После скоропостижной кончины Master of Orion 3 особых надежд на возрождение жанра глобальных космических стратегий не было: в стратегическом жанре в моде (и тогда, и сейчас) – RTS, достойные игры выпускали (и выпускают) крайне редко, свободы выбора у игрока не было и нет. Но в год смерти Master of Orion на первый план вышла игра, достойная того, чтобы стать преемницей великой серии. И пусть старорежимного игрока не смущает год выхода игры (он же – год релиза позорного Master of Orion 3) – 2003: речь идет о windows-ремейке старой глобальной стратегии (эксклюзива для операционной системы OS/2) 1994 года выпуска.
Galactic Civilizations
(в России игра вышла под названием Галактические Цивилизации)
«Отдайте нам свои стильные очки, модные джинсы и вкусную кожу» (изначальные требования послов дренджинов при первой встрече с представителями Земли)
Совет на выдумки горазд.
Единственное, возникает вопрос: когда выдвигается какой-то тезис и в конечном счете
все голосуют *против*... кто его тогда выдвигал-то?
Когда-то древняя раса Предтеч для упрощения административного управления и транспортного сообщения в своей империи создала целую сеть ретрансляторов – звездных врат, которые позволяли в мгновение ока перемещаться между двумя точками на карте галактики (похоже, что сценарист Bioware - большой поклонник глобальных стратегий… если не выразиться еще жестче). Бесчисленные инопланетные цивилизации появлялись и исчезали, пользовались вратами и мнили себя единственными разумными существами в галактике. Пришел черед человека ступить на скользкую дорожку покорения галактики, которая обычно приводила «покорителей» к забвению… но ученые землян изобрели гипердвигатели – врата стали не нужны, и теперь можно было исследовать недоступные ранее участки галактики, где не было ретрансляторов: двигатели позволяли путешествовать на значительные расстояния, о которых раньше можно было только мечтать.
Но галактика оказалась не просто обитаема – в ней буквально некуда камню упасть – обязательно зашибет какую-нибудь малую нацию. Достойны внимания всего пять цивилизаций, из числа которых более остальных, в свою очередь, интересны алтариане – как две капли воды похожие на людей, что, кстати, дает им повод периодически намекать на то, что Земля, видимо, их древняя, давным-давно заброшенная колония. Четко обозначить отношение всех этих рас к человечеству – сложно, потому что оно зависит от игровых настроек в каждой отдельной партии. У каждой расы есть свое мировоззрение, но оно в конечном счете подчиняется именно настройкам, а потому «добрые» зеленые человечки, будто бы сбежавшие со съемок Спилберга, характеризуются как товарищи весьма ленивые и скучные. Стоит одним щелчком изменить их взгляды на жизнь, и нам дают понять: когда-то эта раса была рабами жестоких существ – дренджинов, – и освободившись от их гнета, бывшие слуги не отказались от барских привычек – уж очень любят они кушать человечью кожу… Нашлось в галактике местечко и для таинственной расы роботов, и для злой империи, и всех из себя таких нейтральных инопланетян. Вглядываясь в явно недружелюбные морды дренджинов, задаешься вопросом: зачем человечество подарило прочим цивилизациям технологию гипердрайва?..
Сей подарок моментально превратил вчерашних товарищей, весело перемигивающихся (ибо универсальный переводчик тогда еще не был изобретен) в очереди к очередным вратам, в жестоких конкурентов, которые готовы уничтожить любого за пригоршню драгоценных минералов или особо комфортную планету. В этой истории, которая начинается с удивительного проявления человеческой глупости, нам предстоит играть исключительно за землян, но едва ли этот факт можно считать недостатком. Во-первых, бороться с космическими пришельцами предстоит какой-то одной политической партии – у каждой, естественно, свои достоинства (вроде бонуса к торговле, дипломатии или военному делу). Кроме того, в начале партии выдается 10 очков, которые можно распределить между огромным числом дополнительных опций: изначально уважительное отношение собственных граждан к власти заметно усилит экономику и производство, но и о влиянии на инопланетные цивилизации также забывать не стоит… А как же обойтись без «удачи»? Четкое понимание весьма расплывчато сформулированного значения сего «перка» приходит уже во время игры, когда одно неудачное событие почти сразу сменяется другим… Победить можно по-разному: сугубо научными методами победить смерть, силой оружия подчинить соседей, обаять большую часть населения галактики жвачкой и гамбургерами, распространяя свою культуру на все сектора, или же подружиться к кем-нибудь и одержать союзную победу. Наиболее вероятен такой вариант: в конце остаются две расы, вы наступаете по всем направлениям, оставляете противнику одну планету, и вам сообщают, что вы… доминируете в культурном плане! Естественно, а как же иначе, когда почти вся галактика под сапогом…
Sid Meier’s
Так как-то спокойнее...
Уютнее, что ли.
В самом общем виде Galactic Civilizations проще всего представить как Civilization в космосе. Плоская карта галактики, на которой раскиданы звезды, ресурсы и скопления космического мусора, автоматические бои без каких-либо тактических режимов и «галактические чудеса» - местные аналоги мейеровских «чудес света». Невозможность разработать собственный юнит – это тоже очень в духе «цивы». Впрочем, не стоит расценивать Galactic Civilizations как банальный клон Civilization или Master of Orion II. В конечном счете, рамки жанра не то чтоб уж совсем просторны, и без банальной стартовой планеты, базового разведчика и одного корабля, битком набитого колонистами, по-моему, ну никак не обойтись.
Заселение галактики мало чем отличается от того, что мы видели ранее: кто раньше встал – того и тапки. Хорошие (с уровнем в районе хотя бы 16) планеты встречаются редко, конкуренты не дремлют, плюс ко всему - на старте игры корабли не могут слишком далеко удаляться от союзных планет и станций – придется развивать соответствующие технологии. «Придется» - ключевое слово применительно к современным техническим решениям. Хочется окружить свои планеты мощным заслоном из дартвейдеровских «звезд смерти» (тут они называются «звездами страха»… но не дайте себя обмануть: выглядят почти точь-в-точь как у Лукаса) – *придется* зарыть топор войны и развивать науку. Мечтаете изучить всю галактику вдоль и поперек, но по ходу дела случайно наткнулись на астероид, который вовсе и не астероид, а яйцо огромного космического (судя по виду) насекомого? *Придется* многие ходы потратить на развитие вооружения: галактический слизняк почти наверняка изберет объектом своих нападок именно ваши станции, корабли и планеты, и даже весьма мощные корабли лишь слегка поцарапают тварь перед собственной гибелью, – *придется* поднапрячься.
Вообще, масштабные случайные события, которых в Civilization, в общем-то, не завезли, вносят заметное разнообразие в игровой процесс. Случиться может что угодно, и в этом, пожалуй, вся прелесть игры. От отчаяния решили колонизировать планету с уровнем в районе 12-14? Поселенцы раскопали древний артефакт и выяснили, что если приносить около него человеческие жертвы, то уровень планеты увеличится в полтора раза. Добрый правитель не допустит подобных зверств и останется с носом, злой будет жертвовать сотни человек в день, но получит рост производства. Есть и третий вариант – попытаться всем угодить. Приносить жертвы будем… у кого там неизлечимые болезни имеются? Рекомендуем вам подумать о будущем ваших детей. Да-да, жертвоприношения в эту сторону, вон у той странной фиговины, что торчит из земли… Случаю подвержено всё: от всплесков рождаемости до масштабных галактических побоищ. К вам в гости заехал глава соседней цивилизации, но радикально настроенный рабочий прикончил визитера ударом ледоруба – готовьтесь встречать флот обиженных сограждан невинно убиенного владыки. В моем личном списке любимых событий на первом месте стоит сообщение о том, что на одной из моих планет завелись «старообрядцы»: они строят каменные замки, обрабатывают землю по технологиям Х века нашей эры и не верят во всякие лазеры-шмазеры – даже немного жаль каждый раз разгонять этих чудаков…
Твори добро, и будешь бит
Описание неплохое, но кораблик - так себе.
В конечном итоге игра определит, к какому типу правителей вы относитесь – «хорошему» или «плохому». Помимо изменений в интерфейсе (защитникам отечества, например, полагаются исключительно светлые иконки), нам станут доступны некоторые исследования, которые автоматически заблокируют свои «противоположные» аналоги. Впрочем, всегда можно заслать шпионов в стан не очень хороших соседей и выведать у них все тайны, за счет которых и процветают плохиши. К сожалению, шпионаж выполнен как-то совсем примитивно: надо просто утвердить месячный бюджет внешней разведки, и… всё. Остается только ждать, когда нам на блюдечке принесут свежеукраденную технологию. Аналогичным образом устроена и подрывная деятельность. Хотя различных окон, меню и сообщений в игре великое множество, разобраться в управлении весьма просто, и спустя полчаса оно уже не кажется громоздким, скорее даже становится удобным. Почти всю важную информацию можно узнать на основном экране: что где строят и когда наконец достроят, у какой расы выше численность населения и где расположены вражеские корабли. Особенно хороши многочисленные опции в разделах внутренней и внешней политики.
Когда такое было: при увеличении налогов происходит не только снижение лояльности граждан, но и… уменьшение доходов государства! В определенный момент бизнесмены понимают, что проще скрыть свои денежные средства и не платить грабительские поборы. Всё это соответствующим образом сказывается и на внешней политике: рано или поздно, но человечеству придется отказаться от имперской формы правления и перейти к республике, демократии или федерации. Чем свободнее себя чувствует народ, тем быстрее растет производство, но самые либеральные схемы грозят при малейших потрясениях развалить очередную тюрьму народов. Будучи федерацией, моя цивилизация вела войну с последней из оставшихся в живых «великой» цивилизацией – алтариан, и была у меня одна планета, которая всё время была чем-то недовольна. Для начала она откололась от алтариан и попросилась ко мне. Потом, видимо, не желая участвовать в новой войне, присоединилась к Лиге Независимости, но это небольшое объединение скоро пало под ударами всё тех же алтариан, и один из его осколков… снова попросился ко мне.
Лига независимости – наглядный пример так называемых «незначительных» цивилизаций. Зачастую они сидят у себя на планетках, никуда не лезут, ничего не колонизируют, зато обладают нехилыми золотовалютными запасами и потрясающими познаниями в науке и технике. То, чего так не хватало Civilization и появилось только лишь в пятой части, в 2010 году, было в Galactic Civilizations уже (как минимум) семь лет назад – «города-государства», которым нужны покровители и которые готовы отблагодарить своих заступников. При этом уничтожение «малышей» не означает, что ходов через сто в дальнем уголке галактики не заведется новая раса таких вот отщепенцев (им даже «лидер» в дипломатических переговорах не полагается).
Впрочем, основные вопросы решаются на собраниях «больших дядек» - представителей крупнейших цивилизаций. На повестку могут поставить любой вопрос: от мира во всем мире до наложения штрафов на землян за «угнетение местного населения». Любопытно, что не всегда удается угадать, как именно проголосуют товарищи по галактическому совету: иногда их решения бывают странными и… приятными. В целом же - отношения с другими цивилизациями строятся как обычно, разве что инопланетяне обижаются не так сильно, как их коллеги из Civilization, когда на их наглые просьбы следует твердый отказ. Наоборот, иногда даже возникает желание помочь обреченной расе: случаи, когда тот или иной народ выйдет с Землей на связь, дабы просто сообщить, что, предположим, тучи сгущаются над галактикой и имя этим тучам – нация космических тараканов, не редки. Так и хочется ответить: по такому пустяку мог бы просто SMS скинуть.
Ви вил рул зе гэлакси!
Да ну вас...
Особое внимание надо уделять немногочисленным ресурсам, периодически попадающимся на глаза игроку или, что гораздо хуже, ИИ. На базе скопления минералов, которые дают, допустим, +2% к лояльности или +5% к научным исследованиям, можно построить космическую станцию, развивая ее в любом направлении: хотите – возводите дворец культуры, откройте магазинчик лицензионной торговли и расставьте по периметру станции дефлекторные щиты… а затем обнесите всю конструкцию модным шарообразным корпусом и оттащите свежевозведенную Звезду Страха на орбиту любимой планеты.
Впрочем, сами планеты тоже способны дать отпор – при должном развитии оборонительных укреплений редкий дредноут прорвется к поверхности Земли. Но мало подавить оборону – надо еще и наземную операцию провести. На один транспорт помещается всего (максимум) 5 миллиардов солдат. Учитывая, что на поздних этапах население очередной планеты может быть и 100 миллиардов и каждый гражданин возьмет в руки вилы, расклад почти всегда не в пользу интервентов. Даже с предварительной «обработкой», даже со всеми бонусами, – всё равно почти в 100% случаев и трехкратный, и четырехкратный перевес ничем не помогут. Задавят числом. Опять же: нам отводится роль сугубо созерцательная, руководить недешевым десантом, увы, не дают.
The King is dead. Long live the King!
На этот раз наши победят (говорится в самом начале), но что будет
в следующей части?..
Умиротворяющая, вполне уместная и приятная музыка, весьма аскетичная, хотя довольно приятная графика, отличный юмор, который можно обнаружить в многочисленных описаниях, и отличный перевод на русский язык – таковы последние черты к портрету Galactic Civilizations. Умирающий Master of Orion 3 упустил знамя великого жанра из слабеющих рук, но почти моментально его подхватили «Галактические Цивилизации» - игра интересная, увлекательная, та самая, которая «еще один ход, и всё на сегодня». Самое приятное в данной ситуации то, что Galactic Civilizations – это только начало.
1020 Прочтений • [Обзор на игру Galactic Civilizations] [07.04.2012] [Комментариев: 0]