТЧ, что, впрочем, при желании можно объяснить. Никак нельзя объяснить того, что, по-моему, аномалии стали незаметнее (без болтов иногда действительно становится туго), а артефакты вообще за всю игру можно увидеть лишь один раз (если, конечно, не поставить себе задачу во что бы то ни стало найти пару заветных подарков Зоны). Кто-то из поклонников ТЧ объявил, что толпы сталкеров и бандитов в Зоне убивают атмосферу. Товарищи! Одумайтесь! Никакой атмосферы «правильной» Зоны в ТЧ и не было: многочисленные бандиты и прочие салаги были бы свернуты в морской узел первой же аномалией еще в районе кордона. Конечно, если б за дело взялись Стругацкие. Потому что Зона – это вам не пикник на обочине, однако, взглянув на тактическую карту, можно убедиться в обратном. Жизнь бьет ключом! И чтобы этой самой жизни ничто не мешало, аномалии задвинуты в дальние уголки. Дескать, хочешь артефакт – хватай специальный приборчик и лезь в поле аномалий, не хочешь – бери пулемет и иди снова (уже второй раз) зачищать деревеньку от кровососов. Право, скучно. Некоторыми ловушками Зоны разработчики попытались обложить путь к Единственной Концовке, но вот незадача - в Лиманске мне удалось проскочить сквозь одну такую «сплошную» аномалию, и я, уверенный, что делаю всё если не «наилучшим» образом, то как минимум «возможным», уткнулся носом… в невидимую и непреодолимую стену. Все верно, ведь *правильный* проход – через калиточку в заборе справа.
Оружие и монстры за время, что прошло с момента релиза ТЧ, если и изменились, то минимальным образом. Все те же *до боли знакомые, но все же ненастоящие* названия стволов, все те же снорки, кровососы и прочая требуха. Когда я пишу вот эти строки, мне приходит в голову, что самую большую работу проделали те люди, которые рисовали (на коленке) вступительный и финальный ролик ЧН. Вся остальная игра или позаимствована у предшественника, или…
Об этом втором «или» можно рассказывать долго, с упоением пиная «Чистое Небо» по делу и без дела каждый раз, когда игра вылетает в Windows или просто «думает». Расторопные разработчики не только во время разместили на своем форуме сообщение о том, что бета-тест игры занял 6 (шесть!!!) месяцев, но и весьма оперативно выпустили первый патч. Прямо в день релиза. От прочитанного в столбце «изменения» волосы встают дыбом. Удивительно, что игра вообще запускалась. Так разработчики хвастаются увеличением производительности игры. Честно говоря, я слабо себе представляю, какие ПК стоят у разработчиков, коли они решили, что игра достаточно оптимизирована, дабы ее можно было издавать; еще сложнее себе представить, на что же они потом установили свое детище, дабы узнать, что ему, видите ли, нужна прибавка к производительности в 5%. Про нелепые поправки вроде «после установки патча при вступлении в «Долг» действительно будет выдаваться снаряжение (собственно, этим долговцы и заманивают игрока)» я, наверное, вообще умолчу и вспомню о том, что на данный момент (04.09) не лечится. Не лечатся проблемы со скриптами – если в одно и то же время в одном и том же месте игра стабильно вылетает, весело предлагая поделиться с разработчиками свеженайденным багом, мой вам совет: ставьте фанатскую «правку» скриптов. Спасете множество нервных клеток. Кто-то может обрадоваться тому, что отныне патроны различного калибра совершенно бесплатно в огромных количествах валяются в некоторых ящиках на блокпостах. Не спешите отмечать конец дефицита боеприпасов: из-за гигантского количества свинца игра частенько вылетает – лечится все так же, все тем же. Вылеты из 64-битной Висты, похоже, и вовсе ничем не лечатся, потому что разработчики заявили, что она, видите ли, «нестабильна сама по себе». Хм… чья б корова мычала, собственно. Почему я так активно настаиваю на установке фанатских заплаток? Да потому, что то, что дано простым смертным, разработчикам «сталкера», почувствовавшим себя небожителями, похоже, не под силу. Да, вы угадали, установка свежего патча делает с сейвами примерно то же, что и очередной вредоносный вылет из игры на рабочий стол.
Ищем артефакты.
Собственно, каждый развлекает себя, как может.
Впрочем, документально подтверждено, что на свете существуют люди, прошедшие «Чистое Небо» без видимых затруднений. Эти «счастливчики» наверняка оценили «ностальгию» по «Агропрому», многочисленные задания в духе «в пятидесяти метрах валяется флешка… принеси ее!» и прочие обороны ученых от зомби. Разработчики честно пытались выдать что-то интересное, выдумав, например, зловещие нападения на патрули «свободы», но фантазии надолго не хватило: банальное предательство, бандиты… как же это пошло. Еще хуже дела обстоят с ИИ, которого, собственно, нет. Берем в руки «винтарь» и снимаем всех врагов с солидного расстояния: последние будут суетиться, прятаться, но в конечном счете все равно вернутся на свой пост, где и будут убиты очередной пулей, летевшей, к слову, по весьма причудливой траектории. Последние уровни игры напрочь закрывают путь назад примитивными завалами, вырождаясь в самый натуральный коридорный шутер (хотите «развиться» - не ходите в Лиманск, пути назад нет: тут вам не там), а посему приходится участвовать в уличных перестрелках с тем, что есть. Командиры отрядов «Чистого Неба» не против подлатать поврежденный костюм героя, вот только цены у них какие-то антисоциальные. Впрочем, от повреждения костюма страдают только лишь различные виды сопротивляемости, например – радиации. Но защита от последней не нужна вовсе – сюрприз! сюрприз! – на территории ЧАЭС ее нет и в помине… Все это можно было простить в первый раз (хотя я бы не простил… но это дело вкуса – кому-то и «Чистое Небо» наверняка пришлось по нраву), но когда уже второй блин комом…
«Так вот, недавно доставили в институт одного невостребованного покойника. Н-н-ну, препарировали его… <…> Отделили правую руку для каких-то там надобностей, приходят на другое утро, а она дулю показывает… А? И так до сих пор! То разожмет пальцы, то опять сложит. Как вы полагаете, что она этим хочет сказать?» «Пикник на обочине».
1015 Прочтений • [Обзор на игру S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо] [07.04.2012] [Комментариев: 0]