Переезд в незнакомую страну сродни ведению конспекта в новой тетради: свежекупленная пачка листов, скрепленная неказистой «пружиной», притягивает пятерню с зажатой в ней ручкой и как бы предостерегает: «не испорть меня». На первом листе ты стараешься выводить буковку за буковкой, ровненько, как в прописях в начальной школе, но времени на чистописание нет, и вот уже на второй, третьей или четвертой странице проскакивает ошибка. Некрасивая цифра или неграмотно написанное слово. И с этого момента ты уже не беспокоишься о красоте: теперь важнее результат. А для результата в незнакомой стране нужны деньги. Особенно если ты европеец без роду и племени. Особенно если тебе нужно кое-кого найти. Деньги немалые. И за них ты способен взяться за работу. Любую.
*данный силуэт может не соответствовать предложенной девушке по вызову (путеводитель по Либерти-сити)
Возможно, что это одно из самых зрелищных заданий за всю историю GTA.
Каждый раз, когда очередная часть GTA выходит для начала на игровых приставках, а затем с приличным опозданием заявляется на ПК, я задаюсь вопросом: а зачем Rockstar (DMA, если угодно) вообще нужен ПК? За то время, что прошло с момента релиза GTA3 на PS2 до начала продаж PC-версии, разработчики не только отбили потраченные на разработку игры средства, но и заработали на грузовик с черной икрой. GTA4 для Xbox360 и PS3 так и вовсе разошлась в таком количестве копий да за столь малое время, что на ближайшие года три-четыре, полагаю, вопрос о самой продаваемой игре, в принципе, снят (различные виртуальные теннисы и фитнес-тренажеры не в счет). Что же толкает разработчиков на разработку версии для РС? Всегда найдутся недовольные, те, кто будут критиковать игру, ругать ее за технические проблемы, – не без этого. Но лучше всего за разработчиков ответит Тони Маунтбанк (здесь и далее все имена собственные позаимствованы из официальной локализации), редактор «путеводителя» (честно признаться, даже не знаю, что лучше – «новый» путеводитель или «классическая» газета… балует, балует нас Rockstar): «очень приятно, что на свете еще не перевелись идиоты, которые покупают печатные издания, когда всё то же самое можно совершенно бесплатно найти в Интернете».
В этом – вся GTA. Остросоциальная пародия, всепоглощающее издевательство над обыденностью и опостылевшей реальностью. От того, что гротескные коробки домов и бедные на текстуры, но богатые на угловатости модели персонажей отныне выглядят *почти как настоящие*, суть игры вовсе не изменилась. Комик из «под столом» в очередной великолепной сценке высмеивает отсутствие в Либерти-сити кошек и собак (господи, до того, как я увидел его выступление, мне даже в голову не приходило, что чего-то этому городу не хватает…), реклама закусочной зазывает прохожих новым гамбургером с говорящим названием «инфаркт миокарда», а известный адвокат, кстати, одна из жертв нашего героя, собирается подать в суд на бога – нечего было дождь заводить… Кто до сих пор думает, что большой бюджет и «душевность» несовместимы, тот глубоко заблуждается. Глядя на загорающиеся огни большого, по-настоящему живого города, хочется променять все Тамриэли и Британии вместе взятые на один такой населенный пункт, в котором нет бездумных болванчиков и молчаливых NPC. В день зачатия GTA4 звезды встали таким образом, что в этой игре удачным образом встретились гигантский бюджет и чертовски талантливая команда разработчиков, которая вложила в свой новый проект если не всю душу, то как минимум большую ее часть. С игрой могут возникнуть проблемы, но не потому, что ей чего-то не хватает, а из-за того, что вам надлежит докупить пару гигабайт оперативной памяти или многоядерный процессор с тремя гигагерцами. «Душа» нынче в цене. Обидно, ведь разработчики обещали, что игра будет летать на ПК трехлетней давности (на момент выпуска в 2008 году), на деле же она с трудом идет на конфигурациях, превосходящих минимальные системные требования. Впрочем, раз на раз не приходится.
Всё вокруг вас… (реклама)
Уйти от полицейской погони теперь несколько проще, чем раньше.
Хотя если игра тормозит, а текстуры не успевают подгружаться, то это вас не спасет.
Нико, родственник неудачливого владельца таксомоторного парка в Либерти-сити, прибывает в Америку, чтобы начать новую жизнь. Вести записи с чистого листа сразу после того, как он ступил на землю США, Нико не сможет: для начала надо вычеркнуть пару глав из прошлой тетради. И, предположительно, эти главы скрываются где-то неподалеку… Типично «гташный» сюжет, история о том, как надо пробиваться из грязи в князи в городе, битком набитым террористами, мафией, наркоманами и проститутками. «Джентльменский» набор заданий для главного героя остался неизменным со времен… да, даже со времен первой GTA: убить, угнать. Угнать, убить. Нико – ветеран балканской войны – за деньги готов выполнить любое поручение, он глазом не моргнет, если от успешного исхода дела зависит благополучие его близких, ведь он всё-таки не монстр. Для него существует два типа людей: те, кого он любит, и те, кого ему когда-нибудь придется убить. Не потому, что он мясник, – жизнь такая.
Сценаристы удивительным образом вызывают сочувствие к натуральнейшим отбросам общества: сам Нико, его ирландские дружки и укуренные «расты» - беспринципные люди, угроза для общества. Но что там, по ту сторону общества? Коррупция, взяточничество, крышевание и всё та же мафия. Нико не грозит ведьмачий нейтралитет: всегда приходится выбирать между двумя сортами дерьма, и дай бог, чтобы в очередной раз повезло. При всей развязности малыша Джейкоба и придурковатой веселости Брюси, у этой пьесы счастливого конца не будет, а пострадает, в конечном-то счете, человек, единственный из всего населения Либерти-сити заслуживающий лучшей доли.
Ярчайших характеров и колоритных персонажей в GTAIV завезли с излишком – хватит на всех. Для начала – несколько друзей Романа, разного рода психопаты и наркоманы, вроде бы люди достаточно приличные на фоне всех остальных. Но как только откроется проезд в новый район, так Нико с головой нырнет в омут межклановых разборок. То самое дерьмо разных сортов и оттенков в Либерти-сити представлено огромным количеством группировок: мафия итальянская (аж несколько семей!), ирландская, русская, китайская… есть даже мафиози-еврей. Кроме всего прочего в наличии имеется паршивый полицейский-карьерист и загадочный безымянный дядька, которому до всего есть дело. Выбрать сторону не удастся: придется немного поработать и на тех, и на других, и на десятых, а пресловутая нелинейность - суть выбор того, с кем вам ездить в боулинг да в каком порядке наблюдать гибель близких и врагов в финале игры. Всего-то…
Она ему задом повиляет, он ей сиськи помнет. (из разговора со знатоком отношений полов в Либерти-сити)
Взрывы в игре выглядят великолепно при любых настройках графики.
Вместо канувших в небытие качалок и велосипедных прогулок нам предлагается проводить время с друзьями и подругами. С первыми всё более-менее понятно: берем кореша за шкирку, сажаем в авто и гоним в стриптиз-клуб пялиться на прелести, «о которых мне рассказывал брат Роман» (кстати, игра достаточно целомудренна: танцовщицы щеголяют как минимум с липкой лентой на интересных местах – видать опыт GTA:SA разработчиков чему-то научил, хотя качество моделей девушек в этих играх… хм… различно), или в один из спортивных баров, где нам предстоит поучаствовать в незамысловатой мини-игре. Добрый друг, которому уделяют много времени и внимания, со временем станет расположен к вам в такой степени, что будет безвозмездно оказывать поддержку «в случае чего». «В случае чего» - это отряд братков, оружие или, например, бесплатное такси, в которое я, правда, за всю игру так ни разу и не попал: авто не отзывалось на нажатие клавиши, подсказанной игрой, а таксист преспокойно уезжал без меня. Ну, не очень-то и хотелось.
Совсем другое дело – девушки. Помимо двух «сюжетных» подружек, Нико может закрутить роман с еще несколькими девицами, отыскав их на просторах местного аналога Интернета. Девчонки попались весьма привередливые: первая на свидание поедет только в дорогой машине, вторая обожает строгие костюмы, а третья ненавидит дешевые закусочные и солнцезащитные очки. К счастью, этим «характеры» дам и ограничиваются: доведя отношения до 80-90 (лучше – 100) процентов, можно рассчитывать не только на бонусы, схожие с теми, что подбрасывают дружки, но и на ночь (две, три) любви с последующим получением на мобильный телефон MMS с фото девушки весьма хулиганского характера (как минимум – с фривольной подписью). Никакой порнографии и голых грудей не предвидится, но кого-нибудь, наверное, такие подачки смогут заставить «проходить» необязательные свидания.
Кстати, о телефоне. Дикие времена пейджеров и телеграфов ушли в прошлое: Нико всюду с собой носит мобильник, который является чуть ли не самой важной вещью в игре. По мобильному телефону можно получить указания от работодателя, с его помощью удобно снимать фотографии, и он является главным средством поддержания дружеских отношений со своими близкими. В общем, штука приятная во всех отношениях.
«Грандиозная статуя вселяет в сердца американцев смешанные чувства – пряную смесь патриотизма с ксенофобией» (путеводитель о «статуе счастья»)
Нико на женщину руку не поднимет.
Ну, пока ему за это не заплатят.
Либерти-сити – город больших возможностей, населенный пункт, под завязку набитый приключениями, барами и зараженными голубями, уничтожение которых, наверное, спасет мир. Можно носиться по Алгонквину, работая на дядю, но лучше взять подружку и покатить в номера. Или украсть «инфернус» и поучаствовать в уличных гонках. В конце концов, можно просто сидеть в машине, слушая любимую станцию Independence FM, которая черпает репертуар из специальной папки в «моих документах». Приятная неожиданность – реклама на станции, которая вкратце характеризует слушателей как воров, стащивших трек из Интернета и прослушивающих его в темном подвале.
Помимо этой имеется большое количество других радиостанций, среди ведущих которых мне особенно запомнились Игги Поп и Руслана. И если первый повеселил явной вседозволенностью и неумением подбирать… цензурные слова, то вторая неприятно удивила фразой, популярной на Украине во времена пришествия оранжевой орды. Впрочем, Руслана особо и не скрывала своих политических убеждений… Что особенно удивительно, ведь Владивосток FM – станция, по сути дела, российская: Кино, Макаревич, Звери, Серега… Немного поэкспериментировав со станциями и послушав несколько раз недурственное (дело вкуса, безусловно) Rock Radio, я пришел к выводу, что лучше Independence FM в GTA4 ничего нет, хотя и там эфир прерывается рекламой.
Что еще? Новые (ну как - новые…) модели автомобилей отчего-то напомнили китайский автопром: выглядит как Мерседес, а называется не пойми как. Вот и тут то же самое: автомобили стали на редкость красивы и реалистичны, а за модель повреждения можно пожать руку человеку, который ее разработал. Описать подобное словами достаточно сложно, но полет водителя сквозь лобовое стекло головой вперед должен увидеть каждый – это того стоит. Вообще, GTA4 – игра очень кинематографичная, она подсовывает потрясающие ракурсы и ситуации ежеминутно. Полеты на вертолетах (кстати, боевой вертолет является единственным транспортным средством с вооружением – больше никаких танков!), погони на мотоциклах, возможность замедления времени во время движения (в чисто декоративных целях – никаких товарищей Пейнов!) – удивительно, как мне до сих пор не надоело ездить по одним и тем же улицам на одних и тех же машинах. Хотя, судя по отзывам игроков, кому-то всё-таки надоедает.
Но главное, что отличает новую ГТА от всех без исключения предшественников, причем в лучшую сторону, так это перестрелки. Драки. Поножовщина. Новомодные прилипания к стене, убийство с одного выстрела в голову и аккуратно-незаметное убийство холодным оружием – всего этого не было (или почти не было) в аляповатых «GTA 3D», не говоря уже о первых, «плоских», частях. Теперь перестрелки в ГТА больше не выглядят как непонятное недоразумение и обмен выстрелами между двумя манекенами: динамике местных побоищ может позавидовать (местами) даже Gears of War, а шикарнейшее ограбление банка буквально принуждает меня вспомнить о старике Kane & Lynch. Тот в гробу переворачивается со стыда… Впрочем, на каждую действительно интересную миссию приходится пара-тройка скучнейших заданий, но грамотная режиссура и отличный сценарий делают свое черное дело: увлекают…
Отменный «Самопал» (путеводитель по Либерти-сити)
Арт, как обычно, безупречен.
Кстати, в отличие от знаменитой Lollipop Girl, эту девушку, судя по всему, можно-таки повстречать на улицах Либерти-сити...
Отличительная особенность ГТА – полная вовлеченность в игровой процесс и реакция игрового окружения почти на любое действие игрока – отчасти нивелирована халтурным подходом 1С к локализации игры (которая и без озвучки умудрилась опоздать на пару недель). С одной стороны, уничтожать те голоса и интонации, которые уютно разместились в звуковом полотне Либерти-сити, – настоящее преступление. Виртуальные актеры и их реальные «голоса» четко знают свой маневр и играют просто идеально – неужели мы хотим вместо этих сочных криков Брюси или меланхоличных рассуждений Джейкоба услышать уже сто раз встречавшийся в других локализациях скучный голос уставшего актера, которому просто хочется заработать на жизнь, озвучивая *очередного* негра в *очередной* игре? Вот поэтому те, кто не знают английского, рискуют недополучить львиную долю удовольствия, «листая» Интернет-страницы, смотря TV или слушая радио: DJ приукрашивает события прошлого вечера, виновником которых были вы, на другой станции лже-экстрасенс обманывает доверчивых слушателей… Вы не знаете английский язык? 1С это не волнует. Впрочем, кое-что вы поймете: помимо русских субтитров, локализатор сподобился перевести пункты меню в телефоне. Ну а выкрики русской мафии в переводе не нуждаются, правда, иногда они звучат достаточно… странно. Ну а ругательство, которым меня одарил один из российских бандитов, и вовсе поставило меня в тупик – где они слышали подобное сочетание всем известного слова из трех букв и прилагательного «балтийский»? Должно быть, в Rockstar точно не знают, где находится (извините, находилась) Югославия, и потому сценарист (или кто там за такие… реплики отвечает) ошибся в одном слове.
В Либерти-сити в его последней инкарнации хочется возвращаться снова и снова, а это значит, что как минимум мне разработчики умудрились угодить. Перестрелки больше не раздражают, как это периодически случалось в предыдущих GTA, графика впечатляет, а скриптовые сценки и сюжетные миссии не просто радуют глаз – они заставляют задуматься о том, насколько велики эти люди, эти самые разработчики, которые из года в год делают фактически одно и то же, и… не надоедает. Нет, кому-то надоедает, кто-то хочет быть негром или тусоваться в баре в Вайс-сити, а есть и такие, кто вообще ГТА не переваривает. Но в целом – игра фактически идеальна, на фоне современных «хитов» - практически шедевр последней пятилетки в жанре «action». Эта та игра, из-за которой стоит терпеть беспричинное падение производительности и нижайшее разрешение экрана, – в любом случае, GTA4 красива и интересна. Жаль, что дополнения к ней на ПК, судя по всему, не появятся. Но что же будет дальше? Судя по всему, мы снова отправимся в турне по «золотому» кольцу городов, выстроенных DMA/Rockstar.
…разглядывая с высоты птичьего полета почти всамделишных людишек, подобно муравьям ползающих по улицам Либерти-сити, я пришел к выводу, что когда-нибудь очередную GTA точно запретят, но вовсе не из-за обилия насилия или взрослого наполнения. Просто нельзя же позволить людям с головой уходить в *почти настоящий* город больших возможностей – могут не вернуться…
825 Прочтений • [Обзор на игру Grand Theft Auto IV] [07.04.2012] [Комментариев: 0]