Золотая эра квестов осталась в далеком прошлом. Времена расцвета Lucas Arts и Sierra давно миновали, и сегодня даже создатели Monkey Island и Full Throttle выпускают исключительно шутеры во вселенной "Звездных войн". Видимо, они приносят больше прибыли, либо квесты просто вышли из моды, как и пошаговые бои.
Возрождать умершие традиции взялись независимые разработчики, а именно пражская студия Amanita Design. Называть их indie даже как-то неудобно: проекты чехов стоят на одном уровне с классикой, которую делали в прошлом “профессиональные” компании. Насчет их первых игр еще могут быть какие-то сомнения, но вышедший в ноябре 2009 г. Machinarium - это уже точно успех с большой буквы.
Мы играем за маленького робота, которого нехорошие ребята разобрали на составные части и отправили на свалку. Как и подобает настоящему герою, молодой железный человек с помощью игрока снова собирает себя и отправляется спасать от врагов свою возлюбленную. Поскольку это квест, совершать подвиги и творить добро робот будет один и без оружия.
Головоломки в основном довольно логичны. Очень помогают подсказки, которые можно найти на уровне. Игра происходит в городе роботов, поэтому в основном дело приходится иметь с разными механизмами. К ним есть схемы - внимательно прочитайте их, и просто следуйте инструкциями. Или наоборот, сделайте все неправильно, и получите нужный результат. То же самое и с другими роботами - кому-то нужно помочь, а кое-кого стоит как следует разозлить. Если же думать некогда или не хочется, то поможет встроенная аркада, поиграв в которую, можно получить полезный хинт в виде комикса, объясняющего, что и как делать.
Сам наш герой тоже не дурак - под пули не полезет, а если мы задумали что-то неправильно, он просто не будет этого делать. При этом не особенно внушительный на вид маленький робот многое умеет - например, складываться в несколько раз и заползать в трубы, вытягиваться в два собственных роста, а еще он прыгает как акробат, подтягивается на металлических руках и ловко катается по перилам на лестницах. Все нужные предметы он хранит в себе самом - раскрывает рот и проглатывает нитки, закидывает туда разбитые лампы, магнитофоны, горшки с цветами и прочий необходимый по сюжету мусор.
Как и в замечательных старых чешских и польских мультфильмах, робот всегда молчит. Его историю можно узнать только из воспоминаний. Если оставить героя без дела на несколько минут, он начнет думать о своих прошлых приключениях. Причем мысли можно будет увидеть - они возникают в виде картинок над его головой. Таким же способом, кстати говоря, происходит взаимодействие и с другими игровыми персонажами.
Противные "черные колпаки", как мы выясним потом, крепко насолили не только маленькому роботу и его подружке. Полиции до их проделок нет никакого дела, более того, стражи порядка и сами непрочь при случае пнуть замешкавшегося на дороге робота. И тех и других никто не любит, но это не значит, что горожане готовы помогать каждому встречному борцу со злом. Добиться от них хоть чего-то можно только за доброе дело - например, робот в канализации попросит нам достать ему новый магнитофон взамен сломанного, и только тогда он соизволит осушить бассейн, через который придется пробираться дальше. Воду роботы не любят, купаются только в машинном масле, и под дождем гулять точно не будут. С этим необычным препятствием мы столкнемся еще не раз.
Для тех, кто с технологией Flash знаком только по надоедливой рекламе в Интернете, творение Amanita Design станет настоящим откровением. Работа художников заслуживает высших похвал - все персонажи и каждый уровень нарисованы вручную, а скриншоты можно без зазрения совести распечатывать и вешать в рамку. В отличие от, например, серии Sam&Max с ее мультяшной графикой, рисованный стиль Machinarium идеально гармонирует с атмосферой тоталитарного города роботов. Правда, мрачной игру тоже не назовешь - настроение поднимает наш герой, который всегда сохраняет юмор и оптимизм, даже оказавшись в наглухо запертой тюремной камере.
Музыка не только гармонирует с общей атмосферой, но и напрямую вплетена в геймплей. Например, если вы поможете уличным музыкантам починить сломанные инструменты, они вознаградят вас зажигательной мелодией, а робот примется танцевать. В ответ разъяренный мужик высунется из окна и запустит в нас сначала цветочным горшком, а потом и магнитофоном. Вот и еще пара очень нужных предметов в инвентаре...
Лаконичность разработчиков сыграла на руку локализаторам - им практически ничего не пришлось делать, поскольку текст отсутствует в принципе. Все усилия Snowball свелись к переделке “Machinarium” в “Машинариум” и выпуску игры на нашем рынке, а также переводу пару строк в начале игры (не самому удачному, увы). Аутентичность, таким образом, была гарантирована, а игроки ничего не потеряли - главный-то шарм игры совсем в другом.
Игра доступна не только на PC, но и на Mac и даже на Linux. В демку можно поиграть прямо на сайте Amanita Design, там же предлагается скачать полную версию для всех указанных платформ. В коллекционное издание включены книжка с рисунками художников, диск с музыкой в mp3 плюс постер - для небольшой компании очень даже неплохо. В России игра издана на DVD, в комплект также входит диск с музыкой Томаша Дворжака.
Machinarium, несомненно, один из лучших квестов конца 2000-х, выдержанный в духе лучших традиций прошлого и в то же время дружелюбный к новым игрокам. Награду за визуальный дизайн на фестивале независимых разработчиков в 2009 г. Amanita Design получили более чем заслуженно. Недостатком можно назвать только краткость игры - ее хватит максимум на пару вечеров.
894 Прочтений • [Обзор на игру Machinarium] [07.04.2012] [Комментариев: 0]