Если бы Бога не было, его следовало бы придумать (c) Вольтер.
Название игры Deus Ex с латыни переводится как «Бог из» и взято из выражения «Deus ex machina» (дословно: «Бог из машины»). Нарочито опущенное третье слово оставляет фразу незаконченной, намекая на определенную нелинейность игры. Ведь окончание фразы будет зависеть исключительно от выбора игрока.
Deus Ex является самой успешной игрой студии Ion Storm Inc. Она была тепло встречена критиками и отмечена многими наградами, самой примечательной из которых является, пожалуй, BAFTA. Среди игроков же Deus Ex прослыла культовым шедевром в жанре киберпанка. К сожалению, несмотря на определенную знаменитость сего творения, находятся игроки, которые с игрой познакомились совсем недавно и теперь спешат поделиться своими впечатлениями. Ваш покорный слуга оказался в числе тех самых нерадивых игроков, и данная статья является отражением его впечатлений и субъективного мнения об игре.
С древних времен человеческое общество подконтрольно либо одному правителю, что неизбежно приводит к тирании, либо группам лиц, которые представляют некий элитный клуб – самых богатых, самых знатных, самых влиятельных или просто самых наглых. Времена меняются, но суть остается той же. Когда основным политическим режимом становится демократия, казалось бы, власть народа, прежний порядок никуда не исчезает. Как и раньше (только не открыто, а тайно), группа людей дергает за ниточки, влияя на ход развития истории, сознательно управляя теми или иными историческими событиями. В этом и есть суть теории тайного заговора. Эта суть противоречит возможности рано или поздно докопаться до истины – существует ли какой-то заговор на самом деле или нет. Ведь если бы это стало возможным, то заговор не такой уж и тайный, правда ведь? Поэтому вопрос о существовании заговора как такового остается открытым.
2052 год. Этот мир мы еще можем увидеть.
Настают 2050-ые годы, и данный вопрос становится актуальным как никогда, ибо планета переживает, прямо скажем, далеко не лучшие времена. Мир стоит на пороге экологической и экономической катастрофы. Множество людей оказываются зараженными неизлечимым вирусом под названием «Серая Смерть» (Gray Death). Единственное лекарство, которое производит корпорация VersaLife, доступно лишь политической и интеллектуальной элите, богатым и влиятельным людям. Простому человеку диагноз один – смерть. На этой почве мир наводнили террористические организации, особенно примечательными из которых становятся Национальные Сепаратистские Войска (National Secessionist Force - NSF) в США и группа «Силуэт» (с французского Silhouette) во Франции. И именно в такое тяжелое для всего мирового сообщества время особенно актуальным становится вопрос – ответственен ли кто-то за существующие беспорядки и несправедливость? Присутствует ли здесь чья-то воля, или всё происходящее случайно и является всего лишь неудачным стечением обстоятельств в развитии человеческой цивилизации?
Жестокая и беспощадная Анна Наварре – замечательный персонаж.
2052 год. Вы, ДжейСи Дентон (JC Denton), - молодой агент антитеррористической коалиции (United Nations Anti-Terrorist Coalition - UNATCO), которую сформировала ООН для повсеместной борьбы с терроризмом. JC отправляется на свое первое задание – нейтрализацию террористической угрозы на острове Свободы (Liberty Island) в Нью-Йорке, освобождение захваченного агента UNATCO и, впоследствии, обнаружение захваченных террористами контейнеров с амброзией (Ambrosia) – вакциной от Серой Смерти. Но не всё идет по плану бравой антитеррористической организации. События разворачиваются стремительно – вам надо лишь за ними поспевать.
Да, R2-D2, ты совершенно прав. Именно из-за нее весь этот сыр-бор.
Сюжет является главным достоинством Deus Ex. Множество непредсказуемых событий ожидает ДжейСи Дентона, и с множеством интереснейших личностей предстоит ему познакомиться. Разработчики повеселились на славу и напихали в историю его похождений столько всего, что только диву даешься, как из всего этого удалось сформировать единую, целостную картину и не превратить в фарс. А всё дело в качестве повествования, которое не вызывает практически никаких нареканий. К сожалению, я не могу вдаваться в подробности, дабы не наполнить обзор спойлерами, поэтому приходится отделываться общими фразами и восторгами. Но поверьте мне на слово, игра того заслуживает. Конечно, определенные натяжки есть. Ion Storm Inc. не смогла полностью отказаться от присутствия в сюжете некоей вариации Злодея, хотя, казалось бы, само повествование этому полностью способствовало. Но общее впечатление это не испортило, благо в игре присутствует нелинейный финал. Deus ex...
Тайну пропажи моряка Евгения с русского мальчишника в китайском баре мы так и не узнаем.
Нелинейности в игре, к слову, немного, но она существует, и обнаружить ее порой можно лишь методом проб и ошибок. Никто не будет предоставлять нам выбор из двух или более вариантов. Мы принимаем определенные решения или даже можем просто следовать по течению событий, которое принесет нас к печальным последствиям. А можем слушать голос собственной совести, надеясь, что она не позволит нам совершить ошибку. К сожалению, от ошибок никто не застрахован, и ДжейСи Дентон не будет исключением. Кроме сюжетной нелинейности присутствует нелинейность и в геймплее. О нем мы сейчас и поговорим.
Довольно навязчивая китайская "школьница" готова сопровождать нас по всему клубу Lucky money. Правда, ее словарный запас оставляет желать лучшего.
Deus Ex являет собой жанровую смесь, в которую входят Shooter, RPG и Stealth. Причем, с моей точки зрения, действительно доминирует именно первый жанр, а ролевые элементы и стелс являются приятным дополнением. Всё дело в том, что повествование разделено на определенное количество миссий, порядок прохождения которых выбирать мы не в силах. Миссия обычно сводится к выполнению определенных главных задач, обязательных для дальнейшего прохождения, и - иногда - второстепенных, за которые можно получить дополнительный опыт (а можно и не получить). К сожалению, количество последних чрезвычайно мало, такой скудный запас второстепенных квестов в РПГ наблюдался мной лишь в Arx Fatalis, которая хотя бы дефилировала перед игроками практически полностью открытым миром. Однако при всем желании Deus Ex нельзя назвать полностью линейной игрой, ибо в рамках отдельно взятых уровней нам дается довольно много свободы и позволяется решать разными способами проблемы, возникающие в процессе прохождения, а препятствия обходить разными путями. И в этом состоит основа геймплея игры. Мы можем идти напролом, убив стражника или прокравшись мимо него, а можем войти с черного входа, используя отмычку, взломав систему безопасности или нырнув в систему водоснабжения. Конечно, редко когда нам дадут выбор из такого количества вариантов сразу, но, как правило, 2-3 варианта прохождения мы имеем в любой ситуации по умолчанию.
Классический робот-цапля. Самая популярная форма боевой машины в фантастике.
И тут возникает довольно скверная особенность игры, которую, впрочем, нельзя считать недостатком в полной мере этого понятия. Всё дело в том, что ДжейСи Дентон - это не хлипкий вор Гаррет с дубинкой и богатым выбором стрел. Конечно, в Thief мы тоже могли пойти в лобовую атаку, но против 2-3 противников она практически наверняка окончилась бы необходимостью грузить сохраненную игру. Главный герой Deus Ex - практически Джеймс Бонд (это говорит сам Уоррен Спектор, главный дизайнер игры), которому нет нужды прятаться и хорониться, искать обходные пути и использовать ум и смекалку. Имея огромный запас спецспособностей (к которым мы вернемся еще немного позже) и приличный оружейный запас, ДжейСи способен идти в атаку, уничтожая на своем пути всё и вся: людей, роботов, киборгов – всех. Кому выстрел из снайперской винтовки или очередь из автоматического штурмового ружья сгодится, кому - выстрел из ракетницы или LAM. Особенный дисбаланс начинается во второй половине игры по мере добычи энергетического меча по имени «Зуб Дракона» (сам факт наличия в игре такого оружия вряд ли можно считать спойлером), способного с одного удара убивать обычных людей, а бравого героя уложить шальной пуле не позволит регенерация. Помимо этого, у героя постоянно расширяется боезапас вместе со специальными способностями и навыками. Но и до этого вполне показательна ситуация, когда с помощью одной лишь газовой гранаты и нескольких метких выстрелов из винтовки можно было избавиться прямо-таки от толпы противников. И всё это - несмотря на небольшой запас HP главного персонажа. Плохой баланс? Скорее - особенность игры, ведь мы всё-таки играем действительно не простым смертным, а новейшей технологической разработкой. Но необходимость в скрытом передвижении и поиске обходных путей здесь сводится к минимуму. Конечно, я сужу по стандартной сложности (не раз жалел, что выбрал при старте именно ее), возможно, что на «сложном» уровне всё гораздо более интересно. Однако фактом является то, что если бы я стал переигрывать, то подарил Зуб Дракона китайским друзьям, а сам обошелся бы боезапасом, который всё-таки имеет свойство заканчиваться. Как плюс для баланса игры можно отметить довольно приятный AI – противники стремятся избежать прямого удара и использовать разное вооружение.
Обезвредить гранату и забрать её себе – процесс до того нехитрый, что с ним справится и ребенок.
Но забудем о балансе и переключимся на то, что на него в той или иной степени влияет, а именно - ролевую систему. Она основана на двух аспектах – навыках и специальных способностях персонажа. Навыков в игре не очень много, и они заключаются в успешном использовании оружия, а также разного типа предметов (будь то отмычка или защитный костюм), хакерства и плавания. Каждый навык имеет четыре этапа развития, первый из них мы имеем у всех по умолчанию, а чтобы развиваться дальше, требуются очки опыта, получаемые в ходе выполнения миссии. Опыт дается за выполнение сюжетных задач, второстепенных квестов и нахождение скрытых локаций (вот он, прекрасный повод всё тщательно изучить и исследовать!). В целом за игру персонаж получает достаточно большое количество опыта для того, чтобы в нем совершенно не нуждаться. Был такой момент (к вопросу о балансе), когда у меня накопилось больше 12 тысяч очков опыта, – я просто их не тратил, потому что в этом не было нужды (потом, в конце концов, решил приобрести несколько улучшений). Из очевидных недостатков ролевой системы я бы отметил навык «хакерства», который сводит на нет необходимость поиска паролей. Уже со второй ступени этого навыка персонаж может взламывать любой компьютер, отключать камеры, открывать двери и выполнять сюжетные задачи, связанные с компьютерными программами. Почту мы прочесть, конечно, не успеем, но при желании компьютер можно взломать несколько раз. Что касается специальных способностей, а именно наноприращений, которые вживляются в тело нашего персонажа, – с ними всё гораздо более интересно. Всего возможных способностей в игре 18, но выбрать нам дадут лишь 9. Какая из них больше пригодится – вам пока знать не дано, поэтому выбирать приходится исключительно на свой вкус. Самая полезная способность – возможность освещать себе дорогу – имеется у персонажа по умолчанию, а без всего остального можно вполне обойтись. Разве что еще регенерация никак не будет лишней. Каждую из способностей (кроме редкого исключения) можно улучшить до четвертого уровня, для чего используются так называемые «улучшения приращений». В игре их весьма ограниченное число, поэтому есть над чем подумать. И думать нужно быстро, ибо инвентарь не позволяет таскать с собой хоть что-то лишнее. Лично у меня он был регулярно забит под завязку.
Ролевая система небогата, но довольно интересна.
В игре радует определенная интерактивность окружения, которая заключается главным образом не в том, что практически любой предмет можно сломать или взорвать, а в том, что есть множество объектов, которые мы можем использовать. Пусть без особенного толка для прохождения, но это создает определенную атмосферу и ощущение присутствия. В торговых автоматах можно купить шоколадку, содовую или сигареты. Можно выпить минеральной воды, почитать новости в специальном терминале, снять деньги со счета в банкомате и даже попытаться сыграть в баскетбол. Кроме того, атмосферу создает многочисленная живность, мешающаяся под ногами, – крысы, кошки, голуби. Смотрите под ноги! Задавить ногами крысу не зазорно, но когда я случайно задавил кошку, мне пришлось переигрывать – совесть была не чиста.
Рыбки захотелось, киска?
Кроме всякой злосчастной фауны атмосферу поддерживают книги и газеты, из которых мы можем не только узнать о событиях, происходящих в игровом мире, но и почитать интересные отрезки из произведений известных реальных авторов и при должной смекалке провести параллели с происходящими в игре событиями. В этой связи особенно выделяются отрывки из «Ричарда III» Шекспира и «Человека, который был четвергом» Честертона.
Атмосферу создает также и отличный саундтрек. Множество локаций в игре наполнено разнообразными мелодиями, формирующими настроение и эффект присутствия. Нью-Йорк, Гонконг, Париж и множество менее знаковых локаций – все они имеют свое собственное особенное звучание. Лично я бы особенно выделил в саундтреке Deus Ex заглавную мелодию игры и грустную музыку Парижа. Последняя произвела на меня особенное впечатление. Это, на мой взгляд, совершенно замечательная композиция, иллюстрирующая печальную ситуацию, в которой оказался один из красивейших городов мира. С графикой в игре, увы, всё не так уж славно. Хотя назвать ее некрасивой я бы не смог. Персонажи угловаты, немного схематичны, но, тем не менее, выглядят вполне достойно и не вызывают отторжения, как, увы, бывает в играх с откровенно некачественной графикой. Тут мной такого не наблюдалось, всё довольно неплохо, хотя и без особенных изысков. Единственный заметный для меня недостаток – резкий переход от света к темноте, то есть отсутствие полумрака, погружение персонажа в полную тьму, даже если он просто заглянул в кладовку, оставив дверь открытой. Тут уж нам никак не обойтись без знаменитых голубых глаз с подсветкой.
Когда прошлое соприкасается с будущим...
В итоге, несмотря на то, что идеальной эта игра всё-таки не является, она стала по-настоящему значительным событием, вехой в развитии компьютерных игр. Интересная, умная и атмосферная, она способна увлечь и пропустить через себя игрока, рассказав ему свою историю. Если рассматривать Deus Ex как шутер с ролевыми элементами, то он, без сомнения, готов поспорить за звание лучшей игры в своем жанре. А самое главное в ней (помимо превосходного сюжета) – это ее актуальность - и сегодня, и завтра, и далее до тех пор, пока человечество не начнет эволюционировать и превращаться в какую-то совершенно новую форму жизни.
Якоб помолчал секунду. «Теперь... Я хочу сыграть еще одну игру.»
Эндрю Хаммонд. Тень Якоба.
1710 Прочтений • [Обзор на игру Deus Ex. Воспоминания о будущем.] [07.04.2012] [Комментариев: 0]