Yes I think to myself, what a wonderful world. Луи Армстронг Эта игра беспощадна по отношению к игроку и требует к себе достойного отношения. Одолеть ее «с наскока» не удастся при всем желании. Но даже старательности и усидчивости будет, вполне вероятно, мало для прохождения
Myst.
Карта острова Myst.
Представьте себе, что вы в один прекрасный (прекрасный?) день оказались на необитаемом острове, прочитав некую весьма подозрительную книгу. Вокруг вас находятся какие-то непонятные сооружения причудливой формы, тут и там расположены странные механизмы, а на полках местной библиотеки стоят десятки сгоревших книг. И среди них – четыре целых, нетронутых огнем. Листая эти книги, вы узнаете о человеке, который каким-то неведомым образом умудряется путешествовать между мирами и записывать все увиденное и услышанное в дневники. Выходим на крыльцо библиотеки, тянем носом соленый воздух, в большом количестве прибывающий со стороны моря (а море тут везде – мы же на острове, а потому и воздуха *много*), всматриваемся в стайку бабочек, резвящихся в трех соснах, и, обхватив голову руками, садимся на ступеньки. Что же делать дальше?..
Наверное, в этом и заключается изюминка Myst’а. Он не предлагает нам взять в руки дробовик, поменять паспортные данные на «Пейн М.» или переместиться в шкуру очередного джедая из далекой-далекой галактики. Информации о главном герое нам вообще не сообщают, а оттого вполне возможно предположить, что это и есть сам игрок. Вы оказались на непонятном острове, вам ничего не объяснили… ваши действия? Конечно, по ходу повествования выяснится, что существует некая семейка, глава которой увлекается путешествиями между мирами и наведением в них порядка. Последнее он может делать как вручную - например, взять в руки инструменты и построить маяк на богом забытой скале, по недоразумению названной «островом», так и с помощью пера (последнее у него получается через раз – даром что ли вызванный корабль разместился своей частью в скале… очень полезная пристройка, ничего не скажешь).
Но книги просто так не горят, согласитесь. Да и на островах происходит что-то странное. К ракете не подведено нужное напряжение, на пульте управления ей не указаны «координаты» (или это пароль?..), а из очередных двух книг на нас смотрит какой-то мужик, который буквально требует вставить в книгу недостающие листы. Сумасшедший дом. И только потом мы поймем, что книга Myst – это целый одноименный мир, можно сказать – ключевой. На нем расположены три книги, с помощью которых можно переместиться на другие миры. В четвертый мир можно попасть на ракете. Во всех этих мирах нашей главной целью станет в буквальном смысле сбор информации. Нам нужно найти книгу, которая ведет обратно в Myst, и вставить в нее недостающие страницы, разбросанные в том же мире, где лежит очередная книга. И все это для того, чтобы в конечном счете попытаться вырваться из этой в определенном смысле ужасной системы миров, запрятанных в рукописные тома.
Чтобы познать все прелести Myst, придется много читать.
Я сказал "много"? Извините, ОЧЕНЬ много.
Ведь игрок в Myst одинок. Все следы, все многочисленные записи в книгах свидетельствуют о том, что почти любой из миров Myst’а был в свое время более-менее заселен, но теперь там пусто, скучно и уныло. Согласитесь, это весьма нетипично для квеста: полное отсутствие полноценных персонажей (мужиков-в-книгах в расчет не берем) и полноценных же разговоров с ними. По большому счету, в игре даже нет стандартного квестового инвентаря: все, что нам придется носить с собой (а именно – листы из книг), по задумке авторов можно не убирать в карман, а прямо так и нести, зажав в пятерне, от того места, где вы нашли страничку, до того места, где лежит книга, из которой эту страницу и вырвали. Если отнестись к Myst сугубо формальным образом, то это не что иное, как набор слайдов, загадок и видеороликов.
А как еще назвать игру, в которой перемещение по миру дискретно (что создает определенные проблемы), все игровые действия сводятся к решению очередной головоломки, а сюжет подается в записках и небольших видеороликах? Но за внешней простотой кроется гениальная игра, шедевр 1993 года выпуска. Создав очередную абсолютно трехмерную локацию, разработчики расположили в ней ряд «точек», по которым и перемещается наш персонаж. В каждой из этих точек углы обзора строго фиксированы, и потому не возникает необходимости заниматься пиксель-хантингом. Вот тебе аппарат, вон там, на стене, висит инструкция – сиди и думай, как это все работает. Конечно, такие «скачки» в пространстве создают определенные проблемы. Лично мне было достаточно сложно сориентироваться, когда, совершив очередной «шажок», я утыкался носом в дерево и какое-то время вертел головой, пытаясь сообразить, откуда я сюда пришел, в том случае, если дальше можно было продвигаться в более чем двух направлениях. Но в целом локации достаточно разнообразны и больших проблем с ориентированием в пространстве возникнуть не должно.
Основные проблемы появятся только тогда, когда вы решите вплотную заняться какой-нибудь игровой головоломкой. Пожалуй, Myst – одна из самых сложных игр даже в своем не самом «простом» жанре adventure. Тут вам и загадки «на время» (пока горит *там*, надо успеть *туда*, а если ошибетесь и побежите *не туда*, то придется вернуться *обратно*), и головоломки на запуск различных устройств и механизмов. Особо кровожадно разработчики относятся к тем, кому на ухо наступил медведь. Извольте найти подсказку о том, на какие клавиши жать на органе, затем извольте запомнить эти пять звуков и расположить пять ползунков на механизме в ракете так, чтобы получилась точно такая мелодия. Методом подбора от головоломки, в которой пять ползунков и более двадцати позиций для каждого из них, отделаться не удастся.
Но таков он, этот гостеприимный для взора и недружелюбный для мозгов Myst. Разработчики постарались на славу и воплотили на экранах мониторов небольшие, но очень красивые миры. И пусть на островах нет ни единой души - от этого, пожалуй, только лучше, потому что порой так хочется в одиночестве бродить по лесу, вслушиваясь в пение птиц или разглядывая стайки каких-то существ, порхающих неподалеку. В обмен на минимальную интерактивность окружения мы получили огромное количество красочных панорам и впечатляющих сооружений.
Даже самая первая версия Myst может похвастаться великолепной графикой.
Чего уж тут говорить о внешнем виде многочисленных переизданий...
Говорить о Myst’е можно очень долго, что непременно выльется в банальную раздачу хинтов и подсказок по его игровому миру. Суровые же факты таковы: Myst, пожалуй, - одна из самых портируемых игр за всю историю индустрии: более десятка платформ за последние пятнадцать лет – это что-то да и значит. И это, пожалуй, не предел. Myst в свое время был на 3DO, почтил своим вниманием PSP и был портирован на КПК. Myst, пусть с некоторыми проблемами, но запускается на Win 3.11, Win 95, Win 98, Win XP, Win Vista. Myst на одном только ПК переиздавали минимум раза два. И это тоже еще не предел. Ведь Myst – это только начало большой эпопеи о путешествиях по мирам и книгам.
883 Прочтений • [Обзор на игру Myst] [07.04.2012] [Комментариев: 0]