Обзор на игру Halo: Combat Evolved -- Триста Засранцев
"The ring is ten thousand kilometers in diameter," Cortana announced, "and twenty-two point three kilometers thick. Spectroscopic analysis is inconclusive, but patterns do not match any known Covenant materials, sir."
AI Constructs and Cyborgs First!*
Итак, представьте себе - многострадальный колонизационный корабль Marathon всё ещё многострадально колонизационно прётся через НЕгиперпространство к Тау Цети пять и будет это делать ещё лет двести-с-копейками. А тем временем человечество продолжает неумолимо развиваться. Открыты гиперпространственные прыжки - жутко неточные и ненадёжные, но всё же зело шустрые. Колонизированы сотни миров, подавлены тыщщи восстаний. Спокойная жизнь, впрочем, несбыточна...
В рамках тайной военной программы под кодовым названием SPARTAN 75 детей в возрасте шести лет похищаются из своих домов - они отобраны по генетической предрасположенности к разным полезным делам. Они тренируются по специальной программе подготовки, сломавшей бы на хрен душу любому призывнику, - но они слишком малы, чтобы сломаться, и прогибаются. И становятся от этого твёрже кремня. В 14 им делают специальные инъекции - погибает тридцать, из остальных с дюжину становятся инвалидами навсегда, но оставшиеся тридцать с хвостиком обретают сверхчеловеческую реакцию, мышечную массу и банально несломабельные кости. В двадцать с гаком их снабжают специальными бронекостюмами - порождение параллельного проекта, MJOLNIR, с не менее секретным и кровавым прошлым, способные двигаться по приказу не мышц, но мыслей, ультрапрочные и делающие их ЕЩЁ быстрее и сильнее.
И тут люди сталкиваются с инопланетянами.
Breaking Stuff to Look Tough
Covenant, то есть Завет, - есть союз семи инопланетных рас, объединённых общей религией поклонения Предтечам - некой сверхрасе, создавшей большую часть технологий, коими пользуются расы Завета. А ещё у них кастовая система, согласно которой представители каждой расы имеют собственное, неизменное положение в обществе. А ещё их каста Провидцев объявила землян угрозой их существованию и повела Завет на джихад против землян - таким образом СДЕЛАВ их угрозой своему существованию.
Двадцать с гаком лет они сжигали дотла одну человечью колонию за другой - в космосе люди ничем не могли им противостоять, у инопланетян есть плазма и щиты, а у людей только рэйлганы и ядерные бомбы. Все немногие наземные битвы проигрывались пехотой, но выигрывались Спартанцами - а потом Завет со злости уничтожал планету. И в последний раз - вместе со всеми Спартанцами. Кроме одного.
Падение планеты Reach стало катастрофичным поражением человечества - Спартанцы уничтожены, почти весь людской флот уничтожен, а главное - решимости инопланетянам потеря почти трети ИХ флота в одной-единственной битве не убавила. Один корабль землян, Pillar of Autumn, на борту которого находится последний Спартанец - номер 117, Джон, в звании Master Chief (где-то в районе нашего флотского Старшины), располагая данными, ради которых Завет недавно захватил планету, вместо того чтобы сжечь её, прыгает ради своего спасения не наугад (как того требовали нормы устава), а по указанным координатам. И наталкивается на него. На Halo.
The Gun Pointed at the Head of the Universe
Дело в том, что колечко не простое, а религиозно важное для Завета. И тут начинается собственно игра.
Master Chief в наших руках, специально разработанный для борьбы с Заветом ИИ по имени Кортана - в компьютерных системах его брони (проапгрейженной за пару дней до событий игры для поддержки силовых полей на основе им же и украденной у Завета штукуёвины). Нам предстоит грохнуться вместе с экипажем корабля на поверхность колечка и, безостановочно сражаясь с войсками Завета, выяснить - какого чёрта они поклоняются ему, считая это "супер-оружием, способным уничтожить Вселенную," и, что важнее, что хранят в себе подземные раболатории (tm), созданные на кольце Предтечами?
С точки зрения простого игрока это простой кинематографический FPS второго поколения - когда идеи Халфы не тупо скопированы, а чуть додуманы. Так, сериальный формат расширен подачей новых серий не только в начале новых уровней, всё безобразие к тому же поделено на главы и снабжено несколькими уникальными-для-каждого-прохождения заставками (в зависимости от очерёдности выполнения боевых задач для одних уровней и тупо уровня сложности для других уровней). Можно с собой носить только два вида оружия - если хотите ещё, одно придётся выкинуть (привет, Rise of the Triad!), оружием можно бить врагам по лицу, у героя есть регенерирующий щит и похожий на гравий по звуку голос (он не немой, это автоматом +25% к рейтингу игры!).
С точки зрения игрока в Marathon... Вся трилогия Halo вместе с её книжной предысторией и постисторией легко вминается в половину волшебного кусочка таймлайна трилогии Marathon, надписанной ребятами из Bungie как "this century intentionally left blank". MJOLNIR MkIV, которую Мастер Чиф носил, до того как попал на Pillar of Autumn, один в один срисована с MJOLNIR MkIV Battleroid из Marathon. Всё оружие землян, включая его озвучку, дизайн, ТТХ и наименования, перекочевало без изменений - чуть-чуть иначе анимирован пистолет и у автомата нет подствольника, но этим различия исчерпаны. Просто вместо спрайтов полигоны. Логотипом земного флота является знак Марафона, наконец. Разве этого мало, чтобы возопить, что это Marathon 4? Окей, мало. Предтечи - без сомнения Jjarro, потому что даже текстуры их зданий перекочевали из одной игры в другую с минимальными изменениями, и вообще, это приятное радостное совпадение по всем пунктам. Кортана - это отдельная песня, потому что Curtana/Cortana - это меч-побратим Дюранданы/Дюрандаля, меча Роланда. Смекаете связь? Ага, особенно учитывая, что Кортана программировалась с целью максимально быстро обрести человеческий образ мышления, - то, что сотней лет раньше, когда программировался Дюрандаль, было преступлением. Во второй части нам это ещё аукнется, но пока...
Ну и названия уровней, конечно же, потому что многие из них прямо цитируют прошлые игры (как и раньше, впрочем).
If I had a Superweapon (I'd Make Somebody Pay)
Итак, идея искусственно созданной кольцеподобной космической планетораболатории позволяет в одной игре про, в общем-то, космос, заюзать сразу пицот сеттингов - тут вам и горы, и пляжи, и джунгли, и сугробы, и космические корабли разномастные, и подземные лабиринты, и даже самая натуральная библиотека (правда, электронная). Если призадуматься, кстати, то в масштабах, в общем-то, уже заранее проигранной человечеством войны против Завета вся свалка на этом колечке - это Поход Мегатаракана Вокруг Суперстакана, трагедия по меркам единиц, пшик по меркам миллионов. Пока мы не добавляем сюда забавный факт. Кольцо, среди прочих своих функций, может Уничтожить Кусочек Вселенной (r). А так как оно есть часть из системы из-- скольких, как вы думаете? Правильно! -- СЕМИ колец, они вместе могут уничтожить ВЕСЬ МИР! Потому что Предтечи на них изучали один мерзкий микроорганизм... ну, представьте себе, как если бы хедкрабы были микробами, и вам сразу всё станет понятно (хотя они больше напоминают Flickta из Марафона, но причина тут очевидна - художники и дизайнеры те же).
Тем временем игра обвешивает нас оружием и заставляет бегать, прыгать, прятаться и КАТАТЬСЯ по кольцу взад-вперёд в целях выяснения его предназначения. Дадада, кататься. В нашем распоряжении есть чуть-чуть земной техники (джип-на-троих - водитель, пассажир-стрелок и пулемётчик; танк-на-N-ых - водитель-наводчик и лузеры-на-броне) и чуть больше Заветной (ховербайк, летающее что-то и мобильная мортира), которой мы можем пользоваться с разнообразнейшими целями. В основном - чтобы добираться из точки А в точку Б по трупам. А трупов будет много --про кастовую систему помните? Трусливые Grunts, птицеподобные Jackals, полностью равные Спартанцам Elites и массивные Hunters - остальные расы появляются не в этой серии, - к тому же рассортированы и по званиям, которые идентифицируются по расцветке формы. От синего через красный и чёрный к серому и жёлтому - чем дальше, тем они опытней, опасней... и вооружённей. Да, многие из них мрут от одного удара прикладом (или шипами инопланетного игломёта, или стволом людской ракетницы - кстати, последняя обладает наибольшим melee damage во всей игре), но у Элитных есть силовые щиты, у Шакалов - энергетические щитки, а Охотники вообще запакованы в бронелисты, которыми покрыта обшивка космических кораблей Завета. Со всеми вытекающими.
Впрочем, наш Старшина тоже не лыком шит - так как его щиты основаны на Заветной технологии, он может пользоваться их зарядниками (дающими ему троекратную мощность щитов до-пока-не-сожгут) и даже их генераторами невидимости - почувствуй себя Хищником! Тактической свободы подбавляет чётко определённая роль каждого вида оружия - так, земной пистолет обладает оптическим прицелом и точностью, которой позавидует иная снайперка, из снайперки можно стрелять очередями, а инопланетное оружие хрен перезарядишь и оно перегревается - зато прожигает энергощиты оно куда как лучше земного. Людские гранаты можно катать и кидать рикошетом от стен, инопланетные как-то умудряются приклеиваться ко всему, что может быть взорвано, - будь это танк или невовремя попавшийся по пути Грант. Который тут же начнёт верещать и бегать за соратниками с криками "Снимите её, снимите её", а они будут прыгать от него в разные стороны.
Как, вы не знали? В этой игре чуть ли не впервые в игропроме враги умеют думать головой.
...And the Horse You Rode In On
Помимо того факта, что и они, и ваши управляемые компьютером соратники более-менее грамотно общаются друг с другом - "Умри, инопланетная шваль!" - "ВВВВАААААААРГХ!", - они ещё и умеют реагировать на происходящее вокруг них. Прилетает граната - от неё надо тикать. К тебе приклеили приклеючую гранату - надо подбежать поближе к врагу, чтобы рвануть вместе с ним (чем Элитные наглядно демонстрируют большее самообладание супротив тех же Шакалов). К напарнику приклеили приклеючую гранату - пора прыгать в укрытие.
Игрок погрузился в транспортное средство - они тут же заполонят его прочие пассажирские слоты. Всё как положено. Недостатков хватает, и на двух верхних уровнях сложности земные морпехи фигачат во все стороны гранатами, не задумываясь о наличии Старшины в зоне поражения, но они не портят впечатления - в конце концов, вдруг они решили, что раз он железный, то переживёт?
Не забывайте, кстати, что взрыв гранаты рядом с лежащими на полу гранатами приводит к поочерёдному взрыву их ВСЕХ. Ка-БЛАМ!
А сюжет тем временем извивается как обезглавленная змея, обнаружение Флуда подливает масла в огонь, и всё, конечно, закончится - нет, не хеппи-ендом. Это же игра от Bungie, всё, конечно же, заканчивается клиффхенгером - который обещает оч-чень масштабного продолжения (которое случилось, кстати, да, но о нём - в другой раз как-нибудь, ок?).
Всё это сопровождается неплохой озвучкой кучи малоизвестных актёров, эпичнейшей музыкой и массой экспозиции-сквозь-диалоги, заменившей нам длинное чтение терминалов (которые в третьей серии игры всё-таки вернули по настоятельным просьбам фанатов). Поэтому они не менее длинные. И не все проматываются. Хорошо хоть лицевая анимация есть.
Light Fuse, Run Away
Но легендарность игра снискала отнюдь не синглом, хотя он тоже стал поводом для избыточного фанатства, а плазменные мечи Элитных наравне со шлемами Спартанцев - такими же мгновенно узнаваемым куском мировой поп-культуры, как и знак Империи из Звёздных Войн или чёртова надпись на Кольце Всевластья. Мультиплеер этой игры, по сути, - есть рафинированная форма мультиплеера Марафона с добавлением более-менее НОРМАЛЬНОГО баланса оружия и транспортных средств.
Да, те же самые режимы "убей всех", "убей всех другого цвета", "слямзи флаг!" и "убей чмыря с черепом в руках", но они обретают новую кайфовость с добавлением возможности хреначить по чмырю с черепом из танка или двинуть оным черепом нападающему по ЕГО черепу. Тот факт, что ваш покорный в своей жизни сидел лишь в одном клане по сетевой игре и игра эта была Halo, - тоже своего рода аргумент, не находите?
Да, здесь прекрасно работают 90% трюков Видмастеров Марафона - как правильно убивать рукопашным боем врагов, у которых УПИСАТЬСЯ СКОЛЬКО ХИТПОЙНТОВ, как завалить из одной обоймы пистолета взвод или как снайперить из автомата - а неработающие связаны лишь с тем, что рокетджампы здесь слишком ослабляют, а гранаты при взрыве под ногами убивают сразу. А пользованию липучими гранатами вообще просто нужно учиться с нуля - они того стоят.
Wait, It Gets Worse
А ещё нужно хотя бы ради смеха вспомнить, что изначально игра называлась BLAM! и должна была быть сначала стратегией, а потом аркадной каталкой-на-машинках, а потом её перенесли с Мака на писюк, когда Мелкософт прикупил права, а потом с писюка на икс-коробку, где она превратилась в FPS-с-машинками, наконец вышла и в одночасье стала Главной Причиной Купить Этот Драндулет для очень многих людей.
Что в первом уровне игры часть музыки выдрана из первого Myth, что актёра на роль Мастер Чифа взяли из массовки игры ONI, а вообще он радио-диджей в, кажется, Чикаго и больше ничего нигде не озвучивал, что игру пиарили среди фанатов Марафона специально составленным спамом, написанным от лица Кортаны, рассылавшимся вебмастерам главных сайтов по Марафону...
Также не забываем про культ цифры семь - семь колец, 343 Guilty Spark (343 = 7^3), John-117 (тоже любимое число Bungie, судя по Марафону -- плюс, John 1:17, Евангелие от Иоанна стих первый строка семнадцатая, в общем-то, описывает именно его; 1 минута 17 секунд это 77 секунд и т.д.), семь таких предметов на таком-то уровне, семь таких-то - на таком-то...
Shut Up and Get Behind Me... Sir
А тем временем фирменные Bungie-тайны валят валом. Внутренние системы кольца оказывается снабжены толпой роботов и искусственным интеллектом - 343 Guilty Spark с радостью приветствует Восстановителя, посланца Предтеч, с вопросом, не пора ли снова активировать защитные реле, а то "другая раса, шныряющая по кольцу, зачем-то выпустила на волю Флуд" и вкрадчиво интересуется, с чего это мы со столь неэффективным оружием и бронекостюмом лишь второй категории явились в ситуацию, требующую двенадцатой? Тихо шизеющие от таких новостей игроки в лучших традициях Марафонской угадайки (до сих пор пытающейся найти доказательства того, что внутри MJOLNIR MkIV из Марафона сидит сержант Эддингс из Pathways into Darkness), радостно истерят и пытаются отсюда найти доказательства того что и Jjarro тогда тоже являются предками людей. Безусловно, это объяснило бы почему Завет так горит желанием изничтожить человеков... (хотя книги и третья часть игры раскрывают тот простой фактик, что им был нужен один Предтечевский артефакт чисто случайно расположенный на Земле... чисто случайно, клянусь-честное-слово!).
Другие полагают что это всё Дюрандаль и его приятель, MJOLNIR MkIV, увлеклись с прыжками во времени, начатыми в Marathon Infinity. Возможно, правды мы не узнаем никогда, а может нам её и расскажут... попозже. Пока же - вперёд, подозрительное кольцо с земной атмосферой и земной гравитацией ждёт вас!
Warning: Hitchhikers May Be Escaping Convicts
"Just dust and echoes. We're all that's left."
When Cortana spoke it was as if the AI felt that she had to justify what had transpired.
"We did what we had to do - for Earth.
An entire Covenant armada obliterated.
And the Flood - we had no choice.
Halo, it's finished."
"No," the Chief replied, settling in behind the Longsword's controls. "The
Covenant are still out there, and Earth is at risk. We're just getting started."
_______
* - И да, все заголовки в этой статье по уже сложившейся традиции являются реальными названиями "эпизодов" игры.
802 Прочтений • [Обзор на игру Halo: Combat Evolved -- Триста Засранцев] [07.04.2012] [Комментариев: 0]