Спекуляции на почве альтернативной истории – прекрасная возможность для сомнительных сценарных ходов и создания удивительно неудобоваримых продуктов. К счастью, авторам удалось избежать дебрей всепоглощающего бреда и бессмыслицы, вместо этого Sega предлагает нам принять участие в справедливой освободительной войне маленького мирного государства против огромной, почти всесильной империи. Легионы регулярной армии агрессора, алчущего власти над миром, против немногочисленного ополчения из учителей, певиц и фермеров. Красочная история о том, что сила всё же на стороне правых…
Valkyria Chronicles
На галльском фронте без перемен
Красочная палитра обманчива: мир в Valkyria Chronicles
не такой жизнерадостный, как может показаться на первый взгляд.
Альтернативная Европа очертаниями береговых линий отдаленно напоминает Европу настоящую, но геополитическая обстановка в ней совсем иная. Западная часть континента принадлежит Атлантической Федерации – извечному противнику другой супердержавы – Восточноевропейской империи. Постоянные конфликты разрешаются необычным образом: империя решает нанести удар по крошечному нейтральному государству, расположенному аккурат между двух колоссов: победа кажется делом решенным, имперские экономисты и инженеры уже делят несметные запасы полезных ископаемых маленькой, но гордой Галлии, но на деле всё оказывается не так просто.
Обычный студент, обожающий биологию, Велкин Гюнтер, и не подозревает о том, что сама судьба свела его с Алисией Мельхиот в окрестностях города Брюль. По данным сержанта Мельхиот поблизости рыщут вражеские агенты, и молодой человек, подозрительно расположившийся на обочине дороги, кажется вполне подходящей для ареста личностью. Впрочем, умозаключения Алисии нарушают сначала имперские разведчики, а затем и штурмовая группа при поддержке тяжелой техники. Под натиском врагов население приграничных территорий Галлии спешно отступает в пока еще не занятую противником столицу, где и формируются отряды ополчения.
Сын известного генерала, героя первой Европейской Войны, Гюнтер прибывает в город на танке, чудом сохранившемся в отцовском сарае, за что и получает звание лейтенанта, сержанта Мельхиот в качестве заместителя и возможность набрать взвод ополченцев для ведения боев на самых опасных участках фронта... Не пытайтесь увидеть в сторонах конфликта какие-то скрытые намеки: федерация едва ли чем-то лучше империи, да и в Галлии высшие чины, мягко говоря, не особо заботятся о судьбах простых людей. Так, командующий регулярными частями постоянно затыкает ополченцами бреши в собственной обороне, вынуждает их выполнять по-настоящему самоубийственные задания и называет всех, кто, в общем-то, и приносит успех галльскому оружию, в лучшем случае «крестьянами».
В буквальном смысле листая страницы книги, описывающей события той войны, ловишь себя на мысли, что, в общем-то, Sega использовала давно известные в жанре jRPG приемы: столкновение большой империи и маленького независимого государства, представитель древней расы, главный злодей, одержимый властью, – он даже обращается к себе на «Вы»… Но важен формат, в котором всё это подается: казалось бы, тактическая стратегия – не лучший жанр для развития нежных чувств и рассказе о простом человеческом счастье, но в Valkyria Chronicles удивительным образом сочетаются уют поначалу не всегда дружелюбных, но ближе к финалу - исключительно теплых взаимоотношений в рядах взвода Гюнтера и масштаб происходящего на фронте.
Squad 7
Бегать в чистом поле под огнем противника - не лучшая идея.
Значительную часть игры командиру отряда придется провести в штаб-квартире ополчения, выбирая достойных кандидатов в свой отряд, развивая навыки солдат, выбирая направления научных исследований (с возможностью выбора: разрабатывать ли новую винтовку с повышенной огневой мощью или сделать упор на точность прицела?..) и тому подобное. В Valkyria Chronicles персонажи повышают уровень, но не каждый по отдельности, а все разом: получив очередную порцию опыта после удачного задания, Гюнтер волен «прокачать» любой из доступных классов. Таким образом, все солдаты данного класса получат новый уровень. В этом есть определенная логика: хотя на поле боя (в зависимости от миссии) может быть не более 10 человек, которых можно выбрать из двух десятков «основного состава», которые, в свою очередь, набираются из числа доступных персонажей на базе, учения проходят в свободное от боев время, а потому и участвуют в них все, и если вдруг посередине игры вам захочется сменить стрелка с неудачными характеристиками - вам не придется ломать голову над тем, как теперь прокачать «резервистов».
В чем же тогда отличие персонажей одного класса друг от друга, если даже уровни повышаются одновременно? Господа, мы же говорим *в том числе* и об jRPG. Отличия есть, и заключаются они в скрытых возможностях ваших подчиненных, их личных взаимоотношениях и даже в количестве здоровья. Так, вряд ли имеет смысл брать в отряд разведчика, который (почему-то) ненавидит Велкина: при виде командира боец будет чаще промахиваться и подставляться под вражеские пули. Верно и обратное: окруженный друзьями персонаж может получить бонус к атаке, наносимому урону или, например, уклонению. Едва ли в бою в чистом поле пригодится солдат с аллергией на пыльцу, зато «убийца разведчиков» наверняка хорошо себя проявит в истреблении соответствующих частей противника. Удивило наличие персонажа-гуманитария, у которой в самый ответственный момент может что-то переклинить в винтовке… И зачем было добавлять в игру заведомого аутсайдера и вечного резервиста? Правильно – персонаж такой: миловидная девушка с тоненьким голосочком. Но для ведения боев такого набора характеристик маловато будет… В общем, вариантов – великое множество.
Скрытые возможности делятся на две группы: классовые и личные. Первые открываются по мере развития класса в целом, вторые – по мере продвижения по сюжету или путем выполнения каких-либо действий на поле боя. Класс, прокачанный до 11-го уровня, становится элитным, и его представители получают новое (дополнительное) вооружение или, скажем, особое умение. Также по мере прокачки Гюнтер постепенно узнает о том, как лучше командовать своими подчиненными, – он разучивает приказы. Приказ – замена магии, которой не нашлось места (ну… или почти не нашлось) в технологичном мире альтернативной Европы. Умелое использование доступных приказов позволяет значительно упростить битву. Судите сами: раскрытие потаенных способностей всех бойцов, увеличение мощи противотанковых юнитов, лечение и тому подобное. Единственное - на каждый приказ приходится расходовать командные очки, а это не всегда приемлемо…
Пошаговый реал-тайм
В режиме планшета (то есть выбора следующего персонажа для передвижения)
можно не только отдавать приказы, но даже сохраняться.
Я об этом вспомнил после двух дней бесплодных попыток истребления
очередного неубиваемого японского финального босса, и всё прошло как по маслу.
В начале каждого боя нам предлагают разместить своих бойцов, а также выделяют некое количество командных очков (СР). На перемещение любого пехотинца тратится одно такое очко, на танк – два. При этом на одного солдата можно истратить все очки, но не стоит полагать, что очередную карту удастся пробежать раскачанным дядькой с пулеметом за один раунд. Во-первых, в течение хода бойцы «устают», и если их попробовать передвинуть второй раз за раунд, то очков движения у них будет на треть меньше. Во-вторых, хотя бои и пошаговые, супостаты (равно как и ваши подчиненные) не будут спокойно наблюдать за тем, как противник бродит прямо у них под носом. Да, «перехваты» были в Jagged Alliance 2, в Incubation была «оборона», - в Valkyria Chronicles противники будут стрелять по движущейся мишени до тех пор, пока она не перейдет в режим прицеливания, не выйдет из зоны поражения, не умрет или не откажется от глупой затеи бегать прямо перед пулеметным расчетом.
Ничего противоестественного в таком подходе я не вижу, наоборот, всё это кажется вполне логичным. Впрочем, случаются забавные случаи: во время вражеского хода ваши солдаты могут уничтожить больше противников, чем во время своего, - просто потому, что ИИ будет не совсем обдуманно передвигать свои войска. К этому стоит добавить, что если вы атакуете цель, рядом с которой стоит ваш товарищ, то, скорее всего, он поддержит вас огнем или (во время хода ИИ) поможет совместно обороняться. Впрочем, последнее не относится к снайперам и гранатометчикам, но об этом – позже.
Хотя мы смотрим на поле боя с высоты птичьего полета, во время передвижения бойца камера перемещается ему за спину, и мы с удивлением замечаем, что небольшая полоска на планшете Гюнтера на деле оказывается высоким обрывом, а за «маленьким» кружком-камнем может «спрятаться» тяжелый танк. Великолепное сочетание классической пошаговой тактики и перемещений с видом от третьего лица *якобы* в реал-тайме – визитная карточка Valkyria Chronicles. Равно как и потрясающая, удивительная и доселе в играх, похоже, не засветившаяся картинка: изображение будто бы «прикинули» карандашом, а затем раскрасили акварелью. За счет такого великолепного эффекта начисто стирается грань между роликами и игровым процессом: книжные картинки оживают по мановению руки всесильного движка CANVAS, что весьма символично, так как переводится это слово как «холст». Отличная тактика, потрясающий графический стиль, – то ли еще будет…
Два танкиста и свинья
Уже по одному дизайну формы видно, кто тут плохие парни.
Баланс игры держится на подборе оптимального сочетания персонажей для каждой конкретной миссии. Нет, конечно, можно пробовать выполнить поставленную задачу *неподходящими* солдатами, но тогда вряд ли стоит рассчитывать на бонусы за быстрое прохождение миссии, которые значительно превышают положенные за задания порции опыта и денег. Список основных действующих лиц в седьмом взводе таков: танкисты (их нельзя выбирать, если они доступны, то всегда будут на поле боя по умолчанию), штурмовики, разведчики, гранатометчики, инженеры и снайперы. Танки полезны огневой мощью, различными видами снарядов (например, гранатами, уничтожающими почти любого пехотинца с одного выстрела; дымовыми шашками), но тратят много СР, да и двигаются не слишком проворно. Гранатометчики (вооруженные скорее копьями, нежели гранатометами) полезны против танков: последним довольно сложно уничтожить этих медлительных, но отлично защищенных бойцов.
Разведчики покрывают большие расстояния и, в принципе, могут уничтожить почти любой юнит противника, если будут стрелять в голову (и тот не будет прятаться в траве или сидеть в укрытии…), но проблема заключается в их хилом здоровье. Штурмовики отличаются повышенной живучестью, приличной огневой мощью и средним расстоянием, на которое они могут передвигаться. Инженеры практически бесполезны в качестве стрелков, зато они могут чинить танки, раздавать персонажам уникальные патроны или снаряды (которые в ином случае восстанавливаются с пугающей скоростью: всего одна штука за раунд) и обезвреживать мины. Единственный бесполезный класс – снайперы. Не знаю, как их надо развивать, но вражеские снайперы постоянно наносили чувствительные удары моим солдатам, подопечные Гюнтера же слабы и безвольны. Удивительное *отсутствие* огневой мощи дополняется мизерным расстоянием, которое покрывает снайпер за ход: неудивительно, что этот класс в Valkyria Chronicles 2 фактически перестал существовать…
Оттачивать навыки управления отрядом, а также прокачивать бойцов можно на открывающихся по мере продвижения по сюжету аренах для скирмиша. Кроме того, фронтовой репортер за небольшую мзду разблокирует побочные «задания» или «отчеты» - иногда это просто очередной набор роликов, помогающий лучше понять взаимоотношения бойцов в отряде, но зачастую Sega, раскрывая характер очередного ключевого персонажа, предлагает в том числе и дополнительное задание. Если на минуту забыть о позорном, на мой взгляд, поросенке с крыльями, то можно сделать вывод, что разработчики создали один из лучших наборов персонажей в истории jRPG. Тут нет откровенно «отштампованных» героев - каждый по-своему уникален и интересен: взять хотя бы главного злодея, который по надменности и чувству собственного превосходства перепрыгнул своего собрата из Final Fantasy X.
И стали они жить-поживать…
В финале нас ждут не только великолепные ролики, но и тексты о судьбах героев
в стиле Fallout 2 и Baldur's Gate II: Throne of Bhaal.
Великолепная тактика, по-настоящему живые главные действующие лица, уникальный визуальный ряд, трогательная история и несколько отличных идей, связанных в том числе, но не исключительно, с, казалось бы, таким консервативным жанром, как тактические стратегии. Перечисляя все достоинства игры и не имея возможности назвать ни одного недостатка (разве что… PS3-эксклюзивность), остается только удивляться маркетинговой политике Sony. Продвигая шутеры и платформеры, а также платные демо-версии разрабатываемых по сто лет гонок, японцы почему-то не уделили должного внимания настоящей тактической жемчужине, созревшей в раковине Sega. Возможно, именно поэтому следующая игра серии перенесена на PSP (слабо верится в отговорку, что PSP выбрали потому, что на нее игру разрабатывать быстрее, чем на PS3). Хотя совсем уж провальной в плане продаж Valkyria Chronicles не назовешь: разработчики даже спустя весьма продолжительное время выпускают новые пакеты миссий, что, безусловно, очень хорошо, потому что речь идет не о какой-то поделке на коленке, а о, пожалуй, лучшей игре на платформе PS3, рядом с которой Uncharted, God of War 3 и Killzone 2 кажутся примитивными во всех смыслах играми.
1620 Прочтений • [Обзор на игру Valkyria Chronicles [PS3]] [07.04.2012] [Комментариев: 0]