Старомодное и совершенно безобразное выступление Stronghold 2 на торжестве других “мамонтов” игроиндустрии, казалось бы, должно было поставить точку на серии Stronghold. Но разработчики решили взять реванш, предупредительно выстрелив в общество несколькими холостыми – новая Stronghold будет!
Общество совершенно не разделяло оптимистической точки зрения Firefly. Затоптанная, заплеванная Stronghold 2, тащимая под руки несколькими сотнями (а может и десятком?) преданных фанатов, окончательно потерпела фиаско. Не помогли ей даже очень даже интересные нововведения. От былой популярности даже в узких кругах осталось название и наличие в продаже старых частей игры – Stronghold и Stronghold Crusader. Но мастера на все руки из Firefly снова чуть-чуть обнадежили нас: улучшенная графика, по сравнению со второй частью, пополнение списка сооружений и войск, перенос всех действий в самые дебри мифологии разных стран и эпох. Тут вам и граф Дракула, и Король Артур с одиннадцатью собутыльниками, волшебник Мерлин и небезызвестный Зигфрид с кольцом нибелунгов... Через год на полках возникла новая “Цитадель”, теперь совсем запутанная и потерявшаяся во времени.
Жанр: simulation, strategy Год выпуска: 2006 Название: Stronghold Legends Разработчик: Firefly Studios Издатель в России: 1CЛоскутное одеяло
Казалось бы, пульс у Stronghold 2 окончательно пропал и игру даже реанимировать бесполезно. Безобразное исполнение обещанного фанаты так быстро не забыли и на новую Цитадель смотрели с подозрением. А тем временем в недрах Firefly опять тихо и бесшумно работала большая человеческая мысль, обрастала фактами и подробностями, набрасывалась на бумагу и переносилась в память компьютеров.
Теперь Англия в своем неизменном и заурядном платье сменилась веселым шутом, где каждый лоскут его одежды есть кусочек мифа, легенды или былины. Вся игра не просто была выпотрошена и высушена – каждая ее клеточка была с нуля воссоздана в новом окружении. Текстуры обрели симпатичное свечение и безукоризненную проработанность, в замке мы вообще можем практически ничего не делать, а взять в руки саблю и отправится вместе с рыцарями и сотней копейщиков громить супостата. Игра упрощена донельзя, но при этом все окупается внешним видом. Красота требует жертв? В этом случае очень многих.
Прежде чем начать разбирать изменения, коснувшиеся игры, стоит также заметить, что почему-то на этой части разработчики замолкли. Или просто заткнулись, потому что поняли – геймеру современности приелись и народные борщи, и буржуйский фастфуд, даже экзотика в виде тайской лапши осточертела. В котле всеобщей толерантности и международного сального дружелюбия варятся сотни проектов, и каждый из них заслуживает внимания, безусловно. Но единицы достойны навязчиво мозолить вам глаза глянцевой рекламой, и только один раз в год какое-нибудь чудо жанра будет у всех на устах. Stronghold Legends либо слишком низко пал, либо пытается привлечь к себе внимание, набирая обороты, мол: “вот он я, отпрыск той самой Цитадели!”. В любом случае сейчас она лишь одна из сотни стратегий, практически ничем не отличающаяся, кроме фундамента старой системы и известного имени.
Король курятника
К сожалению, в припадке праведного гнева и желания вынести из игры все “лишнее”, разработчики из Firefly затронули святая святых – структуру замка и его жизнеобеспечение. Нет, не подумайте, что нас вытурили из родных покоев прямо на улицу, дав на прощание хорошего пинка и бросив вдогонку казначея – обошлось все меньшими жертвами, но зато какими!
Серия Stronghold всегда отличалась специфической моделью созидания – здания строятся моментально, жителями управлять напрямую нельзя, войска беспорядочно разбросаны по всей карте. Но потом, освоившись с новым управлением и привыкнув к местным выходкам населения, мы налаживаем поставку ресурсов: лесники, лениво потягиваясь, бредут к недавно поваленным березкам, на каменоломнях мычат в ожидании волы, нагруженные камнями, издалека к нам несут долгожданные слитки железа и со звонким пристукиванием укладывают на складе в ровные штабеля. С ближайших пшеничных полей пришла весть о том, что весь урожай погиб и ближайшие пару месяцев нам придется обойтись хмелем и двойным разливом эля в кружки вечно жаждущего веселья населения.
Потом приходила пора беспокоиться о дальнейшей судьбе этого городка: инженеры копали рвы с водой, по периметру крепости поднималась зловещая стена с несколькими башнями, за ней другая и третья. Казна пополнялась новой сотней золотых, население в угнетении бегало от колодок, пекари учтиво просили пристроить их на виселицу, нежели на дыбу, а в замке напротив нашего общество боготворило своего правителя; он создал для них настоящий рай, в который они и окунались, бросая работу и производство оружия. Сады, памятники, святыни. Даже карусели для детей, пестрящие разноцветными ленточками. Поливая дорогую глазу клумбочку цветов, лорд совсем забыл, что склад оружия полон, и пора собираться в поход на неприятеля.
И сражаться тоже приходилось. Решит какой-нибудь лорд разнести ваш замок по камушкам – ждите беды. Поляна перед главным барбаканом заполнилась морем бесчинствующих копейщиков, рыцарей и пехотинцев с булавами, за переносными щитами укрылись лучники и арбалетчики, то и дело происходит невеселый обмен тучами стрел между атакующими и осажденными. Раскидав жадную на фееричность щебенку крепостной стены, катапульты замолкали, предоставив коннице возможность ворваться в цитадель всем скопом. Разносились боевые кличи, гибли люди, рушились дома, горели поселки. Крики и искусственный звон стали наполнили напряженный воздух над крепостью…
Таким Stronghold родился, удивлял, злил и радовал новоиспеченных баронов, рыцарей и герцогов, молодых и не очень. Но времена стирают все – традиции, нравы и законы. В том числе и у жанра. Будучи продуманным средневековым градостроительным симулятором и стратегией в реальном времени с колоритной возможностью устроить осаду или поучаствовать в обороне прототипа какого-нибудь известного замка, Stronghold вконец иссох и уменьшился. Первым ударом в солнечное сплетение отличился Stronghold 2, а за ним бравый Stronghold Legends мощным апперкотом отбросил интерес и все внимание страдающих фанатов к своему “я”. Пластическая операция, к сожалению, не обошлась без побочных эффектов.
Верните крысу, изверги!
Во-первых, графика. Как было сказано выше, она претерпела кардинальные изменения – юниты наконец-то основательно приоделись, все сооружения переработаны “с нуля” под новый архитектурный стиль. Замковые стены отныне не просто защищают владения благородных лордов, но еще и украшают ваше главное поместье – в каменной кладке виден каждый кирпичик (да и во время осады каменная стена рассыпается как хрустальная, на мириады осколков). Если сравнить заскорузлый Stronghold 2 и Stronghold Legends, то внешне именно “Легенды” выигрывают в этом неравном бою. Очевидно, была проделана огромная работа по замене текстур и анимаций – каждый солдат “играет” для нас свою маленькую роль, изворачивается, наносит удары и зрелищно погибает. Помимо всего этого окружающий мир и стиль замков также приобрели свои отличительные черты. В зависимости от стороны, за которую мы играем, все сооружения нашего замка будут отделаны соответствующе. Вам выдалась возможность защищать добро и следовать путем света? Добро пожаловать в обновленный Stronghold 2. Играя за расу Севера, вы будете свидетелем облачения вашей цитадели в зимнее убранство – крыши пекарен покроет толстый слой снега, с неба будут медленно падать снежинки… Потрясающий контраст со Злом, третьей стороной конфликта. Тут все обретет угольно-черные тона, а здания потемнеют до багрово-коричневого оттенка, кое-где будут полыхать языки пламени. Классический пример преисподней.
Но помимо внешнего вида, Легенды радуют нас увеличенным почти втрое(!) набором войск, правда, для каждой стороны доступна своя особенная “солдатня”. У сил добра появился круглый стол, напоминающий алтарь. В этом алтаре мудрый владыка может призвать (нет, рыцарей мы ТОЛЬКО призываем) практически всех рыцарей круглого стола, что по известной легенде о короле Артуре защищали земли Британии от набегов сил зла. Стоит каждый “герой” прилично, с нас сдирают и чести и золота “немножко”. Зато если эти воины погибнут, они смогут снова возродиться, но за ту же плату. А кто сказал, что будет легко? Но положительная черта этих бравых парней – их способности. Небольшой отряд из пяти дружинников Артура разнесут среднюю по величине армию недруга, сами практически не пострадав. Раскидать все воинство неприятеля в разные стороны, не оставив им шанса удержаться на ногах? Или призвать мощный кавалерийский отряд?
У двух остальных сторон произошло равное деление воинов. Силам Зла и Ледяным лордам дали возможность строить башни-казармы, где можно разжиться незаурядными мифологическими существами. Смотря на это разнообразие, невольно вспоминается Age of Mythology с битвами титанов, кучей монстров из греческих легенд и сногсшибательной графикой. В Legends особого колорита не прослеживается, да и шарм куда-то пропал. Все это, безусловно, красиво – величественные драконы, великаны, демонические псы и “терминаторы” в доспехах, но Цитадель не рассчитана на односложное ведение войны – не хватает масштабов и разнообразия в управлении войсками. А Firefly своими следующими “сюрпризами” просто убивают все желание устать от войн и взойти на трон, чтобы начать созидание прекраснейшей цитадели в мирное время. Тем более, что экономической кампании попусту нет, почему?
Упс, небольшой коллапс вышел
Всему виной катастрофа, которая произошла в жизнеобеспечении замка.
Очень спорная необходимость следить за крысами, преступностью и количеством фекалиев в родных стенах теперь, видимо, исчерпала себя и полностью пропала. Сделав вперед длинный шаг “наудачу”, Firefly решила, что с нее хватит, ведь ее игра становится сложнее, и, наверное, от этого теряет интерес к себе. Но на самом деле суть не в том, чтобы упростить Stronghold до уровня первых частей, это безрассудно и никому не нужно. Разработчикам нужно было приспособить новую Legends для того, чтобы геймеру было комфортно “общаться” с игрой: искоренить все баги и ошибки и конечно увеличить пространство, в котором нам приходится день ото дня сражаться новыми силами. Ни первого, ни второго, ни третьего фанаты не увидели – карты такие же тесные, нам приходится выбирать между необходимыми и желаемыми постройками. Ошибок и глюков стало на порядок меньше, но остаются “переселенцы”, иммигрировавшие в игру с созданием новой оболочки.
Помимо этого Firefly внедрила независимую торговлю. Теперь в каждом производящем здании можно приобрести то, что заведение выпускает, или даже материал, который оно заимствует. Совершенно не нужная система, но это только так кажется, пока не посмотришь на стоимость рынка и… всех прочих зданий. Оказывается, кризис затронул еще и средневековые просторы Британии. Один рынок требует 200 единиц дерева, когда как в первых частях он стоил всего 15 единиц, а в Stronghold2 рынок абсолютно бесплатен (в наше время все было дешевле!). Теперь в этом заведении можно настроить автопокупку и автопродажу ресурсов, удобная вещь. Доставали восклицания пищика “Склад полон, ваша светлость”? Отныне ему будет нечего сказать.
И прошелся новый лорд этих земель со своими дурацкими реформами: свечные мастерские клепают лучины без наличия ульев, пиры все отменяются, лорд теперь будет жить один без жены (видимо правду говорят – семейная жизнь не для военных людей). А, выгнав женушку вместе с ее Палатами Леди, лорд еще лишился овчарен и тканевых мастерских. В сфере добычи пищи тоже изменения – больше нет охотничьих избушек, и олени торжествуют. Вместо них появились курятники, а для снежной поверхности -проруби, в которых живут морские котики. Добрые “фермеры” в соломенных шляпах ловят особо разъевшихся представителей с помощью лассо и глушат палками.
Население просто угнетено – куда-то подевались все развлечения. Нет ристалища, ярмарки, гильдии менестрелей. Даже банальных цветочных клумб нет! Нынешний Stronghold превратился в какого-то угрюмого представителя стратегий без стратегии, которому просто не повезло с родителями (а точнее с Firefly). Разработчики внедрили новый ресурс – военные достижения. На него будут строиться статуи (всего двух видов), которые прибавляют вам чести, но, честно говоря, мы могли обойтись и без этой “потрясающей” возможности. Ах да, с целью сделать игру окончательно приспособленной для особо “зажравшихся” – рыцари и лорды теперь могут покупать коней сразу на поле боя, никакой конюшни не надо.
Ну и, наконец – поместья и укрепления. Почему-то удачно внедренная возможность дробления карты по территориям в Stronghold 2 не прижилась в Legends. Если раньше купленные и отстроенные владения служили нам производственными точками оружия и пищи, то отныне мы можем лишь приказать, что именно производить. Строить на территории своих владений запрещено, что вызывает удивление. Свою основную полезность поместья утеряли, поэтому можно смело игнорировать всяческие советы по покупке соседних территорий (хотя теперь лорд не мелочится – на владения можно не тратить ни копейки)
Замок тоже обеднел на разнообразие оборонительных принадлежностей. Количество башен сократили до трех, отменили строительство деревянных стен и оставили нам ров с водой и нефтью, волчьи ямы (ловушки тоже куда-то делись), мангонели, гарпуны на башнях, и конечно горящие бревна. Аренду на место для котла с маслом тоже аннулировали, теперь мы можем вешать на стены корытца и в случае необходимости выливать кипящую смолу на головы недругов по приказу (солдаты тоже умрут, если им не приказать сражаться?). Но по сравнению хотя бы со второй частью видно, насколько урезали возможности. И ради чего?
Момент истины
Да, единственное что вытягивает из Stronghold Legends жизнь и всю красоту геймплея – это сюжет. Но и здесь не обошлось без подвохов. Безобразно склеенное из кусков разноплановой тематики, это полотно, именуемое “сюжетом”, получит свой “проходной” бал, но ведь можно было сделать полноценную сюжетную ветку, пускай и выдуманную самими разработчиками. Сценарные миссии метаются от одного к другому, не дают сосредоточиться на поставленной цели. Сами же задания убивают своими условиями. Нет, мы не против избавить мир от еще одного злодея, но не в пятьдесят пятый раз! К сожалению, слабые ноги всего сюжета подкашиваются и еле-еле тащат на себе массу игры со всеми новыми (а половина из них вообще бесполезна) юнитами, изрядно поредевшим набором зданий и глобальным применением всего предложенного на практике.
Безусловно, дух старых частей еще присутствует, но Legends окончательно уходит от прежних Цитаделей, даже не посчитавшись со второй частью, которая была бы гораздо успешнее, если бы не кривая оболочка. А Legends, получив практически бесподобную для своих возможностей графику, просто наплевал на все старые традиции и правила, которые были заложены отцами из Firefly. По идее, если смотреть на Stronghold 2 и Stronghold Legends, складывается впечатление, будто эти две игры созданы в разное время и для разных аудиторий. Любителям участвовать в жизни замка и его жителей не остается ничего другого, как полюбить вторую часть, ибо она расширила границы прежней Цитадели.
А Legends скорее для тех, кто еще не успел познакомиться со старыми частями (как в свое время было написано о Stronghold 2). Для детей, которым интересно все новое и они не могут сравнить классику со слабым подражанием современности. Для взрослых, но только для той малой части, которая играет, чтобы убить время. А также для тех, кому не позволяет конфигурация компьютера запускать более совершенные и разносторонние стратегии. Любители планировать боевые действия, хитростью побеждать оппонентов или вести долгосрочные осады крепостей смогут что-то найти для себя, но при этом действия их будут слишком ограничены. Одно лишь утешает – Stronghold больше не будет пытаться свернуть горы и вырваться в лидеры продаж своими неожиданными сырыми выступлениями в 3D-обличье.
Автор: Александр Кровный aka Mr. Aspio
1474 Прочтений • [Обзор на игру Stronghold Legends] [07.04.2012] [Комментариев: 0]