Этой части знаменитого сериала, полагаю, более остальных не хватает полноценного 3D-ремейка. Две серии назад Square только начала осваивать мощности новой 16-битной приставки, в 1994 году же она оказалась заложницей немощи этой платформы. Немощи по меркам полета мысли дизайнеров, художников и композитора, соответствовать которым SNES, на мой взгляд, не удалось.
Final Fantasy VI
(именно на SNES, в США игра вышла под названием Final Fantasy III)
Зрелость
Весьма наивно, но очень мило.
Злодей Ультрос собирается сбросить на героиню груз весом в четыре тонны, но
он для него тяжеловат, поэтому он будет толкать его целых пять минут...
Кстати, в игре довольно много ситуаций *на время*.
Во многих сценах дизайнерам явно не хватает глубины кадра. Художники пытаются разнообразить города и персонажей как могут – и им это, к счастью, удается, но всё же… Более остальных против SNES говорит, конечно же, музыка: если сами мелодии, в принципе, мало что теряют, будучи проигранными на SNES, то имитация вокала в одной из сюжетных сцен – это уже не просьба – крик! – о помощи. Эпоха дружбы Square и Nintendo завершилась ярким, продолжительным и в каком-то смысле беспрецедентным для серии Final Fantasy образом.
Буду откровенным: смотрится FFVI немногим лучше своих предшественниц. Да, спрайты персонажей прорисованы «по максимуму», да, города уникальны и совершенно не похожи друг на друга, да, псевдо3D-сцены смотрятся просто здорово. Всё-таки надо очень постараться, чтобы уместить огромный (а по сути дела - даже два) игровой мир и потрясающую музыку на картридж от SNES. По-настоящему огромный: три-четыре десятка часов игрового времени, из которых очень незначительная (мизерная по меркам предыдущих серий) доля отводится исключительно на прокачку партии. Поразительно отличие FFVI от всех своих предшественниц: если «технический» водораздел в серии на данный момент проходит между шестой и седьмой частями серии (когда «финалку» стало всё сильнее кренить в сторону 3D), то по сути сюжета, его глубине и развитию последняя «нинтендовская» часть достойна оказаться в компании Final Fantasy VII, IX, X, а не в одной группе с действительно отличными, но безнадежно устаревшими в сценарном плане Final Fantasy I или II. Впрочем, обо всём по порядку.
Мир порядка
Без эффектного появления аэон - не аэон эспер - не эспер.
Тысячу лет назад война между людьми и эсперами (тоже когда-то бывшими людьми, но ставшими теперь магическими существами) закончилась добровольным изгнанием последних в иной мир. Портал в него был надежно запечатан, и человечество на многие века забыло о существовании магии. Строились воздушные корабли, железные дороги, возводились оперные театры и научные лаборатории… в общем, со временем война давно минувших лет стала восприниматься как миф, а рассказы о магии – как сказки для детей.
Однако спустя сотни лет в мире еще остались люди, желающие заполучить в свои руки силу, способную подчинить, а при случае – и уничтожить мир. И одним из таких людей является император Гестал. До него доходит новость о том, что в шахтах неподалеку от города Нарше был обнаружен эспер. В Нарше отправляют отряд солдат, во главе которого стоит девушка по имени Терра, которая без проблем справляется с городским ополчением и добирается до эспера. Однако эспер уничтожает ее отряд, а саму Терру, которая, как выяснится, действовала не по собственной воле, а находилась под контролем специального устройства, через некоторое время найдет вор (впрочем, он бесится, когда его так называют, и требует, чтобы его величали «охотником за сокровищами») по имени Локи – один из представителей подпольной организации, главная цель которой – свержение диктатуры империи.
Коллективный главный герой
В игре много ситуаций, типичных, скорее, для более поздних частей сериала.
Сейчас, например, бандит взял в заложники говорящего мугла.
Что вы выберете: забавного партийца или какой-то там предмет?..
Одной из отличительных особенностей Final Fantasy VI является то, что в игре нет главного персонажа. Почти любого из четырнадцати партийцев можно назвать главным: история не зацикливается на ком-то одном, первое время нам дают играть практически всеми, но по чуть-чуть, а во второй половине игры в отряд можно взять кого угодно. Впрочем, условно главной героиней игры является загадочная Терра – с нее, пожалуй, и начнем.
Терра весьма важна для империи, потому что она способна применять магию. С самого детства ее использовали как орудие; получив свободу и узнав о своей второй сущности, Терра на долгое время пропадет из поля зрения игроков, дабы «осознать себя». Помочь ей в этом должен Локи, но романтических отношений в игре, честно говоря, не наблюдается. Когда-то из-за него погибла (или, точнее сказать, получила ранения, несовместимые с жизнью) его любимая, с тех самых пор жизнь в ней поддерживает искусный ученый, впрочем, можно ли назвать перманентную кому жизнью?
В рядах повстанцев числятся и представители королевских династий: Эдгар – король Фигаро – и его брат Сабин. Первый тайно вступил в организацию, официально, однако, он является союзником империи. Второй плюнул на всё и ушел из замка в поисках знаменитого мастера рукопашного боя. Будучи гораздо более прямолинейным персонажем, нежели его брат, Сабин собирается изучить все премудрости боя без оружия, дабы затем свернуть шею императора.
Впрочем, не все партийцы изначально были настроены против империи. Циан – рыцарь королевства Дома – остается единственным выжившим в городе, после того как прислужник Гестала Кефка отравляет воду. Потеряв семью, он, естественно, без раздумий вступает в ряды сопротивления. Бывший генерал империи Селес – плод экспериментов Сида – имперского ученого, – пытавшегося «привить» людям магию. В случае с Селес ему это удалось, но со временем она поняла, что Гестал и Кефка стремятся поработить мир. Подобное осознание привело ее в тюрьму, откуда она и была спасена Локи…
В отряде найдется место еще для довольно большого числа партийцев: семидесятилетнего старика с внучкой; игрока и по совместительству – владельца самого быстроходного воздушного корабля в мире; таинственного воина по кличке Тень, который приходит когда ему заплатят, уходит – когда захочет… В отряд даже удастся взять настоящего мугла по кличке Мог, снежного человека и таинственное существо, которое способно подражать действиям любого партийца. Вот уж действительно секретный персонаж…
При желании возможно более полно изучить историю того или иного персонажа (впрочем, что значит «при желании» - зачем вообще играть, если его нет?) и в полной мере ощутить мощь сценария Final Fantasy VI. Впрочем, есть у такого подхода (большого числа «главных героев») и свои недостатки, которые являются продолжением его достоинств. Сложно к кому-то привыкнуть. Сложно кого-то назвать «любимым героем». Зацепиться не за что. В партии находится то один, то другой, кто-то уходит, кто-то возвращается, когда удастся собрать всех вместе, то сюжет, по сути, уже будет пройден – останется разве что последний бой. Создав невероятно таинственного Тень – возможно, самого загадочного персонажа всей серии; создав забавный тандем "дедушка-внучка"; придумав рыцаря, который боится техники как огня, - Square не припасла (для тех, кому это нужно) настоящего, харизматичного главного героя. Увы и ах.
Мастера на все руки
Кефка постоянно смеется.
Ну, вы поняли...
Хотя в игре используется уровневая система развития персонажей, она разительно отличается от того, что мы видели в серии ранее. Условно каждый персонаж принадлежит к какому-то классу; на деле каждый герой кроме стандартных «атака» и «магия» имеет какую-нибудь специальную способность, которая и отличает его от товарищей. Зачастую такие способности намного мощнее обычных атак. Впрочем, прокачав своих персонажей до 70+ уровня и вручив каждому по отличному мечу, я прошел серию финальных битв без применения каких-либо способностей: 9999 единиц урона от обычной атаки красноречиво говорят сами за себя, а если еще экипировать перчатки, позволяющие держать в каждой руке по мечу?..
В плане способностей одним из самых немощных, на мой взгляд, является Локи, который способен воровать вещи у врагов. Гораздо любопытнее Циан, Эдгар и Сабин. Первый по ходу игры разучивает новые техники владения мечом (двадцать с лишним тысяч единиц урона также весьма красноречивы), второй – натуральный маньяк, завсегдатай строительных магазинов, атакующий противников бензопилой, дрелью и прочими агрегатами, найденными на просторах империи. Третий примечателен тем, что выбрав его спецприем, надо дополнительно ввести удар, который мы желаем провести. У Селес есть способность, защищающая от магии, мугл умеет танцевать, а у снежного человека вообще нет никаких способностей: в бою он игрока не слушается, а тупо бьет того, кого захочет. Хорошо, что обычно он хочет бить кого-нибудь из противников…
В принципе, ничто не мешает вырастить из любого основного персонажа воина или мага – более четких градаций в Final Fantasy VI не завезли, разве что некоторые бойцы откажутся брать в руки мечи, другие предпочтут специальные «когти», третьи будут драться чем-нибудь экзотическим вроде игральных карт. Но насколько бы ни был персонаж привередлив в плане экипировки, магию способны освоить все без исключения.
Всех их соберем
Противники в игре весьма разнообразны, иногда даже удивительны.
Более-менее стандартно выглядит разве что штурм башни главного злодея.
Ключевая роль в магической системе отведена эсперам. Экипировав их, персонаж способен выучить заклинания, которые свойственны данным эсперам. После боя партия получает не только очки опыта, деньги и вещи, но и специальные магические очки. Чтобы персонаж смог выучить какую-либо магию, ему надо набрать 100% данной магии, причем магические очки могут давать разное количество процентов – всё зависит от эсперов. Допустим, один из эсперов обучает персонажа магии лечения первого уровня со множителем 5. Это значит, что для того, чтобы изучить эту магию, персонажу надо получить 20 очков магии. В будущем отряд, возможно, найдет другого эспера, у которого этот множитель будет 25, а очков магии потребуется всего 4…
Кроме ключевой роли в изучении магии, эсперы также используются в бою в качестве традиционных для серии призываемых существ. Впрочем, надо отметить, что назвать «аэонов» FFVI «незаменимыми» - язык не поворачивается. Около трех десятков существ – и ни одного действительного важного. Кто-то бьет молниями или огнем по врагам, кто-то кидает регенерацию или магический щит на партию, третий вообще может утащить с поля боя на несколько секунд (в ходе которых тупые монстры очень часто зачем-то используют самые мощные способности и заклинания вроде смертоносной Ultima). Вызвать эспера – полезно, но зачастую не необходимо.
Мудреная магическая система, а также относительная немощь эсперов превратили этих могучих (в Final Fantasy X и XII, например) существ в магические «учебники». Среди них и традиционные Шива и Ифрит, и весьма… необычные вроде Бисмарка и Райдена. Случаются и любопытные вещи вроде эспера Рагнарок, который учит магии Ultima. Человек, дарующий его, предлагает на выбор: или взять эспера, или сотворить из эспера меч. Что лучше? Меч, конечно же.
Мир Хаоса
Final Fantasy VI - очень красивая игра.
Без всяких поправок на возраст и платформу.
Бои в игре проходят в режиме ATB (ход персонажа наступает тогда, когда заполнится соответствующая шкала), традиционном для серии, однако в FFVI ввели возможность переключения между персонажами – функцией невероятно нужной и полезной. Хотя зачастую мы управляем отрядом из четырех человек, в некоторых локациях нам предстоит действовать двумя, а то и тремя отрядами: в игре имеются головоломки, которые рассчитаны на кооперацию нескольких отрядов.
Довольно быстро в наши руки попадает воздушный корабль, а потому перемещаться по миру Final Fantasy VI легко и просто. Не раскрывая сюжетных перипетий, сообщу, что изучать карту мира придется как минимум два раза: по ней разбросано очень большое количество весьма разнообразных локаций. За время путешествия герои побывают в настоящей опере, на сцене которой выступит Селес, Циан и Сабин попадут на поезд, который увозит души людей на тот свет, а Терра познакомится с эспером, в воспоминаниях которого нам удастся немного побродить по миру этих загадочных существ. Впрочем, «мир» этот ограничен небольшой деревенькой – разработчики могли бы навернуть чего-нибудь поинтереснее, но… не навернули.
Одним из последних стоит упомянуть, пожалуй, Кефку. Многие игроки и специализированные издания признают его одним из самых запоминающихся злодеев серии Final Fantasy. Придворный то ли шут, то ли генерал, он был одним из первых, на ком империя проводила эксперименты по «вживлению» магии, что и отразилось на его душевном здоровье. Патологически жестокий, коварный и трусливый, он всю игру будет вставать на пути у героев, и каждый раз ему удастся сбежать. Кроме последнего, конечно же.
Из «постоянных» врагов-боссов хочется вспомнить осьминога Ультроса, который взъестся на героев непонятно за что и будет пытаться чинить им препятствия добрую половину игры. Впрочем, в отличие от Кефки, Ультрос осознает, что был неправ, и в заключительной части игры его можно будет найти в Колизее, где он будет работать регистратором. Кстати, Колизей – весьма полезное место, где, поставив на кон «что-нибудь», можно выиграть полезную вещь вроде яйца, удваивающего получаемые очки опыта. Вы делаете ставку и выбираете персонажа, который сам, без вашего участия, будет вести бой. Результаты иногда получаются самые удивительные: не факт, что самый сильный (на ваш взгляд) персонаж окажется действительно таковым…
Вышеназванное яйцо – пример «реликвии» - специального предмета, который может экипировать персонаж. Всего под реликвии отведено по два слота у каждого героя, но, честно говоря, их никогда не хватает. Как можно обойтись без пояса, который позволяют герою (в большинстве случаев) ответить на атаку противника? Как можно не надеть предмет, который снижает затраты маны на любое заклинание до 1 (одного) очка? И куда в такой ситуации воткнуть то самое яйцо? Про различные средства против окаменения, отравления, диареи и ветрянки я уж совсем промолчу: предметов так много, что самого сложного, на первый взгляд, босса можно убить практически пинком. Если экипировать правильные реликвии.
Прощай, магия
Для штурма последнего укрытия Кефки понадобится целых три отряда.
Дабы раскрыть всю глубину сюжета, придется рассказать о всех секретах ключевых игровых персонажей, чего я делать, естественно, не буду. Наверное, на руку популярности Final Fantasy VI сыграло множество факторов: и самая красочная графика, и самый приятный саундтрек, и выход игры в США, правда, под другим названием также сыграл свою роль. Поклонники серии могут со мной не соглашаться, но я твердо уверен: игре тесно в рамках технических мощностей SNES. Игра выдержала два переиздания: для Sony Playstation и GBA (европейская версия для которой вышла совсем недавно – летом 2007!), но, как обычно это бывает у Square Enix (хотя бывают и исключения в рамках всё той же серии Final Fantasy), разработчики ограничились либо одним-двумя роликами либо добавлением в игру нескольких новых эсперов, подземелий и тому подобного. Хотя Final Fantasy XIII *вроде бы* получила неплохие оценки у прессы, всё-таки хочется надеяться, что если у Square Enix действительно иссякли идеи для *действительно* достойных, а главное – новых частей сериала, то кому-нибудь в этой конторе обязательно придет в голову еще раз рассказать одну из самых увлекательных историй за всё время существования сериала Final Fantasy.
1706 Прочтений • [Обзор на игру Final Fantasy VI [SNES]] [07.04.2012] [Комментариев: 0]