Посмотрев в очередной раз телепередачу премного уважаемого мной Александра Гордона, пришел к выводу, что бороться с дурновкусием и вправду бессмысленно. И не потому, что о вкусах не спорят, а потому, что дурной вкус – он масштабен и всеобъемлющ. Голыми руками его не возьмешь просто потому, что он заполняет собой умы общественности. И тогда уже, вроде бы, объективно правильная позиция превращается в какую-то прокаженную жертву, забрасываемую камнями. Вот уже вижу одного такого мучителя, который достает кирпич и, бросая его в цель, шипит сквозь зубы: «это тебе за системные требования черт знает какой давности…» И летит кирпич, два, а переносчиков дурновкусия меньше не становится.
Mount & Blade.
(в России игра вышла под названием "Mount & Blade. История героя".)
Ветряные мельницы.
В статике игра выглядит не очень, но смотреть *вживую* на то,
как ополченцы всем миром валят рыцаря, - ни с чем не сравнимое удовольствие.
На данный момент Mount & Blade – лучшая любительская разработка, которая выросла из своих коротких штанишек «проекта на коленке с друзьями в парке под пивком» и доросла до уровня игр, которые в наши времена или делают исключительно *великие* дизайнеры вроде Сида Мейера, или не делают вовсе. Или делают, но они почему-то не так популярны, как все те же Pirates! Мейера. Пошлое сравнение на обороте упаковки с русской версией игры вовсе не льстит Mount & Blade: не обладая графикой титанов современного ролевого жанра, она бьет любой козырь из колоды «Готики» и TES4. Ну, за исключением, быть может, сюжета Готики. Все-таки сложно народ, который привык бродить по локациям под ручку с дизайнером, приучить к настоящей, насколько это возможно в компьютерной игре, свободе.
Чем же заняться в M&B? Ну, во всяком случае, не истреблением орков в очередной деревеньке, заняв единственно верную позицию в дверном проеме таверны. Турецкий разработчик (сейчас, правда, команда, поддерживающая проект, выросла до размеров более-менее соответствующих понятию «команда разработчиков») предлагает любому желающему примерить кольчугу средневекового воина и отправиться бродить по пяти вымышленным государствам, прообразами которых стали известные государства прошлого и настоящего. В детстве я очень любил читать про Средневековье, с интересом буквально проглатывал описания Крестовых Походов и штурмов неприступных твердынь. Пусть и в упрощенном виде, но M&B дает лично мне возможность ощутить себя в том времени. Пусть под другим названием, зато без орков и магии.
S.P.E.C.I.A.L. без трех букв.
Сражения впечатляют.
При их масштабах системные требования игры кажутся еще более удивительными.
Ролевая система игры самобытна, но до боли напоминает сборную солянку из самых известных ролевых проектов последнего десятилетия. Тут вам и четыре атрибута, от которых зависят различные навыки (оружейные умения стоят особняком), и возможность прокачать мастерство владения мечом непосредственно во время боя. Отчасти это верно: никогда не понимал логику TES, по которой прыжки на одном месте в течение часа увеличат объем моих мышц в два раза и я смогу чуть ли не перелететь через ближайший забор. В M&B действует схожая система. Постоянно стреляете из арбалета? Вполне логично, что со временем рука перестает дрожать и стрелы ложатся точно в голову противника. Любите носиться по округе с копьем в правой руке? Со временем головы противников будут слетать с плеч после первого же удара. Фигурально выражаясь: в игре нет расчлененки да и кровь проступает лишь для обозначения раненых бойцов. Чисто символически. И это правильно. При том количестве солдат, которые гибнут на моих глазах в течение одной игровой недели, нормальной расчлененки я бы не выдержал. А ведь кому-то еще и графику уровня движка от UT3 подавай. Интересно, что они там разглядывать собираются – кишки, выпущенные из живота, что ли? Ragdoll есть – и на том спасибо.
Развить из персонажа можно кого угодно. Не обращайте внимание на его биографию, которая генерируется путем ответа на вопросы в начале игры, – отвечайте так, как считаете нужным. А потом посмотрите получившиеся характеристики и… пройдите тест заново. Как выясняется, быть феодалом в Кальрадии нелегко, потому что в последнем *всё* должно быть прекрасно. Забавно, но в этом смысле умения персонажа очень четко ассоциируются с навыками героев из Heroes of Might & Magic 4: личные навыки вроде задубевшей кожи или мощного удара мечом никоим образом не сказываются на руководстве личной дружиной персонажа. Что толку возить с собой десяток оборванцев, если они падают после первого же удара, постоянно чем-то недовольны и совершенно не растут над собой?
В таком случае нужно набирать в отряд NPC. В отличие от простых смертных, у которых, как вообще у всех *людей* в игре, есть все характеристики, присущие главному герою, NPC имеют свое собственное имя и уникальную историю. Кто-то раньше тренировал солдат в соседнем государстве, кто-то считает себя единственным законным наследником престола, а кто-то просто хочет от души помахать кулаками. Все эти товарищи растут в уровнях медленнее простых смертных, но зато их уникальные бонусы положительно сказываются на руководстве отрядом. Наняв следопыта, можно будет с точностью до десятка определить количество людей, которое проходило маршем три часа назад через данную точку на карте, и, при должной удаче, выследить этот отряд. Ну а выше обозначенный консультант по военной подготовке и вовсе незаменим, потому как за один день он успевает натренировать до десятка (может быть, смог бы и больше, кто знает) новобранцев браться за вилы с нужной стороны. Причем NPC – не безвольные куклы. Они ссорятся между собой, отвлекают героя от забот дальнего похода, когда отряд проходит мимо мест, где они родились… в конце концов, они объявляют о том, что уже устали от войны. Судя по речам этих товарищей, разработчики наверняка смогли бы справиться с задачей создания крепкого сюжета с отличными диалогами. Ну, ничего страшного.
Еще двумя важными показателями являются уровень узнаваемости и лидерские качества. От последнего зависит количество солдат, которое можно призвать под свои знамена. Первоначальные смешные числа в графе «максимальное число солдат в отряде» на порядок меньше тех, что обороняют средненький замок, чего уж тут говорить о крупном городе. Поэтому надо прокачивать соответствующие навыки, повышать харизму и становиться все более узнаваемым персонажем, к которому потянутся люди. Разгромите десяток воров в темном лесу на границе Кальрадии - и о вас едва ли кто-то узнает, кроме двух крестьян, что вы освободите от гнета воришек. Но пленение короля сопредельного государства – заслуга немалая, и за нее полагаются различные плюшки. В том числе и материальные в виде немалого выкупа. Но короля еще надо пленить…
Слева у нас рать…
Города, замки, интерьеры - все выглядит очень достойно.
Бои в игре происходят сплошь и рядом. К известному феодалу, которым игрок волей-неволей, но все-таки станет, постоянно будут подсылать убийц, городская стража во вражеских городах будет пытаться приколотить вашу голову над воротами замка, а местная публика будет с радостью созерцать ваши победы на местных не то чтобы рыцарских, но турнирах.
То ли дело серьезные схватки, к которым на ранних этапах игры в виду маломощности сил относятся потасовки с грабителями, а ближе к концу (хотя понятие «конец» к M&B не относится никоим разом…) – величественные сражения стенка на стенку с превосходящими силами врага. Яркое солнце своим светом отвлекает внимание игрока, в то время как всадник, скакавший рядом с героем, падает с лошади (ragdoll!), сраженный стрелой, попавшей ему в глаз, – таких боев лично я не видел еще ни в одной игре. Даже в Medieval 2. Лихие кавалерийские атаки – чуть ли не самый главный козырь Mount & Blade. И козырять есть чем, потому как лично я не знаю другой такой игры, в которой рубиться, сидя на коне, было бы не менее интересно, чем махать мечом, стоя на своих двоих. И хотя где-то там, в глубинах ПК, идет просчет попаданий, можно почти любого врага срубить одним ударом. Вполне логичным образом. Оказались за спиной у врага и рассекли его одним ударом от плеча до бедра? Пронеслись на лошади мимо арбалетчика, вспоров ему живот саблей? Согласитесь, тут уж не до учета попаданий: получил по горлу – будь добр, падай в канаву. Правда, попадания стрелой в глаз почему-то не смертельны. Удивительное дело.
Описать сражения M&B очень сложно. С одной стороны, все это уже было в Total War, с другой – в M&B появилось то, чего ни Rome, ни Medieval 2 не смогли подарить игроку в свое время: ощущение личного участия в схватке. Эффект усиливается командами, которые можно отдавать подчиненным, - незамысловатые «следуйте за мной» или «отойдите на десять шагов назад» гораздо логичнее размашистых маневров знаменитой стратегической серии: каждому солдату в голову не вселишься, куда надо не поставишь. Долго объяснять бессмысленно: игра условно-бесплатна (не локализованная версия, само собой), потому гораздо лучше будет скачать shareware-версию и опробовать ее. Все сразу станет ясно: такого мы еще не видели.
Все могут короли.
У главной изюминки игры - лошадей - имеется свой набор характеристик.
Всадник в центре выбрал себе не самую плохую клячу, достаточно хорошо защищенную от вражеских стрел.
В целом игра не утруждает игрока какими-то невыполнимыми заданиями. Поступать на службу к любому королю или нет – ваше личное дело. Но учтите – выскочек не любит никто, а потому будьте готовы к тому, что независимого феодала поспешат поставить на место все, кто будут поблизости. Впрочем, это не помешает брать задания у всё тех же королей и лордов, которые, увы, не блещут оригинальностью. Защитить честь дамы в поединке с хамом-лордом, собрать налоги в деревушке неподалеку, забрать долг у вассала – приедающиеся задания имеет смысл проходить только по одному разу, потому как платят мало, известности – почти ноль, а времени требуется – ого-го. Тем более если возьмешься и провалишь – обидишь наемщика. В этом смысле гораздо лучше будет пытаться брать в плен лордов сопредельных государств (которые, мерзавцы, обычно успевают каким-то образом сбежать с поля боя), за которых платят большие выкупы, участвовать в турнирах (ставя исключительно на себя) или тупо грабить караваны. Последние можно и охранять, но платят за добрые дела меньше.
Но в темном царстве квестов встречаются лучи солнца. Простое задание короля: отправить солдата с поддельным письмом в стан врага. Супостат запутается в действиях вашего господина, правда, бойца вы, по сути дела, отправите в расход. Соглашайтесь выполнить задание, а потом объявляйте своим бойцам, что ни за что не подставите кого-либо из них. Мораль войск будет на высоте. До тех пор, пока бойцы не оголодают. Или пока численность дружины не перевалит за сотню – большие скопления всякого сброда, причем из разных государств, плохо сказываются на морали всей армии в целом.
Типов юнитов не то чтобы много, но они постоянно прогрессируют, в чем заключается еще одна изюминка игры. Простой крестьянин или ополченец со временем могут дорасти до высококлассного мечника или рыцаря, которые в пылу сражения прикроют своим телом господина. Жители Свадии, отдаленно напоминающей раздробленную Германию, могут дорасти до неплохих стрелков и пехотинцев, но самым главным их козырем являются рыцари, которые буквально пленили мою сердечную мышцу своей потрясающей боеспособностью. Норды (читай: шведы) опираются исключительно на пехоту, которая очень пригодится при штурмах замков, но в целом и ее, и, например, жителей Вергиса (славяне) в чистом поле без проблем порубят в крошку все те же свадийцы или ребята из Кергисткого Ханства, которые, похоже, с лошадью не расстаются никогда. В противовес последним создано было королевство Родоков, напрочь лишенное конницы, зато ее пикинеры без проблем остановят почти любую кавалерийскую атаку.
Старая песня о главном.
В своих деревнях, городах и замках можно заняться развитием инфраструктуры.
Толку от этого, правда...
Переняв у Pirates! или, например, «Космических Рейнджеров» саму суть игрового процесса, Mount & Blade сумела сохранить свою самобытность и доросла до уровня, на мой взгляд, потенциально культовой игры. Абсолютная свобода действий (о которой можно говорить и говорить – тут уж лучше любого описания за себя скажет shareware-версия игры), неплохая, в общем-то, графика, чьи недостатки (вроде плохо *приклеенной* к туловищу шеи) перестаешь замечать после первого часа игры, и удивительные для игры конца 2008 года системные требования. Меня даже не мучает традиционный вопрос: а стоит ли игра денег, уплаченных за нее? Безусловно, стоит. Mount & Blade – событие в игровом мире, которое не может и не должно пройти незамеченным (большое количество качественных фанатских модификаций – тому свидетельство). Эту игру можно рекомендовать любому: и тому, кто предпочитает игры в стиле старых Pirates!, и тем, кто гонится за графикой, а толкового игрового процесса до сих пор не встречал. Ее нельзя советовать только тем, кто любит, когда их водят по локациям за ручку, а кат-сцены выдаются за игровой процесс. Пусть для начала детский сад закончат.
P.S.
Поставьте себе задачей, скажем, возвести на престол мятежную королевну. Сколько у вас уйдет на это времени? Вооот… а вы говорите – нет сюжета.
1345 Прочтений • [Обзор на игру Mount & Blade] [07.04.2012] [Комментариев: 0]