В свое время бондиана наделала много шума. Культовые киноленты о секретном агенте 007 не сходили с экранов кинотеатров. Людям нравилось смотреть на холеных шпионов, живущих под крылышком у государства, людям нравилось представлять себя на месте героев безупречных историй об опасной, но красивой и полной приключений жизни. Игроиндустрия, вступив в свои полные права, преумножила количество этих повестей. На качестве это, естественно, сказалось. И как! Теперь потребитель сам, вооружившись ложкой, то есть мышью, черпает мед из бочки дегтя, то есть самым непосредственным образом копается в обилии информационного шлака, чтобы отобрать лучшее. О, а вот еще кое-что. Читаю: “Тринадцать”.
Жанр: action Год выпуска: 2003 Название: XIII Разработчик: Ubisoft Издатель в России: АкеллаТрудно поверить, что это и есть та самая революционная игра, о которой так много толковали. До официального выхода в свет немногочисленные снимки рабочего варианта игрового процесса могли вызвать такое обильное слюноотделение, а крупицы отличительной информации были способны так вскружить голову, что сомнений не возникало – надо готовиться к масштабному взрыву, за которым непременно последует долгая война за компьютерное железо. Особенно придется драться тем, у кого, мягко говоря, оно морально устарело и в подметки не годится капризным хитам, запуск которых обычно обходится дороже, чем пластмассовая коробка или коллекционный ларец с заветным диском. Одним словом, “XIII” могла стать замечательным подарком на Новый год, Рождество, день рождения и любой другой важный праздник. Потому как эта игра обещала быть роскошью, которую позволить себе мог отнюдь не каждый.
Но по самому банальному стечению обстоятельств, о которых разработчики находят не лишним умолчать, массового помешательства на игровой бондиане после ее появления на людях не случилось. Даже напротив, “XIII” несколько обделили вниманием, в прессе назвав заметным, но не выдающимся примером игры, которая, прежде всего, должна была запомниться бросающимся в глаза стилем графики, заимствованным из комиксов. Не про Микки Мауса, разумеется, но и до уровня Marvel местные художники в солидных офисах Ubisoft не дотягивают. Что ни говори, а у каждого свой талант, который так и останется единственной вещью, которую не пропь... Которой можно разумно и успешно распоряжаться. При правильном обращении, разумеется. Среди создателей “XIII”, наверное, еще не перевелись искусные художники, но как исполнители справиться со своим заказом они могли бы лучше. Зато сразу заметны выдающиеся способности сценаристов. Кстати, это одна из немногочисленных причин, по которым пациент сего вскрытия заслуживает того, чтобы быть приобретенным в виде копии лицензионного образца.
Честно говоря, брать на душу такой грех, да еще в наше с вами распутное время интернетовской безнаказанности, трудно посоветовать. Но тут такой случай… Прямо скажем, непростой. Эту компьютерную игру действительно есть за что поругать, но и без хвалебных речей не обойтись. Причем, когда второе явно доминирует над первым – это и есть тот самый исключительный случай. Ради пары ложек элитного меда мы приобретаем бочку дегтя. Вычерпать то же самое из прессы, обзоров и отзывов вряд ли кому-то покажется хорошей идеей. Поэтому, чтобы окунуться в очередную историю о больших пушках, деньгах и подвигах, придется раскошелиться. Звучит тривиально и недвусмысленно, но на самом деле все сложнее. Сюжет в “XIII” гораздо шире всех тех обыкновенных историй, выведенных по штатной формуле. К примеру, главный герой, в чьем обличии нам придется пробегать не один добрый десяток часов при скрупулезном прохождении с тщательным обследованием тесноватых локаций, ничего не помнит. То есть – совсем ничего. Даже своего имени. Но вспоминать начинает достаточно быстро. И узнавать новое тоже. Например, о том, что многострадальная Америка снова в опасности. Под прицелом неизвестного оказался человек, в котором не без доли удивления можно признать Джона Кеннеди. Но это не тридцать пятый президент Америки. Убрали вымышленного президента, Уильяма Шеридана.
Начало похождений очнувшегося на пустынном пляже человека с татуировкой, совпадающей с надписью на коробке от диска, напоминает шпионскую трилогию: “Идентификация Борна” с ее последующими продолжениями “Превосходство” и “Ультиматум” все того же Борна (кстати, кино, напрямую связанное с сюжетом игры, давно существует и называется “XIII: Заговор”). Аналогии наблюдаются во всем, начиная с классических по-американски мужественных лиц и волевых челюстей и заканчивая удивительными способностями, об обладании которыми оба пострадавших при неизвестных обстоятельствах человека даже не догадываются. Однако в меню “XIII” с самого начала игры острый глаз может заметить список умений, которыми герой когда-то в полной мере обладал. Это наводит на определенные мысли касаемо масштаба передряги, в которую попал безымянный парень. Владение отмычками и стрельба с двух рук, к примеру, свидетельствует о явной принадлежности к спецслужбе. Рекорд по задержке дыхания, позволяющий успешно вести огонь из, например, снайперской винтовки, или обладание прекрасным слухом, позволяющим по звуку определять местонахождение человека за сотню метров, также может говорить о выдающихся физических данных, которые так ценятся в войсках всякого назначения.
Впрочем, если немного рассказать даже о, казалось бы, незначительных особенностях сюжета, сдобренных возможностью сбора папок, кейсов и чемоданчиков с секретными документами, информация из которых частенько приподнимает занавес над тайнами, грозящими перейти под гриф политических, можно изрядно подпортить интригу, а вслед за этим сбить мотив к прохождению. Любое событие или подробность может стать ключом к разгадке тайны, в опасном мраке которой плавает герой, впоследствии опознанный случайными людьми, как Стив Роланд. Стив Роланд, парень с железной волей к жизни, на которого с начала “второго рождения” начинают планомерную охоту все, кто каким-то боком причастен к черепно-мозговой травме главного героя. А вот бандитского вида наемник, являющийся никем иным, как бандитского вида наемником, очень скоро докажет, что пришел с самыми серьезными намерениями и готов ко всему. Его цель – заткнуть рот, которому до поры до времени нечего сказать. И никакие агенты ЦРУ…
Да, эти самые парни. Не находите странным и их участие в поимке героя? Более того, обе охотящиеся группировки не брезгуют грызней друг с другом, используя самые грязные приемы. Попробуйте-ка на зуб снаряд из РПГ, пущенный в штаб-квартиру Центрального Разведывательного Управления в тот самый момент, когда представители закона ненадолго смогли утянуть одеяло преимущества на свою сторону, схватив Роланда при самых плачевных обстоятельствах. О, боги! Обвинения, по которым главному герои грозит пожизненное заключение, слишком тяжки. И слишком неправдоподобны, а оттого из ниоткуда всплывшие доказательства кажутся явно сфабрикованными. Шутка ли, убийство президента! У внутреннего конфликта, в котором оказался Стив Роланд, есть еще и третья сторона. Это свалившаяся как снег на голову чернокожая девушка-спецназовец, с которой герою предстоит провести не самую приятную ночь, убегая из атакованного штаба по крышам близстоящих зданий. Она явно симпатизирует мытарствующему герою, попадающему из огня да в полымя, и соглашается помочь ему вспомнить, кто он есть на самом деле.
Разрекламированный стиль призван погрузить игрока в особую атмосферу, созданную благодаря нефотореалистичному рендерингу. Но иногда вся рисованная стилизация персонажей, оружия и многих других объектов начинает теряться в совершенно не мультипликационном окружении, явно смоделированном на скорую руку. Впрочем, такой подход подстать размаху действий, сужающемуся с каждой сменой декораций, щеголяющих недурным разнообразием. Разработчики из Ubisoft решили провести экскурс по местам боевой славы, периодически забрасывая героя в самые неожиданные места в лучших традициях No One Lives Forever: на засекреченные военные базы в заснеженных горах, оттуда прямиком в застенки исследовательской лаборатории, из которой путь тянется дальше, в лабиринты каньонов. Развлекательная программа на этом не заканчивается, пытаясь увлечь игрока экстремальным проникновением на подводную лодку, суровыми погодными условиями диких джунглей, и неоднократными случаями героического столкновения между человеком с базукой и человеком, пилотирующим вертолет.
На самом деле, уже через какое-то время после начала многообещающей истории, в которой есть место воспоминаниям, черному юмору, закрученной интриге и даже любви не без ревности, появляется верное представление о недостатках игры, которые старательно заретушировали под особенности. От комиксов “XIII” получила в наследство скупой набор из пары-тройки раскадровок и прочей дешевой графической бижутерии. Видеоролики между главами, которые будто несколько раз кодированы из формата в формат, выдержаны в общем антураже серьезного мультфильма, но не качестве. Весь бонусный материал, который игрок собирает во время похождений, к своему окончанию походящих на корпоративное путешествие, вовсе не располагает к углубленному изучению истории. А доступность секретных документов, заботливо разложенных на самых видных местах, напоминают о беспомощности игрока, попавшего в русло событий, образующих очередную теорию всемирного заговора. Частая игра в “сардинки” с представителями заведомо мощных политических организаций, пытающихся обнаружить неуловимого героя, подгаживающего всем понемногу, лишний раз подчеркивает исконно шпионские “корни” героя отнюдь не в его пользу, ибо заблаговременно раскрывают то, что стоило бы попридержать до развязки.
Еще одна из особенностей, которая призвана привлечь внимание покупателя – интерактивность игрового окружения. Под музыкальное сопровождение, которое приятно послушать даже в свободное от игры время, можно хватать все, что попадется под горячую руку: стулья, швабры, пепельницы, бутылки, осколки разбитого стекла, кирпичи. В ход идут метательные ножи, в которых нет недостатка, так часто их можно найти в местах самого разного уровня допуска. Стив не знает слов “нет”, “нельзя” или “невозможно”. Невинную жертву можно и нужно использовать в качестве заложника, чтобы выбраться из безвыходной ситуации без единого выстрела; бездушных солдат только и остается отстреливать из арбалета, а их тела прятать в укромных местах; когда же прятаться не от кого, не грех дать волю огневой мощи, разнообразие которой заслуживает настоящего уважения. К тому же, почти у каждого оружия есть альтернативная функция (глушители на пистолетах, стрельба с локтя из револьвера a la “Великолепная семерка”, подствольный гранатомет, ведение огня очередью из многоцелевого Калашникова и т.д.), отчего без того обширная зона применения инструментов уничтожения вырастает аж в два раза!
“XIII” можно читать как глубокий драматический роман, “XIII” можно проходить как любую другую компьютерную игру, “XIII” можно смотреть как триллер об очередном Джеймсе Бонде, спасающем себя и заодно весь мир, копошащийся во вселенной на теле одной-единственной планеты. Этот продукт соткан из недоработок и противоречий, накладываемых одно на другое: углубиться в “чтение” не позволяют вкрапленные в сюжет элементы аркады вроде утомительных дуэлей с “боссами”, которых по недвусмысленному списку около двадцати, “проходить” же не дает драматизм, вытягивающий игру на высокий технологический и чуть ли не культурный уровень. Со своими достоинствами и недостатками, с необходимым для развлекательного игрового блокбастера набором отличительных возможностей, у “XIII” не остается шансов оставаться вне зоны влияния продуктов для массового потребителя. Тем не менее, храня верность индивидуальности и отрывая жизненно необходимую развязку, подписывая последний кусочек сцены интригующей фразой “to be continued”, “XIII” имеет право на жизнь. И даже на продолжение, которое обязательно появится.
Автор: Александр Кровный aka Mr. Aspio
832 Прочтений • [Обзор на игру XIII] [07.04.2012] [Комментариев: 0]