А еще рассказывают, будто Конфуций написал перед смертью:«Не ведаю, что за мужлан явится в мир, знаю только, что назовет он себя Первым Циньским государем – Шихуаном, ворвется в мой дом, захватит мое ложе, разбросает платья, но найдет свою гибель подле Песчаного холма».
«Три истории о Цинь Шихуане», из сборника Инь Юня «Короткие рассказы»
Правитель царства Цинь Ин Чжэн, более известный как Цинь Шихуан-ди, положил конец междоусобице мелких китайских князьков, как следует погонял последователей Конфуция по всей Поднебесной, сжег энное количество вредных конфуцианских сочинений вместе с их конфуцианскими сочинителями, согнал уйму народа на общественные работы (постройка Великой Китайской стены, угу) и основал первое централизованное государство на территории Китая. Он, конечно, рассчитывал, что династия Цин будет процветать на протяжении жизни десяти тысяч поколений, но судьба распорядилась иначе. После смерти императора его наследником должен был стать Фу Су, но два ловких человека - Ли Сы и Чжао Гао – подделали завещание; вторым императором Цинь в результате оказался брат Фу Су – Ху Хай, а Фу Су было предложено покончить с собой, что он как порядочный человек и сын, достойный своего отца, и проделал вместе с генералом Мэн Тянем. Ху Хай, впрочем, императорствовал недолго, через три года после описанных событий всё тот же ловкий человек Чжао Гао повторил маневр и вынудил совершить самоубийство уже Ху Хая. Дядя скончавшегося императора, что естественно, возмутился таким оборотом дела, убил Чжао Гао и стал третьим императором Цинь. Четвертого императора Цинь не было: народным массам надоели игры престолов, некий Лю Бан возглавил восстание и в 206 году до нашей эры разделался с последним циньским государем. Так всё и закончилось, и совершенно зря Цинь Шихуан-ди мечтал о десяти тысячах поколений своих наследников. Вот если бы Фу Су остался жив, история Поднебесной, возможно, развивалась иначе. Игроделы из компании Object Software предприняли попытку пофантазировать на тему «Что было бы, если бы...». Действительно, что было бы, если бы Фу Су - а заодно и генерал Мэн Тянь - вместо того, чтобы последовать приказу из поддельного завещания, заподозрили бы недоброе, а заподозрив, отправились разбираться, по какой причине им предложили «почетную смерть», а дальше наследника империи ждет много чего: долгие странствия по объединенной империи, столкновения с жестокой реальностью, вдумчивое изучение последствий, к которым привело неуемное властолюбие Первого Императора, предательство на первый взгляд надежных людей и – напротив – помощь, которая приходит от тех, от кого ее не ждешь, в меру долгие беседы с разными китайскими людьми и выполнение поручений некоторых из них. И еще время от времени придется выбирать между тем, что правильно и что неправильно, и ответ не всегда очевиден. Решение может аукнуться где-то ближе к финалу игры, когда ничего уже сделать нельзя и исправлять ошибку поздно. Однако свой нелегкий путь наследник пройдет не в одиночку; хотя генерала Мэн Тяня схватят в самом начале игры, в Поднебесной найдутся иные желающие отправиться с Фу Су на поиски справедливости, среди них окажется и начальник гарнизона, в прошлом обязанный Фу Су жизнью, и женщина из деревни, которую разграбили за то, что ее жители дали приют наследнику императора, и сын хана гуннов, оказавшийся примерно в том же положении, что и Фу Су, и многие другие.
Китайская тюрьма и поиски генерала Мэн Тяня
Отметим, что на фоне мучающихся с лютней эльфов и борьбы бобра с ослом в однотипных средиземьеподобных мирах Prince of Qin выглядит свежо и оригинально. Восточная тематика и исторические события как двигатель сюжета в РПГ – гости всё же редкие.
Однако вариация на историческую тему, предложенная игрокам разработчиками из Object Software, пришлась по вкусу далеко не всем. Игру бранили за обилие почтовых квестов, которые «были не как в BG» (хотя в первом BG квесты таки были в основном почтовые), за отсутствие влияния параметров героя на варианты ответов в диалогах, за молчаливых спутников наследника императора, за дьяблоподобные бои, за плохо проработанную ролевую систему, за несовременную графику - в общем, много за что. Некоторые нарекания были справедливы, некоторые - не совсем. Начнем, пожалуй, с заданий и диалогов. Примерно половина побочных квестов действительно из разряда FedEx: нужно кого-то убить, нужно кому-то что-то принести, кого-то найти и так далее, зато другая половина представляет собой что-то гораздо более занятное (тут в качестве примера можно привести истории про злого китайского демона и поиски сокровищ, борьбу за власть в племени гуннов, выяснение обстоятельств кражи, в которой оказался замешан мелкий чиновник, ну и так далее). Ряд квестов имеет альтернативное решение: спасая того чиновника, о котором я упоминала в предыдущем предложении, можно провести расследование, найти настоящего преступника и потом еще судиться с китайскими бюрократами, а можно просто прийти в тюрьму, вломить там всем по зубам и вызволить страдальца. Последний путь намного, кстати, проще.
FedEx классический. Через минуту повар отправит Фу Су на рынок покупать овощи, и Фу Су, смирив гордыню, туда даже пойдет.
Хотя в игре характеристики героя не влияют на варианты ответа в диалогах, примитивной систему взаимодействия с NPC назвать всё же нельзя. Над выбором реплик не раз придется задуматься, ибо один неверный ответ (неверность которого не всегда очевидна) – и квест провален. Разочарование вызывают неразговорчивые спутники протагониста. Они обладают, в общем-то, прописанной биографией, присоединяясь к партии, рассказывают о себе что-то такое интересное, а потом замолкают, редко напоминая о своем присутствии репликами в сюжетных сценках. Впрочем, в изрядном количестве партийных РПГ спутники протагониста особенно не вмешивались в разговоры и не реагировали на игровые события (даже в первом BG они этого не делали), так что не будем считать это страшным недостатком. Завершая разговор о заданиях и диалогах, отмечу, что в игре есть нечто вроде привычной нам кармы: за добрые и правильные поступки Фу Су в качестве награды получает не только деньги и экспу, но еще и любовь и обожание населения Поднебесной, которая выражается в росте параметра Fame, непристойное поведение протагониста этот параметр, понятно, понижает.
Квестово-диалоговая часть игры была сделана добротно и на совесть. Да, в ней встречались недостатки вроде некоторого количества квестов «принеси мне», молчаливых спутников и отсутствия юмора в диалогах (тут всё же серьезная игра на историческую тему), но большое количество побочных заданий, нелинейность и диалоги, над которыми нужно думать, их, в общем-то, искупали. Зато про ролевую систему и реализацию боя такого сказать нельзя: они, увы, сделаны не на совесть. Проблема здесь заключается, наверное, в том, что разработчики попытались впрячь в одну телегу коня и трепетную лань: партийный способ прохождения на манер уже неоднократно помянутого тут BG они совместили с аркадными поединками в стиле «Diablo». Врагов наследник престола и его "команда ух" убивают при помощи закликивания до смерти. На левой кнопке «висит» одно действие, на правой – второе. При таком подходе нельзя просто раздать указания подчиненным, как оно было в «Baldur’s Gate», тут получится полностью контролировать только одного персонажа, в то время как остальные будут поступать по своему разумению, поэтому битвы игрока тяготят и угнетают, а «репопящиеся» враги окончательно вгоняют его в уныние.
Битва на Пелленорских полях. Примерно так выглядит в игре большинство сражений.
В принципе, в «Prince of Qin» есть пауза, но она практически бесполезна. Ролевая система и спецумения персонажей слизаны с «Diablo». Единственный оригинальный момент – система элементов (вода, огонь, дерево, металл, ну и так далее), которые оказывают друг на друга воздействие, в бою эту систему приходится учитывать, чтобы, стукнув водяного монстра мечом, наносящим урон огнем, не получить шиш с маслом. Система в меру оригинальна, но неудобна, ибо приходится таскать с собой кучу всякого оружия, чтобы одно било одним, а другое - другим. Вот, кажется, и всё, что можно сказать о ролевой системе. Что меня в ней удивило и поразило, так это наименования классов. Фу Су у нас, например, паладин, а его подруга из сожженной деревни – ассасин. При этом одно из классовых умений паладина – крафтинг (неплохо, кстати, реализованный). Интересно, почему? И откуда в Китае взялись паладины и ассасины? И почему у нас именно паладин умеет ковать доспехи и оружие, а также строгать всякие игрушки и удочки? Он что, столяр-краснодеревщик и кузнец в одном лице? Нет, если бы игра не позиционировалась как альтернативно-историческая, к этому бы не стоило придираться; есть у нас, например на Фаэруне и паладины, и ассасины, и еще много кто, и ладно, но тут-то такие исторические точности вроде подробных описаний гонений на последователей Конфуция и философско-этического диспута на тему причин безнравственных поступков какого-то вельможи, о котором обычный человек не китайской национальности ничего знает, и вдруг такая клюква. Хотя у меня есть подозрения, что в оригинальной версии никаких паладинов не было, а появились они в англоязычном варианте. Продолжая тему абсурдных названий, отметим, что некоторые монстры именуются как-то странно. Вот бегают, например, по локации какие-то мартышкоподобные твари, но называются они почему-то ограми. На огров они не похожи совсем и, как мне кажется, в оригинале это были всё-таки какие-нибудь юньнаньские золотистые обезьяны. Ну да хватит о трудностях перевода. Поговорим лучше о графике и звуке.
Графика для 2001 года нормальна. В данном случае мы имеем изометрию и три разрешения экрана. Модельки довольно детализированы, спрайты персонажей неплохо прорисованы, чего, увы, не сказать о представленном в игре животном мире. Уже упомянутые мною обезьяноподобные «огры», например, ужасны, в чем можно убедиться, посмотрев на скриншот.
Серые и зеленые пятна справа – это «огры», да.
Полная озвучка о ту пору не встречалась, кажется, ни в одной ролевой игре, и «Prince of Qin» не исключение. Озвучены только ключевые события, при этом в англоязычной локализации озвучены они достаточно скверно и силами очень небольшого количества актеров. Звуковые эффекты тоже не отличаются качеством и разнообразием. Музыкальный фон представлен некими этническими мотивами. Кому-то, возможно, он придется по вкусу, но я большую часть времени вовсе не обращала на него внимания. Что он есть, что его нет.
Ну что же, попробуем подвести итоги. «Prince of Qin», ясно, нельзя отнести к шедеврам. Впечатление от него портят скверно реализованная боевая часть, плохие – чего уж тут скрывать – озвучка и в отдельных местах перевод, а также невыразительные звуковые эффекты. Еще далеко не всем придутся по вкусу диалоги, в которых собеседники так и сыплют незнакомыми китайскими именами и упоминаниями о событиях древней китайской истории. Рекомендовать творение Object Software можно любителям альтернативной истории вообще и китайской альтернативной истории в частности и любителям необычных сеттингов, которым приелись стандартные фэнтезийные миры и клише вроде Спасения Мира™ и Злого Властелина™.
Техническое замечание. Поскольку не так давно мой жесткий диск совершил самоубийство и сейвы «Prince of Qin» погибли с ним за компанию, скриншоты мне пришлось брать с сайтов www.ag.ru и www.mobygames.com
858 Прочтений • [Обзор на игру Prince of Qin] [07.04.2012] [Комментариев: 0]