Данные заметки написаны автором в тот недолгий (как ему тогда казалось) период, когда так любимые им компьютерные игры ему отчего-то наскучили, а свободного времени стало катастрофически мало. Размышляя над причинами сих странных явлений, автор иногда всё же поигрывал в КИ, когда для этого не нужно было жертвовать прочими интересными вещами, из которых состоит наша в меру длинная (чего уж там) жизнь.
Данные заметки не имеют свою целью оценить роль игры Heretic в истории развития КИ, жанра шутеров и постоянно совершенствовавшегося движка, положенного в основу игровой серии Wolfenstein-Doom-Quake.
Наконец, автор не играл (хотя видел и едва не протянул потные ручонки) в оригинальную версию «Еретика», а смотрел на игру сквозь цветное увеличительное стекло неизвестного производства.
Записка первая.
Скуууууучно! Кажется, я начинаю понимать людей, увидевших Wolfenstein 3D позже «Квейка» и даже, может быть, «Дума»: однообразные коридоры, одни и те же враги, один и тот же игровой процесс. Для меня W3D – квинтессенция шутерного жанра, лучшее, что приходило в голову разработчикам, пока они не придумали Half-Life. Разнообразные текстуры, округлые стены, лестницы, лифты, прыжки – всё это лишь декорации для одного и того же спектакля. Только Quake II заставил меня задуматься – так ли уж плохи эти мрачные задники.
Wolfenstein 3D честен: дверь, коридор, охранник, автоматчик, офицер, мухтар, дердидас. Любая маломальская деталь привлекает взгляд: вот стол, где они пили, вот виски со льдом. Люстра размером три с половиной пиксела сравнима с шедеврами Тициана. Кровавым месивом после предбоссового столкновения с элитной стражей можно любоваться всё оставшееся до будильника время.
Детали приобретают ценность. Ах, колонны и кадки с непривитыми грейпфрутами! Ах, здесь я уже был, но как приятно снова побывать в местах боевой славы!
Heretic с его потусторонними витражами, фресками, гобеленами проскакивается на раз. С его заплечным мешком, наполненным забавными вещицами (нам, ветеранам, они ни к чему). Интересно, кстати, как работала извилина разработчиков, отвечавшая за «фичи». Сверхъестественное в «Думе» - фэнтези-сеттинг – ролевуха – инвентарь. В Hexen, между прочим, и сами ролевые элементы появятся.
Да, чересчур брутальный, прямолинейный, трешевый сеттинг «Дума» заставлял особо чувствительных играть с прищепкой на эстетическом чувстве. Впрочем, спускался же в Аид Геракл, не церемонясь с Кербером. А что сотворил с Танталом, самим богом смерти? В «Еретике» декорации тоньше: всадники на потайной двери, чей-то абсолютно пустой (если не считать беспорядочно слоняющихся по нему порождений чьих-то кошмаров) дом. Проходя эпизод за эпизодом, начинаешь подозревать, что весь этот крупный и мелкий трансгенный рогатый скот — твои собственные страхи на пути к неизбежной встрече с кем-то пугающе загадочным. Некто с глумливой улыбкой на костистом лице покачивает мистическим трезубцем — не в зеркало ли я смотрю? В конце дороги к всаднику по имени Смерть, ощутив тщету жизни, не захочется ли мне так же помахать чем-то невероятно зловещим перед лицом жалких людишек, цепляющихся за жизнь? И кто-то захочет положить конец тайнам, придет и, хрипло засмеявшись, убьет меня. И станет мной. И в череде этих вечно побеждающих самих себя героев я обрету бессмертие. Не об этом ли я думаю каждую ночь, опуская ногу на холодный пол в миллиметре от тапка? Так, где же этот чертов синий ключ?..
Записка вторая(найдена вместе со складом колец, книг, щитов и прочего барахла).
Помнится, Александр Сергеич писал в «Анне Снеговой»: «Как всякий честный казуал, он бросил в печку мануал». Это полезно. Лучшие декорации - те, что придуманы игроком для самого себя.
Но что у нас с геймплеем? А здесь мы как раз не имеем права голоса, бо пользуемся мышью и активно стрейфимся, так что истребить два десятка мумий нам ничего не стоит. Поэтому перейдем к дизайну уровней. (Приписка другой рукой: Впрочем, нельзя не отметить настырность этих тварей. Красные бесы будут преследовать тебя до победного конца одной из сторон. Епископы неповоротливы и лучше чувствуют себя в узких коридорах, а вот юркие твари с серебристыми топориками... Можно даже не пытаться достать их мощным оружием – расстреляешь боезапас впустую. К счастью, есть «бесплотный лук» - наше главное спасение.)
В коридорном шутере дизайн уровня — это наше всё. Лед под ногами вместо линолеума с антискользящим покрытием. Трансгенная брюссельская капуста вместо думовских бочек. Гигантская стена, разделяющая две половины уровня. Это приятно. Вообще говоря, поражающий зрачок гигантизм – лучшее, что ловит взгляд в подобных играх. Стоять на краю гигантской чаши, на дне которой разлилась кипящая лава, а выход темнеет где-то на противоположной стороне. Взлететь до точки Лагранжа и обозреть окрестности. (Жирное пятно какой-то гадости.)
Записка третья(край обгорел, пахнет чем-то не очень привычным, проще сказать, воняет).
В целом игра намного проще, чем тот же Doom. Едва ли не на каждом уровне натыкаешься на map scroll, после чего потайные двери видны как на ладони. Впрочем, надо заметить, что порой выход с уровня вовсе не очевиден. К примеру, чтобы поднять ступени, выводящие на финальную кривую, надо поискать включатель, спрятанный за дверью, загримированной под ординарный кусок стены. Стоит признаться, что ты давно подозревал это место, наблюдая, как в соседнем окошке мелькает кто-то злобный. Не зря же их там заперли!
А эти замечательные подарки судьбы! Ты что-то включил, тебе даже кажется, что ты знаешь, где именно произошли изменения. Но чтобы проверить, так это или нет, придется скакать по пылающей магме! «Подумаешь! — фыркнет хардкорщик. — А save/load на что?» Э, дорогой, это вы играете в компьютерную игру, а мы здесь живем. Нам тут страшно, нам тут не по себе. Нам хочется забиться в угол и зализать раны. Сердце, бейся потише, мне надо снять вон того козла между зубцов...
Записка следующая по счету(кто-то считает?).
...но мне казалось, что...потом, когда они начали все вместе...это кошмар?..зачем я здесь?..они сами способны на...колонна отъехала, а там...просто покружиться вокруг...не надо...опять...
Записка последняя(сильно измята и оборвана, незасыхающие следы крови).
Да, повелитель. Я сделал все, как вы просили. Они придут. Их будет много. Можно накрывать на стол.
1293 Прочтений • [Обзор на игру Heretic: Записки дилетанта] [07.04.2012] [Комментариев: 0]