Как известно, чтобы стать Избранным, нужно всего лишь скушать таблеточку нужного цвета. Однако то ли герой игры Divine Divinity не знал этих прописных истин, то ли долго не знал, какую таблетку ему съесть... В итоге его «избрали» насильно – стукнув дубиной по голове. Поэтому с тех пор я боюсь незнакомцев, предлагающих что-нибудь съесть, а также белых кошек.
Вы, наверное, подумали, что автор объелся тех самых таблеток или в него вселился дух Windows и он обречен на вечные глюки. Совсем нет, просто автор этих строк два выходных дня напролет играл в Divine Divinity, и его немного несет.
Святой Диван.
Итак, чем же так хороша Divine Divinity? Заранее хочу предупредить людей, которые любят клеймить все игры подряд словом «клон», что им лучше дальше не читать и не играть в DD. Нервы крепче будут. Как мы уже определились, герой игры стал неким «Избранным», но «Матрица» никакого отношения к нашей истории не имеет. Просто здесь есть ряд забавных аналогий, которые вряд ли задумывались авторами специально. И, как всякий уважающий себя Избранный, наш герой оказывается раздетым-разутым в некоем подземном каземате с одним койко-местом. Хвала богам Ривеллона, что мы вовсе не у врагов во плену, а у доброго лекаря в гостях. Так начинается наше путешествие по этому миру. Пока наш герой юн и беспечен, он не может даже дать хорошую зуботычину какому-то орку. Но путь к предназначению тернист и опасен – нужно остановить секту злых колдунов, которые мечтают возродить некоего редиску по имени Лорд Хаоса. А мы, наученные горьким опытом, знаем, что хороших парней так мамы не называют.
Вышел Илья Муромец в чисто поле! А там уже коровы нагадили... Святая Дьябла.
Divine Divinity производит двоякое впечатление. С одной стороны, это чистой воды калька Diablo 2, но с другой - игра настолько самобытна и обладает таким шармом, что от нее сложно оторваться. Larian Studios не стали изобретать велосипед (и даже не стали накачивать ему шины), а просто взяли систему многострадальной «Дьяблы». Четыре характеристики: сила, ловкость, интеллект и выносливость. Три класса персонажей: воин, маг и survivor (к survivor из KKnD не имеет никакого отношения, просто в DD так почему-то обозвали rogue). Комментировать классы даже не хочется, потому что все и так ясно. В отличие от своего красного и рогатого «родственника», в Divine Divinity персонаж любого класса может быть мужчиной или женщиной.
Вся соль в том, что никакой роли выбор класса и пола персонажа не играет. Разве что на начальные характеристики и навыки. Да-да! Вы не ослышались. В игре есть три ветки развития скиллов, но никто не мешает вам научить воина метать огненные шары, мага - вскрывать замки, а плута - махать огромным дрыном. К уровню пятнадцатому различия между классами стираются вовсе. И в то же время никто вам не мешает отыгрывать «чистого» воина или мага.
Игровой процесс, что очень здорово, сделал гигантский шаг вперед по сравнению с Diablo. Знаете, меня просто убивало, что почти всю игру мой варвар бегает по каким-то огражденным заборами полянкам и кромсает врагов. Таких убогих условностей в DD нет. Перед нами - огромный красивый мир Ривеллона, который поражает разнообразием локаций (которые не подгружаются) и множеством подземелий. В плане игрового мира Divine Divinity ближе к Baldur’s Gate, чем к Diablo. Имеют место и множество квестов, львиная доля из которых не важны для сюжета, но многие очень оригинальны и по-своему сложны. Некоторые имеют детективный характер, а другие напоминают головоломку. То есть убить кого-то нас будут просить, но не так часто, чтобы от этого стало рябить в глазах.
Подземелье. Скелеты. Девушка с луком. На что-то это похоже...
Новичка может смутить то, что буквально в самых первых подземельях можно найти очень неплохие магические предметы. Но… Становится быстро понятно, что взятая из Diablo система требований к характеристикам позволит нам не скоро этими предметами воспользоваться. Вывод напрашивается сам собой: продать. Но не тут-то было! В Divine Divinity все торговые операции совершаются посредством бартера, как в Fallout. И отнюдь не у всех продавцов найдется нужная сумма или эквивалентное количество ценных предметов. Поэтому Избранному придется научиться выбрасывать лишние предметы без тени сожаления, чтобы не захламлять инвентарь и не страдать от перегрузки.
Забавна возможность поставить игру на паузу, как в вышеупомянутом Baldur’s Gate. Это полезная функция, так как не всегда есть время быстро сменить оружие или найти нужную бутылочку.
Святая Двухмерность.
В плане графики я считаю Divine Divinity самой красивой двухмерной игрой, когда либо виденной мною! Такой детализации я не видел давно. А самое главное, что почти любой предмет не только любовно прорисован, но и интерактивен! Хотите забрать со стола столовые приборы или отнять у фермера последние грабли? Пожалуйста! А передвинуть с места стог сена или стопудовый валун? Тоже не проблема, будете вы хоть качком-воином, хоть хрупкой воровкой. Надобности красть вилки и тяпки нет никакой, но под всякими ящиками и камнями бывает припрятано что-нибудь ценное или замаскирован люк. Анимация и эффекты тоже заслуживают всяких похвал. Хотя по мне - так игра малость… хм, темновата что ли. Но смена времени суток и погодные эффекты тоже имеют место.
Единственное, что меня огорчило, - так это портреты. При «создании» персонажа ему можно не только имя сочинить, но и выбрать портрет. Так вот эти художники-портретисты явно заслуживают того самого стопудового валуна промеж глаз. Особенно они «потрудились» над женскими лицами.
Звук и музыка тоже заслуживают самой высокой отметки. Вроде как музыку писал бывший участник группы «Ария» Кирилл Покровский. Но фанатом сей группы (да и вообще я далек от рока и металла) я никогда не был и поэтому даю непредвзятую оценку. Музыка действительно очень атмосферная, хотя кое-где я бы предпочел услышать несколько иные треки. Но это уже называется «придираюсь». Larian Studios не поленились озвучить и героя, так что каждому новому уровню ваше альтер-эго будет радоваться вместе с игроком. Озвучены и некоторые сюжетные NPC. Когда-то у меня была флибустьерская русская версия Divine Divinity, но пираты, видать, тоже прониклись озвучкой и так растрогались, что не стали звать «профессиональных актеров» из соседнего подвала.
А-а-а! Та самая белая гор... кошка!
Есть множество прикольных мелочей, которые позволяют полюбить Divine Divinity еще сильнее. Например, очень забавно читать комментарии к характеристикам Избранного или изучать список уничтоженных монстров. Ближе к середине игры скопится внушительный «гербарий». Очень колоритные герои. Когда игрок выбирает класс, то каждый герой готов рассказать о себе любимом, да зрелищно помахать чем-нибудь. При этом почти у всех женщин в рассказе проскальзывают феминистические нотки (к чему бы это?). Множество различных «пасхальных яиц» в самой игре - начиная от зомби, на могиле которого просьба не ставить цветы ОТ ЖЕНЫ, и заканчивая секретной локацией, именуемой «сумасшедшим домом» (хотя больше похоже на студенческую общагу после праздника). Для особо любящих реализм есть даже бордель, где можно переспать с представителем любого пола. А если вы любите боль, но считаете, что монстры дубасят вас не слишком изящно, то в том же борделе предлагаются и услуги госпожи.
Единственное, что сильно огорчает, – некая безликость героя во многих ситуациях. Хотелось бы услышать от скромного мага, яростного воина и подлого плута разные реплики в некоторых важных диалогах, но - увы и ах.
Несвятая Троица.
Теперь хотелось бы отметить и недостатки Divine Divinity (не хочется, но надо). Во-первых, на мой взгляд, это достаточно высокая сложность. По сравнению с DD современный и крутой Neverwinter Nights 2 выглядит пособием для дебилов. В суровом мире Ривеллона никто вам не объяснит, что «кирпич башка попадет, совсем мертвый будешь». Если Избранный залезет в локацию, которая ему не по зубам, то он об этом узнает только тогда, когда по этим зубам получит. Никто вам не объяснит, куда идти, чтобы выполнить квест. Ни одна живая душа вам не подскажет, в какой локации и до какого уровня лучше пастись. В DD частенько можно получить квест, за выполнение которого лучше стоит браться, лишь получив десяточек уровней. Во-вторых, это избитый сюжет. Никаких неожиданностей и нелинейностей нас не ждет. Любой современный игрок сразу догадается, что раз уж его альтер-эго называют Избранным и за ним гоняются местные назгулы верхом на драконах, то, значит, надо спасать мир от очередного Темного Пластилина. В-третьих, вторичность. Многие элементы позаимствованы из других RPG, что не заметит только слепой. Придирчивый игрок, увы, скорчится от омерзения и очередной раз пропоет песнь о «выкачивании бабок». Игровая система не вполне продумана и имеет массу бестолковых навыков и проблемы с балансом.
Свято место...
Может быть, у меня катастрофа с восприятием, но, будь моя воля, я бы поставил Divine Divinity самые высокие оценки. Пусть когда-то многие цензоры заявили, что DD проходить вторично никто не будет. Я когда-то играл в демку, я ждал релиза, я прошел игру за ВСЕХ шестерых персонажей. Может, это любовь?
P.S. В следующем году обещают выпустить локализацию Divine Divinity. Это радует. И в то же году обещают Divine Divinity 2. Это настораживает.
1438 Прочтений • [Обзор на игру Divine Divinity] [07.04.2012] [Комментариев: 0]