Шесть лет назад впервые появившиеся скриншоты из этой игры делали ей не самую лучшую рекламу. Самопальный движок неизвестных доселе разработчиков из CD Projekt не мог завлечь общественность серенькими угловатыми скриншотами, демонстрирующими зрителям похождения неизвестного героя. Волевым решением движок был заменен на орденоносный engine от Bioware, у главного героя отняли щит и возможность биться двумя мечами одновременно, а самого его – молодого ведьмака из Каэр Морхена – быстренько подменили воскрешенной знаменитостью - Геральтом из Ривии. Муки творчества не прошли даром: вместо очередного гадкого утенка - заштатной «славянской» РПГ - на свет появился прекрасный лебедь. Седой.
The Witcher
(в России игра вышла под названием Ведьмак)
На момент выхода игры я вообще ничего не знал о Сапковском, как потом выяснилось, достаточно известном писателе, в том числе и в России. Да и к ведьмаку я относился с определенным предубеждением: потрясающий Baldur’s Gate сподвиг меня прочесть одноименное произведение, и где-то на тридцатой странице я вдруг понял, что лучше бы по BG не выпускали никаких романов. Нет, может быть, оно кому-то и нужно, может, даже кому-то и понравилось, но явно не мне. Соответствующие лучи скепсиса отсылались и в адрес польских разработчиков ведьмака: игра по мотивам произведений какого-то там Сапковского… Ошибаться тоже иногда полезно и приятно.
В The Witcher нет черного и белого цветов: вместо них нам предлагается множество оттенков серого и постоянный выбор между несколькими из всех возможных зол. Геральт – не супергерой, он никогда не поможет расстроенной девушке забесплатно (уникальные случаи милосердия и альтруизма не подлежат разглашению: Геральт просит своих клиентов не распространяться об этом, дабы не повредить его репутации правильного ведьмака), но и не возьмется за грязную работу и за целую гору золота. Его хлеб – наемные убийства, но умерщвляет он не людей или эльфов, а ужасных монстров, которые мешают человечеству жить. В пакет основных услуг для клиентов также включены попытки расколдовать монстра (дорого, ибо сложно) и сбор полевых трав для приготовления волшебных зелий. Казалось бы, чего сложного – ходить по объявлениям и раздавать людям доказательства умерщвления очередного гуля или полуденницы, однако когда речь заходит о личном враге, сохранить нейтралитет практически невозможно.
Сценаристы CD Projekt воссоздали, как кажется на первый взгляд, среднестатистический ролевой мир: люди, эльфы, краснолюды, величественный стольный град, пара деревенек в округе и два меча за спиной у главного героя. Но на самом деле этот мир выглядит гораздо более живо, чем те серенькие субстанции, которые обычно создаются неопытными разработчиками. События, происходящие в этом мире, поведение персонажей, даже манера ведения диалогов – всё это непривычно и крайне интересно. Задушевные разговоры с лучшими друзьями разбавляются меткими колкостями в адрес друг друга и гигантского размаха пьянством, милые девушки, разгуливающие по улочкам Вызимы, готовы отправиться в постель с первым встречным всего-то за пару красивых перчаток, а местный тюремщик – строгий надзиратель - очень хочет найти поставщиков наркотиков, но не для того, чтобы уничтожить их, а для присвоения наркоты с целью самому ухрюкаться фисштехом до одури. Нетипичная, на мой взгляд, для фэнтези доступность девушек, остроумные диалоги и великолепно прописанные характеры не только главных действующих лиц, но даже самого распоследнего чистильщика обуви, – в этот суровый и колоритный мир хочется возвращаться снова и снова.
А дел у нас там невпроворот. Таинственный маг в компании с известным наемным убийцей и толпой каких-то бандитов берет штурмом твердыню ведьмаков и выносит оттуда их легендарные секреты. И без того малочисленные ведьмаки теряют одного из своих юных товарищей и решают отправиться в разные концы света, дабы отследить злодеев и вернуть украденное. Геральт отправляется в Вызиму, но из-за карантина ему приходится на какое-то время заняться делами жителей близлежащей деревеньки, на которую напасти сыплются как из рога изобилия. Мало того, что в самой деревне у каждого важного персонажа одна-две ужаснейшие тайны, так еще в округе появляются отряды «лесных белок» - скоя’таэлей – эльфийско-краснолюдских партизан, которые ведут неравную борьбу с превосходящими силами людей. Да, расизм – отличительная черта местных жителей… Собственно, вокруг противостояния «лесных белок» и Ордена Пылающей Розы и разворачивается большая часть «сюжетных» решений Геральта – с кем быть, с кем дружить… сложнее всего выбрать правую сторону. Должно быть, именно поэтому ведьмаки и объявили во всеуслышанье, что они абсолютно нейтральны.
Потренировавшись на собачках в предместьях Вызимы, мы попадаем непосредственно в сам стольный град и следующую главу – самую длинную в игре. История набирает обороты, сюжетные линии и квесты завязываются в неразрешимый узел, в котором, кажется, нет незначительных деталей. Обстановка накаляется в третьей главе, после чего нам дают небольшую передышку и отправляют в отдаленную деревеньку, дабы оттуда попасть обратно в Вызиму и выследить, наконец-таки, злодеев и тех, кто стоит за ними. Игра впечатляет своим размахом, хотя формально эпичностью тут и не пахнет: одна-две большие локации на главу – это нормально для ведьмака, однако ущемленным себя всё равно почему-то не чувствуешь. То ли это потому, что дизайнеры постарались сделать так, чтобы во всей игре не встречалось двух одинаковых карт (хотя склепы могли бы быть и поразнообразнее), то ли надо благодарить сценаристов, которые создали потрясающий сюжет и по-настоящему живых героев, – сложно сказать. Но то, что ведьмак – не очередная проходная игра, очевидно.
Диалоги и сражения не надоедают вовсе, потому что подаются в примерно равных объемах. Почти каждое задание имеет несколько способов решения – настоящее раздолье для поклонников ролевых игр. Незначительный, казалось бы, выбор в начале игры может аукнуться вам ближе к финалу – стандартные слова в адрес типичной «нелинейной» РПГ, однако в данном случае всё происходящее наполнено смыслом, и чувство высосанности из пальца так и не возникнет до самой развязки. В финале же Геральту подбрасывают несколько интересных фактов, оптимальным образом подходящих для строительства великолепных теорий заговора, но, увы, Геральт отчего-то не хочет замечать очевидного, поэтому игроку приходится раз за разом подбирать с главного злодея *очевиднейший* намек и внимательно вглядываться в лицо убийцы в последнем игровом ролике…
Ролевая система кажется достаточно простой: каждая характеристика или навык (будь то умение боевое или магическое) имеет пять уровней развития – по два «бронзовых» и серебряных и одному золотому. Получив очередной уровень, Геральт может продвинуться по древу очередного навыка и получить доступ к новым умениям соответствующей ветви мастерства. В принципе, всё очень просто: сила сказывается на повреждениях, наносимых врагам, а, скажем, очередной уровень «быстрого» стиля стального меча добавляет удар к серии, которую проводит Геральт во время дуэли. Как известно, у ведьмака есть два меча – стальной для людей и серебряный для походов за монстрами. Если ведьмак вооружен «правильным» мечом, то он может воспользоваться одним из трех стилей: «силовым», «быстрым» или «групповым». Логика проста: большие скопления нежити лучше всего прорежаются «групповым» стилем серебряного меча, однако против простого разбойника лучше использовать меч стальной (очевидно, с «быстрым» стилем). Всё действо приправлено магией – возможно, сбить врага с ног дорогого стоит, совсем другое дело, что видов «знаков» (читай: ведьмачьих заклинаний) всего пять и пройти игру без них не составляет труда.
На легком уровне сложности ведьмаку вообще ничего, кроме мечей, по большому счету, и не нужно. Но стоит поднять планку сложности, и у неопытных товарищей могут возникнуть проблемы. Ведьмаки, собственно, отличаются от людей в том числе и тем, что научились извлекать пользу из зелий, которые порой способны убить здорового человека. Конечно, никто не мешает вам сражаться «вслепую» в *абсолютно* темном зале очередного склепа или бегать от врагов кругами в ожидании того, как здоровье *само* восстановится. Однако лучше всё же обратить внимание на то, что ведьмаки – мастера своего дела – имеют возможность во много раз облегчить свою жизнь. Достаточно всего лишь собрать определенные ингредиенты, содержащиеся в корешках и побегах растений либо костях и языках монстров, смешать их в правильных пропорциях и получить эликсир, который существенным образом скажется на результатах очередного сражения. Так, «ласточка», например, ускоряет регенерацию ведьмака, а «кошка» - позволяет видеть в темноте. Зелий в игре предостаточно – есть где развернуться любителям похимичить.
В редкие минуты отдыха и покоя ведьмак, тем не менее, не дремлет. Он играет в покер (аналог карточной игры, в котором вместо колоды используются игральные кости) и занимается любимейшим времяпрепровождением местных крестьян, которые очень любят «напиться и бить друг другу морды». С этими мини-играми также связаны соответствующие квесты, которые начинаются в первой главе и закончатся только лишь в самой последней части повествования. Таких (ну, конечно, более важных) «сквозных» заданий в игре множество, за счет этого лично у меня создалось ощущение цельности ролевого мира и отсутствия деления сюжета на отрывки-лоскуты отдельных заданий.
Побочные квесты достаточно оригинальны. Без "пойди-принеси" дело, конечно, не обошлось, но даже такие простенькие задания обладают каким-то специфическим шармом, из-за которого они дарят истинное удовольствие. За время игры Геральту предстоит побывать в роли деревенского детектива, мирового судьи, сборщика трав на болоте и, конечно же, покорителя дамских сердец. Многие лица противоположного пола – сюжетные ли персонажи или простые крестьянки – не прочь испытать на себе… очарование легендарного ведьмака. Победы на любовном фронте одаривают Геральта соответствующими записями в журнале, к которым прикрепляется красочная и достаточно фривольная картинка. Впрочем, никто вас не заставляет заниматься сексом с ведьмами, наядами, крестьянками и колдуньями: не хотите – не надо.
Игра воистину красива. По заверениям разработчиков, движок от NWN был серьезно изменен: родственные черты заметны сразу, но в целом ведьмак выглядит весьма оригинально. Несмотря на то, что в игре достаточно много NPC-близнецов, это нисколько не раздражает. Красочные бои, лишенные, между прочим, автоматизма (присущего почти всем играм от той же Bioware), в которых игрок щелкает мышью в такт завораживающему танцу смерти ведьмака (как вариант – при виде «пламени», охватывающего курсор в *нужный* момент), великолепная мимика персонажей (это, конечно, не Final Fantasy X, однако диалоги, тем не менее, выглядят живее, чем в Mass Effect) и отличная архитектура уровней – придраться, на мой взгляд, не к чему. И всё это великолепие снабжено потрясающим саундтреком, отчего-то напомнившим мне Baldur’s Gate. Нет, общего немного, просто Baldur’s Gate до сих пор был для меня эталоном фэнтези-РПГ. Теперь число примеров для подражания удвоилось…
Впрочем, за всё надо платить. В оригинале ведьмак – игра достаточно требовательная – любит долгие загрузки и периодические выпады на рабочий стол. В «дополненном издании» многие проблемы были решены, кроме того, разработчики добавили в игру несколько интересных моментов… что приятно, "Новый Диск", ответственный за высочайшего качества локализацию (неудачный голос всего один, и тот появляется буквально на пару минут ближе к концу игры), не только издал бесплатный (пусть и огромный) русифицированный патч, но также позволил совершенно безвозмездно скачать его из сети. Впрочем, полноценное «дополненное издание» всё-таки было выпущено в России: специфическая коробка размером в несколько джевелов, сложенных в стопку, под завязку забита дополнительными материалами и прочими вкусностями – и всё это по цене простого джевела. Ну, в приличных магазинах, самой собой.
Ведьмак, по-моему, стал самым важным событием в мире ролевых игр со времен выхода Baldur’s Gate. Это потрясающе красивая и глубокая игра подействовала на меня гипнотически: засев за нее, очень сложно оторваться от прохождения, а завершив его, хочется начать снова. Именно такую – нетривиальную, интересную и умную РПГ лично я все эти годы ждал от Bioware, а получал заместо этого очередные сочинения, вдохновленные великим BG: Knights of the Old Republic, Jade Empire, Mass Effect. Я не уверен, что CD Projekt сможет повторить успех Ведьмака (в том числе и в объявленном недавно ведьмаке для приставок) – всё-таки Bioware, на мой взгляд, так и осталась компанией одной игры, которая постоянно делает ее перепевки, но мне очень бы хотелось, чтобы я ошибался. Потому что The Witcher почти наверняка достойна встать на равных в один ряд с такими играми, как Fallout и Baldur’s Gate, и вполне заслуживает титула ролевой легенды уже сейчас.
P.S.
Игра рекомендуется к ознакомлению всем уважающим себя поклонникам ролевых игр. Такие проекты появляются слишком редко, чтобы можно было позволить себе их пропустить.
843 Прочтений • [Обзор на игру Witcher, The] [07.04.2012] [Комментариев: 0]