Последние шесть лет Bioware напоминает мне эпизодического персонажа из «Крепкого Орешка 2»: он прилежно охраняет объект, гуляя по снегу и наступая исключительно на свои собственные следы. По законам жанра в этом месте на него набрасывается Джон МакКлейн и протыкает глаз подвернувшейся под руку сосулькой. Потому что достал, блин, бродить кругами.
Mass Effect
Братья-близнецы
Лица представителей расы квариан нам увидеть не суждено.
Однажды придумав более-менее приличную концепцию сюжета, канадские разработчики продолжают ее нещадно эксплуатировать. Отказавшись от кому-то надоевшего D&D, кого-то раздражающего Лукаса и кому-то все-таки понравившегося загадочного Востока, Bioware взяла из своих старых проектов все лучшее, добавила в получившиеся полбочки меда такое же количество дегтя, а сверху положила вишенку – боевую систему. При этом все это, по какому-то недоразумению, называется ролевой игрой. В различия между жанрами углубляться не буду, но это еще большой вопрос – что же именно выпустили канадцы: РПГ с элементами (элементищами!) шутера или все-таки до поры до времени нелинейный TPS с элементами РПГ. Решать, конечно, будет каждый сам за себя, но вот вам описание финальных локаций: прямой, как палка, коридор, постепенно превращающийся в кривой, но по-прежнему безальтернативный коридор, из которого мы попадаем в последнюю локацию – сложную по форме и прямолинейную по сути. А финальная разборка так и вовсе проходит на пятаке, чуть более превосходящем площадь, на которой мы бились со скаарджем в лифте в Unreal 2.
Раскрывать все перипетии сюжета (что так любят делать игрожуры) я, пожалуй, не буду. Дело всё в том, что всё, что касается сюжетных заданий, выполнено на высочайшем уровне, а потому раскрытие какой-либо сюжетной тайны неминуемо ослабит эффект от прохождения ME. Но будьте уверены: вас обязательно запишут в ряды местных джедаев – спектров, а кто-то очень крутой обязательно предаст и главного героя, и всех вокруг него. Будут и прямолинейные чиновники, и вояки-недаучники, массовый геноцид, инопланетный разум, собственный космический корабль, межрасовый секс, в том числе и лесбийский (даже это, вроде как, уже где-то было. Хотя лично мне не удавалось свести Виконию с героем женского пола. Даже если это и невозможно, дыма без огня не бывает и идея в любом случае не нова) и бог знает что еще. По традиции, финальный эпизод игры проходит на некоем объекте, висящем в пространстве. Где-то я это видел… хм… в Baldur’s Gate 2: Throne of Bhaal (островок в пространстве), в Knights of the Old Republic (космическая кузня) , вот теперь еще и в Mass Effect. Добавляем сюда стандартную для Bioware задачу (спасти мир/вселенную/империю) и получаем высокобюджетный блокбастер, к которому в будущем должно выйти два продолжения. Помнится, к BG тоже должно было выйти два сиквела, а в конце концов получилась дилогия с двумя адд-онами… ну да ладно.
Звездная пыль в глаза
Отдельные диалоги - натуральное произведение искусства.
О главном герое известно немногое, но то, что предопределено судьбой-дизайнером, серьезно ограничивает дальнейшие действия игрока. Только человек и только по фамилии Шепард. Нам же предлагается выбрать пол персонажа и его специализацию. Честно говоря, слабо себе представляю Шепарда-"небойца". Биотик (аналог мага) и инженер – это все хорошо, они пригодятся при определенных ситуациях, но, учитывая то, что по большей части Mass Effect – бои с превосходящими силами врага, брать персонажа вообще без боевых умений, по-моему, опасно. В крайнем случае, можно выбрать смешанный класс – смесь двух из трех вышеназванных классов в равных пропорциях.
Солдат полагается исключительно на боевые умения. К нашим услугам – все четыре вида оружия (пистолеты, дробовики, автоматы, снайперские винтовки – всё с бесконечным боезапасом, плюс весьма ограниченные числом гранаты) и лучшие образцы тяжелой брони. Этот класс решает все вопросы единственно верным способом – короткой очередью в голову. В конечном счете, для прохождения игры большего и не требуется. Адепт уникален тем, что имеет возможность поднять врага силой мысли в воздух и пересчитать его телом все углы комнаты. Этот товарищ, равно как и взломщик-инженер, не может рассчитывать на что-то более серьезное, чем пистолет и легкая броня. Инфильтратор – гибрид солдата и инженера, может взламывать не слишком сложные замки и носить не очень тяжелую (читай – среднюю) броню. Страж балуется дробовиками и некоторыми биотическими умениями, в то время как часовой не умеет первого и так же плохо владеет вторым.
Кого выбрать – дело ваше, но, на мой взгляд, отдельные классы получились пусть и весьма любопытными, но все-таки достаточно ущербными. Чтобы получить максимум удовольствия от игры, надо брать стопроцентного бойца. Все ящики и замки вы открыть не сможете – этого и не требуется по сюжету, но в любом случае все самое смертоносное и пуленепробиваемое не обязательно лежит в запертых шкафчиках: компьютер сопоставляет текущий уровень персонажа с уровнем технологий и подбрасывает в трупы врагов неплохие шмотки. К концу игры накопится множество денег и вещей, которые банально не на что тратить и незачем продавать, потому как можно переработать в уни-гель – универсальное средство на все случаи жизни (взлом отдельных замков, ремонт личного бронетранспортера и т.п.). Городов в игре, по большому счету, нет, есть только большая и скучная Цитадель, а все остальные локации лишены какого-либо намека на приличные населенные пункты. Даже в Knights of the Old Republic дела с этим обстояли значительно лучше.
В любом случае, рано или поздно придется столкнуться с врагами, и тут выясняется, что Mass Effect больше всего похож на каких-нибудь Kane & Lynch и Gears of War. Мирное время не предвещает ничего страшного: классическая со времен KotOR для РПГ от Bioware камера «за спиной» убаюкивает миролюбивого игрока. Но тут вдруг выскакивает враг, мы достаем автомат, а камера перемещается ближе к затылку главного героя. Вот вам и ролевая игра: прячемся за камнем и, высовываясь для меткого выстрела, по одному снимаем всех врагов. Оружие перегревается, меткость падает, а враги всё не кончаются. То, что запрещено в шутерах, разрешено в Mass Effect – в финале игры враги будут подгонять нас к цели бесконечными партиями мяса. Несолидно это как-то.
Реально же на убойную силу оружия влияют не характеристики персонажа, но характеристики собственно оружия и многочисленных улучшений для них. С таким же успехом Mass Effect могла оказаться «простым» диалоговым шутером без каких-либо намеков на ролевую систему. Какая это ролевая система? Сплошная профанация.
Правильные слова
Избитый сюжетный ход detected.
Что же спасает, на мой взгляд, Mass Effect от причисления его к когорте современных примитивных игр «вне жанра»? Конечно же, великолепная работа, проделанная сценаристами и авторами многочисленных текстов в игре. Что толку от десятков «побочных» планет, если все они выглядят примерно одинаково, а местные задания сводятся к зачистке очередного здания от всего живого? (апофеозом таких заданий является миссия на Луне, где требуется зачистить целых три (три!) абсолютно (!!!) одинаковых постройки) Все дело в текстах, в диалогах. Bioware воссоздали великолепный мир, о котором можно узнать множество легенд и уйму интересной информации.
Настоящей отдушиной ролевого жанра в экшн-непотребстве Mass Effect являются многочисленные NPC, с которыми можно вести задушевные диалоги. Будь то один из шести «боевых» напарников главного героя или кто-то из «неактивных» членов экипажа суперсовременного боевого корабля «Нормандия», любой из них может поведать много интересного и раскрыть одну из своих личных тайн. Весельчак Джокер, который не раз вытащит ваш отряд из самого пекла, оказывается, не просто так не вылезает из собственного кресла пилота. У сурового крогана (одна из инопланетных рас ME) Рекса есть свои собственные причины не подчиняться приказам командования, а милой азари Лиаре еще очень многое предстоит узнать об этом мире – она ведь только-только стала взрослой, ей всего-то 106 лет.
Нелепый диалоговый интерфейс, в котором «хороший», «нейтральный» и «плохой» варианты ответа никогда не меняются местами, построен по принципу «развития темы». Мы указываем на одну из нескольких мыслей Шепарда, а он (она) сочиняет фразу, которая и прозвучит из динамиков. Надо отметить, что великолепная графика Mass Effect позволила разработчикам сделать что-то большее, чем стандартные диалоговые «виды» («герой крупным планом», «собеседник крупным планом» и «оба разом»). Вместо этого нам демонстрируют мини-спектакли, в которых персонажи порадуют нас великолепной мимикой (даже по морде Рекса несложно догадаться, какое у него на самом деле настроение) и нетривиальными движениями, вроде вскидывания пистолета наизготовку. Словесные аргументы частенько подкрепляются многочисленными и весьма богатыми жестами и действиями. В общем, диалоги проматывать совершенно не хочется.
Галактика Голливуд
Жизнь бьет ключом.
Еле-еле тянет на статичную декорацию эта ваша "жизнь", уважаемые канадцы.
Выглядит всё это просто потрясающе. Движок от третьего UT не только жрет огромные системные ресурсы (по-моему, он требует большего, нежели написано на коробке с игрой, опять же – отдельные игроки постоянно жалуются на плохую совместимость игры с ХР, хотя DX10 ей совсем не нужен), но и демонстрирует нам поистине кинематографического качества картинку.
Ролики на движке можно было бы выделить в отдельный фильм. Смотреть на то, как родной экипаж чуть ли не таранит зловещий корабль врага, без содрогания сердца просто невозможно. Для того, чтобы увидеть все красоты Mass Effect, придется раскошелиться на приличную конфигурацию, но даже на средних настройках игра смотрится очень стильно. Даже назойливая зернистость картинки со временем начинает казаться уместной.
Обещанного существенного улучшения графики (Mass Effect – порт с 360-ого икс-ящика) мы, вроде бы, не получили, но ни один из элементов игры (кроме разве что «нажмите любую клавишу» при ее запуске) не напоминает нам о том, что ME – гость с приставок. Отличный порт – что тут еще скажешь?
Родила царица в ночь не то сына, не то дочь
Мерзкие ребята.
Хорошо, что не шибко живучие.
Mass Effect – только лишь первый эпизод обещанной космической саги в трех частях. Адепты классической ролевой игры отчасти могут быть недовольны боевой системой или примитивностью отдельных побочных (именно побочных – с сюжетными всё в порядке) заданий. Этим товарищам, которые еще не потеряли веры в будущее жанра, может быть, стоит подождать Dragon Age от все той же Bioware или перепроходить Witcher и Mount & Blade.
Те же, кто рискнет попробовать Mass Effect, ощутят на себе весь блеск и всю нищету этой игры. Гениальность самоклонирования граничит тут с убогостью примитивизма, потрясающие батальные сцены – со скромной ролевой системой. И только лишь «литературная основа» игры не заслуживает каких-либо камней в свой огород.
Хотя знаете, а какая в принципе разница – махать мечом от третьего или от первого лица (Готика и TES, соответственно) или постреливать во врагов в духе K&L? Если вплотную взяться исключительно за сюжетную линию, которая проходится на одном дыхании буквально за десять часов (примерно столько же понадобится на прохождение скучных второстепенных планет), то ощущения от Mass Effect – неведомой зверушки ролевого классика современной индустрии компьютерных игр – останутся, скорее всего, сугубо положительные.
P.S.:
При всей моей… благосклонности к Mass Effect, надпись на коробке «ролевая игра года» - чушь и провокация. И это при «живых» King’s Bounty и Mount & Blade! А ведь есть еще, чем черт не шутит, Fallout 3!..
Кстати, два слова о локализации. Дабы продать достаточно популярную игру дважды, для начала snowball перевели исключительно тексты и субтитры. И то как минимум раз в игре проскакивают английские словечки, а в текстах полно неточностей, в том числе - некорректное указание пола персонажа. DVD-box с игрой - верх цинизма и безразличного отношения к покупателям. Жалкая наклейка и рекомендации по установке - в качестве "руководства пользователей". Снежки деградируют не по дням, а по часам.
1045 Прочтений • [Обзор на игру Mass Effect] [07.04.2012] [Комментариев: 0]