Как писатель и сценарист, а также известный совето-, а потом и русофоб Том Клэнси добрался до индустрии компьютерных игр – тайна, нам неизвестная. Но зато всем хорошо известны продукты франшизы "Tom Clancy’s" от Ubisoft – начиная с Rainbow Six'ов и продолжая харизматичным Сэмом Фишером в Splinter Cell'ах и всякими там Ghost Recon'ами (первая часть всё-таки была на славу) и так далее. Казалось бы, что можно извлечь из сюжетов про зарытую\украденную\собранную в подвале\потерянную ЯДЕРНУЮ БОМБУ – сделать тактический шутер про отряд бойцов, ищущих бомбу, ну, там, сделать стелс-экшн про суперагента, ищущего ядерную бомбу, ну, что там еще приходит на ум… Ха, оказывается, еще можно сделать и аркадный флайтсим про пилотов, помогающих отрядам бойцов, помогающих суперагентам искать ядерные бомбы! Наверняка сам достопочтенный Клэнси имеет к этой сюжетной беллетристике самое отдаленное отношение - скорее всего, он просто гребет профит через свою студию Rubicon, а персонажей и сюжетные интриги плетут за него стаи макак за текстовыми редакторами.
И вот он, этот самый аркадный флайтсим, крутящийся над глобальной угрозой ядерного апокалипсиса, - Tom Clancy’s H.A.W.X.
Не волнуйтесь, ракет на всех хватит!
Сюжет в меру бредов: наш протагонист, бывший военный пилот Дэвид Крэншоу (видимо, выгнали за пьянство или другой залет, так как обучение пилота-истребителя обходится государству дороже самолета), перешедший на работу в так называемую PMC (Paramilitary company). Ну, дело происходит в недалеком будущем, когда некоторые страны вместо того, чтобы иметь собственную армию, возлагают эту благородную цель (защиту отчизны) на эти самые PMC (по существу - частные охранные предприятия с танками, самолетами, блэкджеком и прочим). Вот в такую веселую компанию и попадает наш ГГ, причем не просто в веселую, а в самую амбициозную и могучую – корпорацию Артемис (что характерно, большая часть миссий за Артемис выполняется на российских самолетах). Корпорация настолько амбициозная, что решает заниматься рэкетом ( ну чем не ЧОП?): вымогать ресурсы они решили по-крупному и попробовали взять на понт целые Соединенные Штаты Америки, перед этим потренировавшись на латиноамериканских странах. Внезапно наш Дэвид Крэншоу вспоминает, что он всё-таки американец и патриот, бежит от своих хозяев, не взяв расчет и отпускные, на защиту родного Отечества, чей дым так сладок и приятен. Разумеется, коварная гидра Артемиса будет в итоге раздавлена могучей пятой американской армии.
No pasaran!
Геймплей, ах, этот геймплей… Флайтсимы бывают разные – хардкорные, где и взлететь-то огромная проблема, даже обладая манипулятором за несколько центнеров зелени, бывают и разной степени аркадности, чтобы не грузить игрока сотнями страниц текста из мануалов и зубрежкой множества комбинаций хоткеев. H.A.W.X. же можно, по-моему, выделить в отдельный жанр - H.A.W.X.сим. У меня, в общем-то, сложилось впечатление, как от игры в Counter Strike - бета версию с включенным автоприцелом и отключенной гравитацией. Видимо, разработчики хотели привлечь к игре как можно большую аудиторию, в том числе людей, не имеющих джойстики и прочие манипуляторы, а также вообще никогда не игравших в флайтсимы (и, видимо, детей младшего школьного возраста). Максимально близкий аналог H.A.W.X. (а по-видимому - и его прототип) - это великолепный приставочный сериал Ace Combat от компании Namco. Сходство с Ace Combat прослеживается во многом – практически идентичная структура миссий, поведение ракет и прочего вооружения и их чудовищное количество, а также количество супостатов, командование «искуственными идиотами»," защищай-атакуй" и как апофеоз плагиата – миссия с защитой шаттла от грузовых самолетов, раскидывающих танки, и крылатых ракет.
С 2000 года ничего нового, видимо, не придумали.
Но в Ace Combat есть хоть какая-то физика (например, если «тормозить» в горизонтальном полете, то можно таки свалить в «штопор», а сбить на А-10, к примеру, Су-47 было практически нереально), в H.A.W.X. же полеты происходят по принципу фильма «Горячие головы» - дернул ручник, полицейский разворот, зашмалял всех ракетами. Кнопок тяги всего две – газ и тормоз, зажал газ – включился форсаж, отпустил – средний ход, тормоз – оправдывает свое название. Режимов полета в игре два.
Первый, так называемый Assistance On, даже при зажатом «воздушном тормозе» и кручении на месте, тяга автоматически регулируется, что не дает нам свалиться в штопор даже при всём желании, так что забудьте, флайтфаны, про набор скорости и высоты перед «мертвой петлей» - Assistance On же!
Второй, соответственно, - Assistance Off, как объясняют разработчики, позволяющий полностью раскрыть потенциал вашего летающего ведра с болтами. При этом камера переключается на абсолютно идиотский вид от третьего лица, вместо изменения тангажа имеем просто поворот влево или вправо (прямо как в доисторическом Sky Destroyer). Зато можно кувыркаться в вертикальной плоскости аки воздушный змей. Мне данный режим абсолютно не понравился (мне нравится летать с видом из кабины), но его принудительно заставляют использовать в одной из миссий кампании.
Еще одна «изюминка» от разработчиков - это ERS (Enhanced Reality System, перевод получается бредовый, как и функция), ее также заставляют использовать в одной из миссий. Если у вас не получается сесть на хвост противнику или попасть в танк, спрятавшийся между небоскребов, то выключаем Assistance и включаем ERS, который милостливо нарисует нам коридорчик, пролетев по которому мы и найдем нашу цель (если перед этим, производя эти манипуляции, не успеем вдолбаться в тот самый небоскреб). Суть миссий кампании примерно такая: брифингов как таковых нет, нам просто пишут примерное количество противников, не всегда совпадающее с реальностью (разведка же, блин), после этого нам выберут самолет и пометят его зеленой галочкой – смотрите, вот он лучше всех подходит для этого задания (самолеты, не имеющие некоторых видов оружия, вообще могут закрыть), дальше нам также галочкой пометят самое подходящее вооружение, - всё, можете лететь. Режимов сложности три, различаются они уровнем «здоровья» и количеством боеприпасов (даже на максимальной сложности «обычных» ракет влезает около 80 штук, не считая дополнительных видов). Есть система выброса «тепловых ловушек» от ракет, но от ракеты проще увернуться, тупо держа тормоз и крутясь на месте; использовать ловушки целесообразно только если не хочешь потерять прицел на какую-либо важную цель. Кручение на месте не работает на ракеты, пущенные с земли, в этом случае лучше на большой скорости лететь в сторону пусковой установки, чтобы ракета прошла выше или ниже вас. Противники в воздухе редкостно тупы, от ракет уворачиваться не хотят, главное - вырулить им на хвост. Впрочем, учитывая их количество, будь они умнее, игру было бы невозможно пройти. За уничтоженных врагов (в мультиплеере тоже) даются очки; в свою очередь, за них дают уровни, а за них, в свою очередь, открываются самолеты и наборы вооружения к ним. Есть куча вообще бесполезных самолетов, видимо, для удовлетворения фанатов боевой авиации.
Это ж сколько металлолома сбить надо, чтоб на это сесть...
Причем механика открывания самолетов такова, что даже имея открытым крутой пепелац, хорошие наборы вооружения для него недоступны, и чтобы их открыть, придется взорвать кучу народу. У довольно слабых же самолетов хорошие наборы вооружения открываются довольно быстро (видимо, это сделано для создания баланса в мультиплеере, чтобы чувак, только открывший, к примеру, мощный «Рэптор» (но не имеющий пока мощных комплектов ракет), не доминировал над игроками на Ф-16 и МиГ-29, у которых уже есть все комплекты вооружения).
В целом - миссии кампании на максимальном уровне сложности можно спокойно пройти и на МиГ-29.
Куча ракет перед самолетом нарисована ради прикола, это для атмосферы «напряженного боя», они летят в никуда, оттуда же и прилетают.
H.A.W.X. радует взгляд, всё красочно, всё сверкает, чадят пожары, бомбы рвутся, зенитки лупят…
Ландшафты сделаны по снимкам со спутника, один Рио чего стоит! Но это всё издалека, вблизи начинают переть гигантские пиксели, подбитые вражеские самолеты просто взрываются и тают в воздухе (никаких вам там коптяще-пикирующих), впрочем, как и ваш самолет. Столкновение в воздухе вообще невозможно! Врезавшись в землю, ваш самолет несколько секунд покоптит, потом просто исчезнет без следа, гринписовцы в восторге! И это в эпоху физических ускорителей…
Вах, как красиво.
Вах, как стремно.
В целом же, как это ни грустно, Tom Clancy’s H.A.W.X. - это яркий пример «игрового ширпотреба», сладенькая шипучка для масс, выпущенная крупным издателем и склепанная малоизвестными разработчиками по указке. Остается надеяться, что Ubisoft внемлет критике и Tom Clancy’s H.A.W.X. 2 всё же будет лучше…
Не удержался.
1425 Прочтений • [Обзор на игру Tom Clancy’s H.A.W.X.] [07.04.2012] [Комментариев: 0]