Обзор на игру Sid Meier’s Civilization IV: Colonization
С самого начала год абсолютно не задался. Вождь соседнего племени ирокезов потребовал две тысячи золотом за право постройки поселения на его земле, из Лондона пришло сообщение о увеличении налоговой ставки (с 5 процентов аж до 13), а мои рудокопы в голодное для Плимута время собрали пожитки и отправились искать лучшую долю в какой-нибудь другой колонии…
(в России игра вышла под названием Sid Meier’s Civilization IV: Колонизация)
Романтика покорения Нового Света достаточно быстро пала под слаженными ударами маркетингового отдела Firaxis. «Civilization IV» в названии ровным счетом ничего не значит: общего у новой «колонизации» и четвертой «цивилизации» всего-ничего – движок и… все. Данное название лично я списываю на желание Сида привлечь покупателей если не славным именем *той* Колонизации, то хотя бы раскрученным брендом Civ4. Не верит Мейер в силу собственного хита середины 90-х, ох не верит. Однако отчего-то он его всё-таки возродил, пусть и в виде независимого дополнения к не самой, на мой взгляд, удачной части куда более известной серии Microprose/Firaxis, но всё же. Вообще, последние события в виде римейков Pirates!, Railroads! и, собственно, Colonization возрождают уже почти погибшую мечту: а вдруг Альфа Центавра?.. До последней в «колонизации» добраться никак не удастся. Colonization – суть младший брат Civilization – лишь на первый взгляд напоминает своего старшего родственника. Размах не тот: вместо развития человечества на протяжении нескольких тысяч лет мы занимаемся обустройством жизни поселенцев в Америке, земной шар свернут до размеров одного материка и нескольких островов, а конечной целью игры является вовсе не полет к звезде, а *всего-навсего* объявление независимости молодого государства на далеком и негостеприимном континенте.
Вместе с транспортным кораблем и двумя колонистами на нем мы получаем возможность ступить на неизведанные земли Нового Света и насадить там новый мировой порядок. Одновременно тем же самым будут заняты и наши конкуренты: колонисты из трех других европейских держав. Однако никто не заставляет нас воевать с поселенцами или выжигать многочисленные вигвамы коренных жителей: как и положено Стране Больших Возможностей, Америка предоставляет нам шанс обставить конкурентов, не произведя при этом ни единого выстрела. Для начала надо усвоить простую истину: для колонии важен каждый человек, самый последний каторжник, прибывший из Европы в поисках лучшей жизни, так как в Колонизации нет абстрактных горожан, а любой житель вашей колонии может взять в руки не только рыболовную сеть или кузнечный молот, но и винтовку ополченца (были бы выполнены соответствующие условия). Очевидно, что профессиональный рыбак намного полезнее для развития экономики, ибо вырабатывает в два раза больше конечной продукции, нежели бывший вор или священник, приплывший в город атеистов. Кадры, надо сказать, попадаются самые разнообразные: в случае тесных связей с местными жителями (читай: в связи с миссионерской деятельностью в соседней индейской деревне) колония будет пополняться «бесплатными» аборигенами, принявшими христианство; если в городе обнаружится значительный переизбыток продуктов, то он будет «выменян» на простого колониста; ну а если в колонии активно влияние церкви, то европейцы сами будут рваться в Новый Свет из негостеприимной Европы ввиду религиозных гонений на местах… впрочем, процесс можно ускорить банальной «покупкой» нового поселенца.
Чем же нам придется заниматься? В первую очередь – экономикой. Укрепить финансовую мощь колонии, представленной одним поселением, достаточно сложно, однако и крупные государства едва ли выживут в этом жестоком и сложном мире. Оптимальным количеством населенных пунктов является, на мой взгляд, два-три поселения, которые будут специализироваться на различной продукции и снабжать друг друга необходимыми товарами. Кроме всего прочего, излишки производства идут на экспорт, который также требует к себе особого внимания. Цены на сырье и товары постоянно меняются, поэтому иногда требуется принять стратегически верное решение: тратить ли время и ресурсы на строительство сигарной фабрики, или же будет горазно полезнее отправлять в Европу менее ценные, но «бесплатно» добываемые в поселении табачные листья? В Старом Свете товары продаются только лишь для того, чтобы полученные деньги потратить на новых поселенцев (мне как раз не хватает опытного плотника…) или продукцию, которая по какой-то причине не производится в колонии. С одной стороны, сам процесс торговли упрощен возможностью автоматизации грузооборота, с другой стороны, не самый удачный интерфейс чинит определенные препятствия на пути создания нового торгового маршрута.
В конечном счете всё сводится к бесперебойному снабжению пролетариев едой, оружием и несколькими важными с производственной точки зрения типами сырья. Собрав определенное количество абстрактного «вооружения», можно снарядить отряд ополчения (если в наличии имеются лошадиные табуны – отряд драгунов), которое есть почему-то не просит, но очень пригодится на поздних этапах игры. Собрав побольше «инструментов», можно завершить строительство нового дока или склада, от размеров которого зависит количество товаров, хранящихся в городе. Вот тут, кстати, всплывает один неприятный момент: налаженное торговое сообщение обеспечивает поселок дефицитным сырьем даже в большей мере, нежели нужно на самом деле, а излишки ценнейшего товара со временем исчезают. Портятся, должно быть. Или разворовываются. Кроме всего прочего, можно добиться расположения коренных жителей Америки, которые периодически будут на безвозмездной основе одаривать поселенцев мерами зерна и килограммами серебра. Совсем другое дело, что с возрастанием уровня сложности гостеприимство индейцев откровенно тает, и они, в конечном счете, почти наверняка возмутятся присутствию бледнолицых вблизи их деревень…
Наладив экономику и подружившись со всеми, кто не претендует на ваши территорию, можно подумать и о победе в игре. Тут имеется два пути: скучный и сложный. В первом случае мы должны банально обогнать конкурентов по очкам – тут-то и пригодится большое количество колоний и дружба с индейцами, которых можно убедить за нитку бус стереть с лица земли обнаглевших испанских поселенцев (последние, кстати, неплохо воюют против коренных жителей: «врожденная» национальная особенность). Во втором же во всех городах придется открывать газеты, назначать политических деятелей и ждать, когда массы созреют для того, чтобы объявить свою независимость от короля. В этом отчасти помогают отцы-основатели (аналоги чудес света из Цивилизации), которые, будучи привлеченными в ту или иную колонию, одаривают ее особым бонусом (к производству, скорости передвижения каравелл…). Пропагандистская деятельность не только приводит к формированию национального самосознания колонистов, но и помогает расширить границы государства (подобные функции в Цивилизации выполняет культура) и… разозлить вашего короля. Если обычно он терроризирует колонию разовыми платежами и процентными ставками (которых можно избежать, отказавшись от импорта/экспорта соответствующего товара), то узнав от советников о том, что на далеком континенте зреет восстание, он будет все чаще бросать встревоженный взгляд в направлении Запада и пополнять экспедиционные войска свежими частями.
Достигнув 50% «революционного уровня», мы получаем возможность объявить независимость и издать целый ряд законов, регламентирующих образ жизни в новом государстве. В нагрузку молодым демократиям отправляется огромный экспедиционный флот, под завязку забитый пушками, конницей и солдатами. При этом надо отметить, что «профессиональный» королевский драгун и бывший кузнец, взявший в руки мушкет и усевшийся на коня, – это две совершенно разные единицы. Поначалу наши войска откровенно уступают интервентам, но со временем воины не только набираются опыта, но и укрепляются в своем мнении о том, что независимость жизненно необходима для них. А идейный ополченец, как показывает практика, гораздо больнее бьет безыдейного, нежели тот его. Особенно если первый укрепился на возвышенности и, получив опыт, израсходовал его на навык горного стрелка…
Разгромив экспедиционный корпус короля, мы получим независимость, и… всё начнется заново. Colonization не дает тех возможностей, которые имеются в Civilization, партии в нее скоротечны и наполнены большим количеством предсказуемых событий. При этом игра достаточно сложна (без ставшей уже классической внутриигровой –педии и руководства пользователя в некоторых вещах разобраться достаточно проблематично) и требует от начинающего колониста полной концентрации внимания. Однако, несмотря ни на что, новая «Колонизация» безумно увлекательна и интересна, ибо бросает игроку вызов и заставляет его мыслить. Картину дополняет приятная графика, мелодичная музыка и несколько неприятных, но не смертельных дырок в балансе. Кстати, особо хочется отметить локализацию от "1С". В то время, как все прогрессивное человечество на вполне легальной основе обладает DVD-боксами, на которых написано «PC CD», на коробках и джевелах от отечественного издателя указан тип носителя… «PC DVD». А DVD – это, сами понимаете, в два-три раза больше денежек, чем CD… воистину, идиотизм и алчность отечественных издателей не знает границ…
1071 Прочтений • [Обзор на игру Sid Meier’s Civilization IV: Colonization] [07.04.2012] [Комментариев: 0]