Наверно, вы все помните детскую игру "прятки"? Да, я тоже её обожал и умудрялся очень удачно прятаться, даже в маленьких квартирах. Жаль, что я не живу в Америке, тогда на меня точно обратило бы внимание Агентство Национальной Безопасности. И был бы моим куратором какой-нибудь Ирвинг Ламберт, связным – Вернон Уилкс-младший, а за мои связи с компьютерами отвечала бы Анна Гримсдоттир...
Имя мне – Сэм Фишер
… Но моё место занял некий Сэм Фишер. Герой невидимого фронта и нескольких вооружённых конфликтов родился в 1957 году, говорит голосами Майкла Айронсайда и Валерия Сторожика, отпускает редкие и едкие комментарии, одевается с иголочки, носит стильные часы и при этом очень не любит светить своё суровое лицо перед камерами наблюдения. Такая потеря для мира! Но не будем о грустном, так как Splinter Cell’у есть чем удивить игрока.
Первое, на что обращаешь внимание в мире Splinter Cell’а, - это анимация: Фишер манерно вытаскивает пистолет с глушителем, не менее манерно крадётся и прижимается к стенкам. А как он целится из-за углов - не передать словами и долю его грации. Или как он грациозно передвигается. Благо вид от третьего лица, свободная камера, удобное управление и колесо мыши, плавно регулирующее скорость передвижения персонажа, позволяют насладиться зрелищем сполна. И сложно поверить, что такая красота была сделана вручную, а не с помощью дорогого motion capture. Помимо всего прочего, Фишер прекрасно владеет своим телом, поэтому ему не тяжело зависнуть между стенками. Может быть, это не так экстравагантно, но Фишеру вполне по силам и такие вещи, как карабканье по уступам, перекладинам и сеткам. Впрочем, приличный возраст не позволяет Фишеру повторить все трюки из арсенала Лары Крофт или Принца из Персии, да и двигается он менее резво, чем Гарретт.
Зато последний, видимо, из жалости, поделился с Фишером своими сокровенными тайнами игры в прятки: индикатор освещённости персонажа с соответствующей реакцией врагов, разная громкость шагов при различных режимах ходьбы/бега, предпочтительность использования ударов со спины и некоторые другие аспекты. В общем, из мира Thief’а Splinter Cell взял самое лучшее. Почти: дубинке Black Jack’у Фишер предпочитает свой верный кулак. Ну и пистолет с глушителем ему нравится больше. И он не любит ходить в темноте без прибора ночного виденья. Как-никак, на дворе 2003 год. Новое время – новые проблемы. Везде камеры наблюдения, мины с датчиками движения, кодовые замки, сканеры сетчатки глаз, лазерные сетки. Даже враги - и те предпочитают мечам автоматы, что куда надёжнее и удобнее в деле борьбы со шпионами.
Но и Фишер в долгу не остаётся. Кодовый замок? Не проблема – персональный хакер у нас есть. Если и это не поможет, то Фишер может попытать счастья со своим прибором теплового виденья. Сканер сетчатки? Фишер, в отличие от старшего товарища Гарретта, может и схватить нужного врага и силой попросить его открыть нужную дверь. Да даже с врагами Фишер может проявить вежливость. Зачем избивать каждого встречного или пичкать его свинцом, когда можно запустить электрошокер или резиновое кольцо из подствольного гранатомёта своей штурмовой винтовки? Хотя ничто не сравнится с шуткой, достойной Джокера, когда камера на липучке привлекает внимание противника и усыпляет его. Всё-таки приятно, когда на тебя работает целый отдел лучших инженеров страны.
Фишер одним из первых освоил технологию стрельбы из-за угла. На службе демократии.
В отличие от Кейт Арчер, Фишеру приходится иметь дело не с мегаломаньяками, которые ставят себя против всего мира, а всего лишь с недоброжелателями США. Скажем, с террористами, которым не терпится украсть пару ядерных боеголовок и спрятать их на территории родной для Фишера страны. Или со злобными хакерами, которые вдруг объявили информационную войну Лэнгли. А пока единственная сверхдержава будет занята собой, тихонько захватить пару-тройку соседних стран. Умно, но таинственный третий Эшелон вместе с Фишером не спит и отправляет последнего в Грузию, граждане которой голосуют за Комбаяна Николадзе и говорят на английском языке с сильным акцентом.
Сценарий Splinter Cell’а не нагружен тоннами диалогов, полностью лишён сатиры. Том Клэнси и его литературные негры подают историю о противостоянии Фишера и Николадзе с абсолютно серьёзным лицом, лишь изредка вспоминая о необходимости вставлять сухие армейские шуточки. Они не рассказывают о семье Сэма, не терзают душевными муками и не ставят Фишера в противоречивые ситуации. Splinter Cell полностью лишён философии и второго дна. Даже о смерти одного из хороших знакомых Сэма игрок не будет долго сожалеть. Статист - он и в Африке статист.
Видите Фишера? Нет? А он есть.
Не сказать, что это так уж плохо, так как Splinter Cell’а посвящён шпионским будням Фишера. Всего лишь одно из его заданий. Сэм путешествует по миру, посещает различные секретные объекты, общается с высокими чинами, спасает заложников и заодно подрабатывает сапёром за полставки. Сценаристы ставят Фишера в различные ситуации, меняют не только декорации, но и темп с правилами игры. Пожары, скрытные проникновения, табу на убийства и даже перестрелки с врагами. Последнее, кстати, кажется дикостью для тех, кто прошёл Thief. Ещё бы, вроде как “Stealth Action Redefined” и - бац! Насильно заставляют открыто воевать с врагами. Впрочем, перестрелки срежиссированы достаточно хорошо – расставленные по укрытиям враги хорошо понимают правила позиционной войны и усиленно делают вид, что у нас качественный боевик класса Б, в которых рядовой противник редко меняет позицию, зато стреляет много. В отличие от заскриптованных перестрелок, бои, возникшие в результате оплошности Фишера, куда опаснее для игрока. Лишившиеся поводка скриптов противники стреляют куда злее и занимают более активную жизненную позицию при отлове горе-диверсантов. В свободное от перестрелок время противники также ведут себя разумно – имеют вполне реальные органы чувств, проявляют разумную долю паранойи при проверке тёмных закоулков, и, увидев тело соратника на полу, вначале доложат начальству и только потом проверят – жив ли он или нет. Достойный противник для профессионального шпиона. Жаль, что создатели уровней иногда поступают "грязно", придумав правило трёх тревог и расставив триггеры на забытые на полу трупы. Кто их вообще может найти?
Вокруг света и тени.
Большая часть обаяния Splinter Cell’а заключена в проработке мелочей. И дело даже не в том, что китайское посольство в Бирме внешне не похоже на нефтяную вышку в Азербайджане, а штаб-квартира ЦРУ – на министерство обороны Грузии. Каждый уровень в Splinter Cell’е сделан с особой тщательностью. Лишив игру масштабности и многовариантности лучших уровней Thief’а и NOLF’а, дизайнеры сделали ставку на скрупулезность. Один офис не похож на другой, картины и плакаты на стенах охота рассматривать и рассматривать – они разные, и сами они интересны своим содержанием. Особенно если вы окажетесь в президентском дворце Комбаяна Николадзе. Сразу видно, что человек был увлечён искусством. Стрелки настенных часов двигаются по всем правилам и издают характерные звуки тиканья. Довольно симпатичные ткани, реагирующие на ветер и проходящих шпионов. Компьютеры и мониторы не являются одним целым, и, прострелив системный блок, не ожидайте увидеть симпатичный скринсейвер на экране…
Подобные вещи, которые уместнее смотрелись бы в полноценных боевиках, придают Splinter Cell’у огромную долю шарма. Более поздний Half-Life 2, к примеру, не может похвастаться тем, что там можно сломать мониторы, – там даже дырок от пуль не останется. Feel the difference, как говорится.
Иногда консультанты по иностранным языкам очень не вовремя берут отпуск...
Графически же Splinter Cell выглядит достойно и сегодня. Благо что уровень графики был очень высок на момент выхода игры в 2003 году. Конечно, сейчас разрешение текстур покажется не самым высоким, а количество полигонов – большим. Но если посмотреть на пейзажи в целом, то они не будут раздражать своим кубизмом, а потрясающая игра света и теней довершит впечатление. О последнем можно много рассказывать, но оно и понятно – для игры, действие которой происходит в ночное время суток, тени и силуэты играют роль не меньшую, чем операторская работа в фильмах.
И напоследок - охота сказать пару тёплых слов о музыке и качестве звука. Помимо того, что она чутко реагирует на происходящее в игре, музыкальное сопровождение также является и очень качественным. И через несколько лет я мог вспомнить большую часть мелодии из игры. А еле слышный женский вокал из последних уровней игры... По праву - один из лучших игровых саундтреков.
Splinter Cell.
Немного урезанный для владельцев персональных компьютеров*, немного неоригинальный для поклонников жанра, но безумно интересный для большей части игроков. Качественный блокбастер мира компьютерных развлечений. Умный, современный, стильный и яркий.
*Речь идёт о дополнительных миссиях, которые были доступны для владельцев XBox.
1203 Прочтений • [Обзор на игру Tom Clancy’s Splinter Cell] [07.04.2012] [Комментариев: 0]