Тяжело было ожидать, что результаты будут иными. Несмотря на всё многообразие жанра, существует сразу несколько причин, по которым топы получились настолько (в определенной степени, безусловно) предсказуемыми. Для начала сразу было оговорено: речь идет о военно-экономических стратегиях (громоздкий термин, позаимствованный мной из компьютерной литературы 90-х годов), а потому нечего удивляться отсутствию в хит-парадах, например, Black and White. Во-вторых, четко был указан год выхода игр – 2004, так что, господа, невнимательно прочитавшие правила, не обессудьте. В-третьих, жанр-то велик, но основные его представители у всех на слуху, а потому удивляться тому, что первые места заняли сами-знаете-какие-игры, не приходится, а многие из достаточно оригинальных или хотя бы заслуживающих внимания игр в топы не попали по той простой причине, что их вспомнило слишком мало народу. Почему *топы*? Помимо личного зачета для каждой конкретной игры, был составлен небольшой хит-парад самых удачных игровых сериалов данного жанра. Появление представителя всего лишь одной игры той или иной серии объясняется просто: в «личном» зачете участвовали представители серии, набравшие в рамках своей линейки игр наибольшее число голосов. Думаю, можно приступать, и начнем, пожалуй, с наиболее популярных игровых сериалов.
Лучшие игровые сериалы: военно-экономические стратегии в реальном времени.
Где-то в глубине космоса, очень далеко от ближайшей населенной системы, висит капсула. На первый взгляд она безжизненна и не представляет никакой угрозы для мирного космического путника, который решит пролететь мимо нее. Но червь сомнения уже точит уверенность путешественника: странные сигналы, непонятные вспышки… В глубине капсулы сидит Нечто, деловито пережевывающее микросхемы своей импровизированной тюрьмы. До поры до времени… Именно так можно вкратце рассказать завязку Homeworld: Cataclysm – дополнения к хиту 1999 года выпуска под названием Homeworld. Дилогия Homeworld отличается от всех остальных сериалов в первую очередь *настоящим* трехмерным пространством, в котором флангов гораздо больше, чем два. Красивейшие бои в космосе, великолепные истории (пожалуй, это относится в большей степени к первым двум играм сериала) – неудивительно, что эта серия попала на восьмое место нашего хит-парада.
Homeworld: Cataclysm
Байки про то, что в ближайшие 50 лет на Земле грянет нефтегазовый кризис и всем жителям планеты придется жечь уголь и торф, чтобы приготовить обед, были особенно актуальны в конце 90-х годов прошлого века. Ну, знаете – конец света (ааа, новое тысячелетие, мы все умрем!), было бы обидно, если бы он не ознаменовался концом нефти, – столько добра зазря пропадает… Вот и выдали разработчики игры Earth 2150 историю о том, как люди бьются за руду. Достаточно сложная игровая концепция, напряженный игровой процесс и чувство облегчения, связанное со спасением собственного народа, – «Земля 2150» наверняка заполнилась каждому игроку, кто когда-либо запускал ее. Являясь второй частью трилогии, в которой также имеются игры под названием Earth 2140 и Earth 2160, Earth 2150 сама состоит из трех частей. Тем не менее, многие игроки не в курсе того, что все эти игры связаны между собой. После того, как они заняли седьмое место нашего хит-парад, с данным недоразумением будет покончено раз и навсегда.
Earth 2140
Быть плохим – хорошо. Злодейский манифест Питера Мулине под названием Dungeon Keeper, занявший шестое место нашего хит-парада, достаточно странно смотрится в компании других участников топа. Но все признаки военно-экономической стратегии налицо: добыча ресурсов, строительство базы… разве что армию нанимать нельзя… но это мелочи. В какой еще игре вы испытаете истинное удовольствие, глядя, как орк забивает молотком рыцаря в блестящих доспехах? Оно и понятно, ведь рыцарь – ваш враг! Если первую часть можно охарактеризовать как оригинальную, сложную, а главное – длинную игру, то вторая несколько сдала позиции. Но это, в общем-то, нормально для Мулине. К сожалению.
Dungeon Keeper
Пятерку лучших игровых сериалов по версии немногочисленных (чего уж тут греха таить) участников опроса открывает серия игр под общим названием Dune. Битва за несчастный Арракис продолжается и днем, и ночью на протяжении целых трех игр: Dune 2, Dune 2000 и Emperor: Battle for Dune. Судя по опросу, наибольшее впечатление на игроков произвела именно первая часть этой своеобразной трилогии (Dune под номером один, а также ее однофамилицу жанра action по понятным причинам в расчет не берем), а дальнейшие попытки Westwood повторить или – не дай бог! – развить успех произвели гораздо худшее впечатление. Вода мокрая, небо голубое, а Арракис, похоже, так никогда толком и не поделят между собой немногочисленные дома, что и помогло этой линейке RTS попасть на пятое место нашего хит-парада.
Dune 2000: Long Live the Fighters!
На четвертое место взгромоздилась дилогия (позорную третью часть, полагаю, мы бы не стали брать даже в том случае, если бы по условиям опроса можно было указывать и современные игры) Red Alert – своеобразный спин-офф, который изначально явно собирался стать частью «большого» C&C, но как-то так незаметно обособился и остался вполне самостоятельным сериалом. Если первую часть вполне можно посчитать как излишне смелую фантазию на тему «а вот если бы…», то вторая не скупится на весьма странные приемы, достигшие своего апофеоза в лице боевых японских школьниц в третьей части Red Alert. Но что действительно важно, так это то, что во все времена и (практически) при любых разработчиках Red Alert остается зрелищной и (иногда) умной игрой. За что мы ее и любим.
Command & Conquer: Red Alert 2
Нежданно-негаданно третье место нашего хит-парада досталось… Age of Empires! Microsoft в компании с Ensemble не стала творить революций в жанре, оставив сей неблагодарный труд на откуп Westwood, и выдала простую и в то же время великолепную игру о том, как мы строим свою любо… извините, государство в заданный временной период. Орки, зерги, сторожевые псы – это всё хорошо, но хочется, знаете ли, возвести собственный замок и окружить его отрядом копейщиков и стрелков на боевых слонах. Ну, просто так – для красоты. И пусть AoE местами сделан по принципу «чтобы было», а баланс порой хромает на обе ноги, отрицать того, что это действительно один из лучших игровых сериалов, не станет, думаю, никто.
Age of Empires
Почетное второе место в нашем хит-параде занял сериал Command & Conquer – пожалуй, один из самых плодовитых и наиболее известных сериалов в истории видеоигр. История о том, как планета чуть ли не самоуничтожается из-за ценнейшего ресурса, мягко говоря, не особо оригинальна, но придать ей приличную форму и грамотно преподать впервые удалось именно Westwood. C&C по праву считается одним из столпов, эталонов жанра, а потому выход третьих частей этого сериала, мягко говоря, не порадовал тех, кто его ждал осознанно. Тем очевиднее становится факт того, что раньше не только небо было голубее, но и C&C – лучше.
Command & Conquer: Tiberian Sun
А вот кого время щадит, так это трилогию, которая обосновалась на первом месте нашего хит-парад. С каждым разом Blizzard практически на голову превосходит себя уровня предыдущей части серии и выдает настоящую стратегическую феерию, эпическую историю о войне всех против всех. Секрет магнетической притягательности сериала Warcraft разгадать невозможно, вероятно, и сами «близзы» не скажут, что же такое кроется в этом незамысловатом «заг-заг». Ну, что-то, видимо, кроется…
Warcraft 3: Reign of Chaos
***
Теперь можно перейти к личному зачету. Думаю, не надо быть экстрасенсом, чтобы предсказать победителя в данной номинации, но по пути к первому месту вполне можно ожидать каких-нибудь сюрпризов…
На двадцатое место, выступившее в роли подножки уходящего поезда, вскочила Total Annihilation: Kingdoms – непонятая, обруганная и забытая критиками стратегия в реальном времени. А вот мы ее не забыли и даже нашли ей местечко в нашем хит-параде. Почему? В первую очередь – за красивые глаза. Действительно приятная графика радует глаз и по сей день, что не отменяет того факта, что TA: K обладает достаточно приятным игровым процессом. Легко, ненавязчиво. Ну и место соответствующее.
На девятнадцатое место взгромоздился славянский ответ Age of Empires 2 - Казаки, произнесенный с территории некогда могучего Советского Союза. Еще одна игра, выполненная по схеме «главное - дров не наломать». И не наломали – первую часть игроки приняли «на ура!», чему отчасти поспособствовал привычный (было бы странно, если бы было иначе) игровой процесс и приятная графика. Без излишеств.
Следующая игра настолько необычна и, видимо, неизвестна, что попала в конец топа, хотя вполне могла бы подняться и повыше. Она настолько необычна, что восемнадцатое место для нее, пожалуй, провал. Хотя… действительно оригинальные проекты редко добираются до самых вершин (достаточно посмотреть на первую пятерку нашего топа), так что, в принципе, понятно, почему Z оказалась именно тут.
Еще одна стратегия родом из Восточной Европы, жестоко изнасилованная отечественными локализаторами, без зазрений совести вымаравших оригинальный сюжет, который в наших краях вполне может сойти за раритет. Чего же такого оригинального в Tzar, и почему он попал на семнадцатое место? Ну, действительно оригинального в игре не много, но она точно подпадает под определение «must have» для всех тех, кто считает себя поклонником жанра.
На шестнадцатом месте оказался гадкий утенок вселенной C&C – Generals. Почему гадкий? Ну, наверное, потому, что эта игра и близко не является самой популярной стратегией с «command & conquer» в названии. Оригинальные стороны конфликта, несколько необычный для серии игровой процесс, а в целом… могли бы и повыше подняться.
И вновь представитель постсоветского игростроя – отечественная игра Периметр. Как и всякая интеллектуальная, неординарная игра, Периметр в год выхода (2004) был по полной программе обласкан критиками и игроками того сорта, которые *понимают*. Для всех остальных игра оказалась слишком сложна или, как вариант, необычна – именно с этим я связываю ее пятнадцатое место.
На четырнадцатом месте расположилась игра, приятная во всех отношениях. За основу взята одна из самых популярных вселенных, игровой процесс динамичен и увлекателен, а графика… В общем, Warhammer 40k: Dawn of War в скором времени (если еще не…) можно будет называть классикой жанра. Классикой *современного* жанра RTS… по крайней мере…
На тринадцатом месте расположилась Earth 2150: история о том, как не надо делить природные ресурсы. Если бы люди прислушивались к ученым, то у них вряд ли бы к середине XXI века закончилась бы нефть: этого не может быть потому, что этого не может быть. А так вот приходится им в темпе вальса сматывать удочки куда подальше с нашего голубого шарика.
Двенадцатое место – эпопея под названием Homeworld, или «путь домой в полном 3D». Игра вышла без малого десять лет назад и по сей день остается непревзойденной в своем скромненьком поджанре «RTS в космосе». Забавно, не правда ли?
Следующее, одиннадцатое место зарезервировано не совсем обычной (в рамках определения, указанного в самом начале наших хит-парадов) игрой, которая вполне могла бы и не попасть в топ. Но попала. Stronghold – практически симулятор средневекового замка со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Назвать игру хитом, на мой взгляд, сложно, но ее относительно высокое место объясняется определенной популярностью и широкой известностью в узких кругах поклонников стратегического жанра.
Еще один неоднозначный кандидат – Dungeon Keeper. Хотя мы уже отметили для себя, что в этой игре нельзя указать очередь для строительства новых юнитов, всё же ее в определенном смысле можно отнести к тому поджанру, о котором мы сегодня ведем речь. Впрочем, все игры Мулине в той или иной степени необычны, так что удивляться десятому месту DK не приходится.
На девятом месте разместилась Великая Трехмерная – Total Annihilation. Вся революционность игры заключается в ее графическом движке и сопутствующих эффектах, из-за чего стандартные для жанра танковые кулаки (в свое время) приобрели необычный шарм.
На восьмом месте поселился шедевр непрямого контроля – великолепная Majesty. Ленивые и несколько трусливые герои, которые за сто рублей не вылезут из собственного дома и не вступят в неравный бой с бехолдером, – где еще вы встретите настолько несговорчивых подчиненных? Ну, разве что в стратегии с ужасным интерфейсом, но Majesty к таким точно не относится, и ее совершенно точно можно рекомендовать любому человеку, который готов потратить определенное количество времени на компьютерные игры.
На седьмом месте вновь достаточно спорный кандидат, формально, тем не менее, вполне удовлетворяющий условиям опроса. Переусложненная для игр уровня C&C экономическая модель с ее бесконечными колбасками, хлебами и уймой разновидностей юнитов соседствует в этом великолепном образце стратегий «немецкой» школы с нетривиальной боевой системой и постоянно голодающими войсками. Действительно очень необычная и интересная игра, в которой уже сам факт постройки целого (!) отряда пехоты можно считать почти достижением, - Knights and Merchants: The Shattered Kingdom.
На шестом месте без лишнего шума и пыли расположилась сама Dune 2. Классика - она классика и есть, как говорят в таких случаях люди, не слишком хорошо знакомые с компьютерными играми, вышедшими раньше 2000-ого года (а то и позже), - «качайте, пацаны, если хотите узнать с чего все началось!»
Самым популярным Red Alert’ом, как ни странно, оказался второй. Его пятое место обусловлено тем, что еще свежи в памяти те времена, когда мы радостно смотрели вступительные ролики Red Alert 2, которые наглядно демонстрировали нам, что красная армия и вправду всех сильнее. Отличная графика, проверенный временем игровой процесс – что тут еще скажешь?..
Чуть-чуть не дотянула до бронзы Age of Empires 2. Почему AoE2 обскакала предшественницу, от которой она, по сути дела, отличается чуть-чуть подправленной механикой? (с поправкой на смену временного отрезка)? Ответ очевиден: тут появились ворота! Теперь не надо оставлять нелепые дыры в стенах, и оборонительные рубежи больше не похожи на решето… что, думаете Age of Empires 2 попала на четвертое место по какой-то другой причине?..
Немного уступив конкурентам, третье место завоевала вторая часть саги Command & Conquer – Tiberian Sun. Эта игра, на мой взгляд, стала творческим Эверестом для Westwood, выше которого она так и не смогла подняться. Великолепный дизайн юнитов, отличные игровые кампании, приятная графика…
На второе место взгромоздился извечный «заг-заг», тогда еще не отягощенный излишним смыслом, – Warcraft 2 – история о том, как орки не очень любят людей. И наоборот. Еще один случай классики «как она есть» - если она вам не нравится, то, значит, вы или не очень любите стратегии, или… ну, подумаешь, не понравилась…
Опередив всех конкурентов на шесть корпусов, на первое место уверено уселся Starcraft: Царь еще не обзавелся полноценной второй частью, а уже вполне мог тягаться в плане популярности со многими стратегическими сериалами (формально, на практике, полагаю, Starcraft вне конкуренции в принципе…). Что можно сказать о Starcraft? Ну, за него проголосовал почти каждый участник опроса, и, по общему мнению, это одна из лучших стратегий за всю историю жанра и чуть ли не культ в одной восточной стране. Нужны еще какие-то рекомендации?..
1037 Прочтений • [Обзор на игру RTS: во что играть?] [07.04.2012] [Комментариев: 0]