Игра беспощадна к нам и наказывает за малейшую ошибку. Если бы не ее продолжительность (в районе трех часов; допускаю, что кто-то сможет пройти быстрее даже в первый раз), то клавиатура была бы разбита об стол, стену, выброшена в окно, сожжена и утоплена в ближайшем пруду. Не обязательно в таком порядке, но общий смысл, думаю, передать удалось.
Капитан Пиксель
Хм...
Не совсем...
По сути, игру создал один человек – Терри Кевенег. Если не считать композитора, бета-тестеров (в том числе парня, который нарисовал «финальную картинку» в игре) и специально обученного товарища, который придумывал названия различным комнатам. Если у кого-то есть желание с головой окунуться в омут действительно древнего олдскула, то лучшей возможности, нежели чем эта индии-разработка 2010 года, полагаю, не представится. Ибо аудио-/видео-минимализм VVVVVV суть средства выразительности, а не проявление отсутствия навыков создания красивых полигонов и написания эпического саундтрека к игре уровня Halo.
8-битный платформер в чистом виде. На первый взгляд - тут нет ничего сложного. Никаких ключей, дверей, рычагов… Только бесчисленные коридоры, залы, вертикальные стволы, терминалы, которые можно активировать, бонусы, за которые можно разблокировать несколько приятных вещей, да порталы с чекпоинтами. При этом наш герой весьма ограничен в своих возможностях: умеет только ходить и управлять гравитацией (то есть весьма резво возноситься с пола на потолок и столь же стремительно падать обратно); прыжок для него – умение, о котором остается только мечтать. Впрочем, остальные персонажи умеют и того меньше…
Виридиан спешит на помощь
Без понятия, если честно.
Наш корабль безмятежно бороздил просторы космоса, как вдруг случилась авария. Вся команда прыгнула в телепорт, но из-за каких-то неведомых сил экипаж корабля случайным образом разбросало по огромной космической станции, забитой различными ловушками. Как и положено капитану корабля, главный герой – капитан Виридиан - берет себя в руки и отправляется на поиски экипажа. Ему предстоит найти пятерых товарищей, узнать, что происходит на станции, и убраться отсюда как можно скорее. Если бы этот сюжет держали в руках товарищи из EA, то можно бы рассчитывать на Dead Space или масштабное DLC к Mass Effect 2. Кевенег сделал из него классический платформер, в котором главным врагом игрока будут его собственные пальцы.
Как таковых уровней в игре нет. Есть огромная станция, по которой можно свободно перемещаться, но каждый раз, когда вы будете забредать в какой-нибудь важный сектор, вам представится возможность спасти товарища и «пройти уровень». Кроме экипажа, по всей станции разбросаны телепорты, сохраняющие игру и позволяющие отправиться в исходную точку, где и собираются все найденные бойцы, а также чекпоинты. Последних в игре очень много – как минимум по одному на каждом экране. Но глаз-то видит, а зуб неймет. Кто-то отмечает завышенную сложность игры (в положительном смысле или в отрицательном – не суть важно в данном случае), но я вас уверяю: с чекпоинтами говорить о реальной сложности не приходится (игра проходится за один присест), но если бы их было хотя бы раза в два меньше, то каждые несколько секунд приходилось бы рвать на себе волосы и ломать пальцы.
Смертельная простота
Надо было очень не любить людей, чтобы придумать некоторые эпизоды.
Вроде этого.
Ведь тут как? Да, формально всё очень просто. Пол да потолок, тут и там утыканные шипами, различные монстры, двигающиеся по прямолинейным траекториям, рассыпающиеся под ногами платформы, конвейерные ленты, которые всегда транспортируют не туда куда надо, – неполный список, которого хватит за глаза и за уши. Сюда же входят устройства, изменяющие гравитацию (спрыгнул в такое - и ты уже не падаешь, а подлетаешь), и мерзопакостные батуты. Впрочем, самый мощный удар по нервам наносят этапы, на протяжении которых приходится быстро убегать от надвигающейся за спиной стены из шипов… Спешить, однако, следует не слишком быстро (!), потому как спереди тоже есть стена, которая постепенно отодвигается, расчищая путь к отступлению (!!!). Такие эпизоды можно пересчитать по пальцам одной руки, но сколько же сил они отнимают…
Нехитрый игровой процесс (вперед/назад/прыгнуть на потолок) превращается в настоящее испытание сноровки и реакции. Иногда приходится действовать так быстро, что кажется, будто это не ты ошибся, а банально клавиатура слишком долго передавала сигнал куда следует. И это не преувеличение. Одно из самых зверских испытаний – продержаться на экране ровно одну минуту. В такие моменты действительно начинаешь ценить десятую долю секунды. Да, автоматический чекпоинт отмечается каждые 5 секунд (!), но как же это долго – 5 секунд-то! Выбравшись из очередной смертоносной ловушки, страшно представить, что будет дальше…
You can win if you want
Это кажется, что до бонуса рукой достать можно.
На самом деле он далеко. Очень далеко...
А дальше припасено множество сюрпризов. Например, некоторых товарищей надо лично вести до безопасного места. Стоишь на месте – они идут к тебе. Неважно, что идти некуда или впереди шипы, – идут и всё. Немая сцена, риторический вопрос «ну ты идиот, что ли» и перезагрузка с чекпоинта. А чекпоинт-то на каждом экране. И что, стало намного уж проще? Учитывая количество смертей в одной из финальных комнат, предположу, что сейчас мало кто стал бы играть в VVVVVV без столь часто расставленных спасительных точек, потому что это уже была бы не игра, а тренажер для дзэн-буддистов.
Товарищам без смекалки и воображения, полагаю, будет довольно сложно ориентироваться в финальных этапах, когда капитан будет входить на новую локацию с одной стороны, разворачиваться, выходить через тот же проход и… появляться с другой стороны экрана. Есть над чем подумать. Плавный скроллинг случается редко и в большинстве случаев не спасает, так что надеяться на лучшее и готовиться к худшему – это совершенно точно про VVVVVV.
VVVVVV значит Victory*
Только что бы пройден самый сложный момент в игре.
После него очередная акробатическая задача не кажется чем-то особенно трудным.
Ненавязчивый юмор, зубодробительный игровой процесс, прекрасная стилизация под глубокую старину и пусть иногда и надоедающее, но вполне приемлемое музыкальное сопровождение – таков портрет VVVVVV в самых общих чертах. Эксперимент, но вполне удачный. Не шедевр по всем статьям навроде Braid, но великолепная, увлекательная игрушка. Капитан Виридиан вернется в качестве приглашенной звезды в PC-версии грядущего Super Meat Boy. Глядишь, и сам Терри Кевенег не забудет своего же собственного героя.
P.S.:
Перед нами один из самых харизматичных персонажей видеоигр последнего времени, даром что его пол определить невозможно. Даже великий и ужасный герой LittleBigPlanet нервно курит в сторонке.
* А VVVVVV, кстати, на самом деле значит нечто другое.
1605 Прочтений • [Обзор на игру VVVVVV] [07.04.2012] [Комментариев: 0]