2011 проходит под знаком возвращения легенд. Не всегда удачным, но – возвращением. Creative Assembly после долгих скитаний по материкам и эрам вернулась к истокам: средневековой Японии, эпохе воюющих провинций, теме, которая когда-то прославила эту контору на весь мир! Пришло время вновь, как и одиннадцать лет назад, выступить против власти зарвавшегося сёгуна. У нас будет свой сёгунат, но в 100 раз лучше: с карутой и гейшами.
Total War: Shogun 2
Синяя птица
В глазницу клюет асигару:
Удача не с ним
Погодные эффекты, а также эффекты, связанные с временем суток, выглядят просто потрясающе.
Разработчики наконец-то отказались от унылых перестрелок с применением огнестрельного оружия: перед нами вновь предстают старые добрые тактические головоломки в духе «как утыкать генерала противника стрелами». Заморские ружья выдают на руки только асигару – лицам неблагородного происхождения, – да вот толку от этих игрушек – чуть. Стоит пойти дождю - и воины останутся с практически бесполезными железками в руках. Впрочем, баланс сил заметно изменился: конные армии более не назовешь ключом к успеху, ибо самые дешевые бойцы Shogun 2 – те самые асигару, но на этот раз с яри, – являются копейщиками. Вообще, в глазах более не пестрит от обилия разнообразных отрядов: существует четкое разделение по классам (воины с яри, луками, катанами и т.п.) и общая характеристика «качества» отрядов (согнанные в армию пинками крестьяне-асигару или же благородные воины-самураи). Впрочем, диковинные бойцы вроде онна-бугэйся (самураев женского полу) также имеют место быть. Другой вопрос: а сумеет ли игрок до них дожить?
Местные даймё и их верные самураи не интересуются Новым Светом, не стремятся насадить буддизм в Святой Земле и вообще всем своим видом дают понять, что им нет дела до окружающего мира. Глобальная карта сузилась до небывалых за последние десять лет размеров: после размаха Empire крошечная Япония, скажем так, не впечатляет. Да и разница между сторонами конфликта невелика: помимо второстепенных даймё, на лоскутной карте имеется девять домов, за которые можно играть. У каждого есть какая-то особенность: моим любимцам из Симадзу армии, состоящие из самураев, обходятся значительно дешевле. Такэда, например, может похвастаться крепкой конницей. Увы, как я уже отметил, толку от нее фактически нет – разве что игрок будет добивать разбегающихся после битвы противников, но для этих целей лучше использовать генералов, ибо каждый порубленный в фарш асигару врага конвертируется в очки опыта, необходимые для развития ваших полководцев.
Особняком стоит флот, которым (будто кто-то сомневался) нам снова разрешают руководить лично. Хотя речь идет об островном государстве, роль военно-морских сил в Shogun 2, на мой взгляд, более чем незначительна. По сути, она сводится к бандитским набегам на вражеские торговые пути да защите собственных небоевых кораблей, занимающих стратегически важные точки на карте, откуда можно выгодно торговать с Европой. Хотя враг может выкинуть какой-нибудь фортель и высадить в тыл игрока десант, итоги морских сражений слабо влияют на исход битвы за звание сёгуна: практически все острова связаны между собой переправами для сухопутных сил.
Горела крепость Нобунаги
И Нобунага сам горел
…не жаль его
Разные генералы подходят для разных целей.
Например, можно в буквальном смысле создать любимца простого народа:
в таком случае асигару (т.е. ядро армии как минимум в начале любой партии)
получат существенные бонусы в бою.
Наверняка найдутся те, кто считает иначе, но, на мой взгляд, залог военного успеха в сериале Total War – успешное ведение осад, штурм крепостей и, соответственно, оборона собственных укреплений. В Shogun 2 разработчики значительно усложнили задачу защитников: враг пробирается в крепость, не используя даже банальных лестниц! Что может быть проще: асигару, самураи и даже спешившиеся (!) генералы и конники забираются на укрепления по пологим откосам. Вопрос к японским средневековым инженерам – в чем же суть таких укреплений? Если в Rome и Medieval 2 можно было возвести в городах и крепостях внушительные укрепления и успешно оборонять малыми силами стратегически важные пункты, то в Shogun 2 от назойливых противников, которые почему-то не любят долго осаждать города, а штурмуют их прямо с марша, просто так не отделаешься. Не помогает даже приписанная к крепости войсковая часть (небольшой отряд замковых асигару или, например, самураев с катанами): маловато, знаете ли, будет.
Причем осадные орудия есть, но кампанию вполне реально пройти, так ни разу их и не увидев. А зачем? Дело в том, что стратегический и тактический ИИ традиционно слабы. Противник может высадить десант в тыл игрока (что случается крайне редко), но при этом оставляет свои города фактически без защиты: сколотив приличную армию, можно вихрем пройтись по территории соседнего дома, чьи воины отправились воевать с соседями в совершенно другом направлении, и захватить города, потеряв от силы 10-20% войска. Тактический ИИ давит массой: кидает в бой всё что есть, не вспоминая про действующий принцип «камень-ножницы-бумага», который в Shogun 2 звучит примерно как «яри-конница-катана». Вражеские лучники не умеют разрежать строй, а прославленный генерал почти наверняка полезет на крепостную стену после того, как все атаки его регулярных частей будут отбиты. Можно ли говорить о том, что ИИ портит игру? Скорее всего – нет.
Дело в том, что чем ближе ваш даймё подбирается к Киото (причем как в прямом, так и в переносном смысле), тем сложнее ему будет отбиваться от наседающих врагов. Чем больше провинций переходит под знамя вашего клана, тем заметнее он становится на внутриполитической арене. И однажды наступит день, когда действующий сёгун покажет на вас пальцем и объявит во всеуслышанье: кто его ударит – тот молодец! Кланы, которые всегда вас недолюбливали, сразу же объявят войну. Верные союзники разорвут торговые отношения и выдвинут к административным границам свои войсковые части, жалкие вассалы несколько ходов-сезонов будут передвигать по вашим территориям огромные армии, чтобы в один прекрасный день выбрать самый незащищенный город и объявить бывшему сюзерену войну. И вот эти-то люди говорят, что у меня нет чести?!
Листья сакуры устилают поля
Ибо нет зерна в долине реки:
Сельскохозяйственный кризис
Иногда ИИ в откровенно проигрышной ситуации обожает бросаться на амбразуру.
Как на данном скриншоте, например.
Поначалу еще можно строить какие-то отношения с соседями, но свежеобретенного сёгуна ненавидят все, а потому к моменту возвышения собственного клана надо быть готовым не только в психологическом и военном планах, но и в экономическом. Просто «денег» крестьянам не нужно: растущие города требуют пищи, а увлекшийся завоеваниями даймё может и не заметить, что его клан из двух технологических веток развития самую нужную для простого крестьянина – посвященную сельскому хозяйству, культуре и т.п. – не развивает. В городах игрок строит необходимые для обороны здания: крепости, стрельбища, конюшни. Гражданские же объекты часто размещают на глобальной карте: именно по этой причине вражеский генерал очень часто предпочитает вообще не подходить к городам игрока, а пакостничать дистанционно. Разгонять стада коров, сжигать пшеничные поля, поставлять в порты паленый саке.
Пресекать подобные зловредные бесчинства призваны разнообразные агенты. Ниндзя – главное орудие даймё, способное и казарму подпалить, и вражеского генерала прирезать. Гейши специализируются еще уже: они способны только убивать вражеских персонажей, но при этом ниндзя – персонаж скрытный, а гейши видны на глобальной карте. Именно поэтому редкая девка-убийца доживает до двадцати лет. Всех этих распутников и поджигателей призван отлавливать мэцукэ – эдакий средневековый японский ФСБшник, главный борец с террором, преступностью и распущенностью на своей территории и один из ключевых проказников на территории сопредельных государств. Был у меня один такой любимчик, который в одной кампании весьма умело подкупал вражеские отряды и города (что чести мне, понятное дело, в глазах ИИ не делало). Любовь к данному секретному агенту прошла после того, как ко мне заявился вражеский мэцукэ, поймал моего мэцукэ и приговорил его к смерти.
Дело в том, что каждый персонаж со временем улучшает свои характеристики – особенно это заметно на примере генералов. За каждую новую звездочку им полагаются распределяемые очки, позволяющие создать из младшего сына даймё (или – по традиции серии – совершенно постороннего человека, который своими успехами заслужил звание генерала) успешного командира пехоты, бравого рубаку или же покровителя наук. Кроме того, отныне спутников для своего персонажа выбирает игрок (из двух предложенных), что, согласитесь, весьма полезно.
Можно, кстати, попробовать «пропихнуть» спутника жизни в дом к воинственному соседу: воинственные генералы дюже падки на чужих дочек, а подобная любвеобильность наверняка улучшит отношения между кланами. Еще один – намного более непривычный для серии дипломатический прием! – обмен заложниками. Если представители другого клана сомневаются в вашей честности, то можно предложить отправить к ним в столицу на пару лет кого-нибудь из ваших, скажем, сыновей. А что такого? У меня их и так пять, глядишь, жена еще нарожает… Но в общем случае дипломатия оказывается весьма туманна и нелогична: ход назад даймё предлагал мир, спустя один сезон и два потерянных города он от него уже сам отнекивается; расположенные в диаметрально противоположных частях Японии кланы могут отчего-то друг друга ненавидеть. Но самый сильный вред дипломатии наносит торговля с иноземцами: даймё-ортодоксы не любят тех, кто якшается с христианами, и возводит у себя в городах заморские церк-вуш-ки. Таких бьют, и, как правило, очень сильно.
Еще одна интересная особенность стратегического режима: «моральные» дилеммы вроде окончательного решения «крестьянского» вопроса, безапелляционного вердикта по поводу торговли с иноземцами и т.п. в любом случае принесут ощутимую пользу, но выбирать вариант нужно только после того, как все возможные последствия будут учтены…
Конница браво несется
На стену отважных крестьян, оскаливших яри.
…отчего-то не страшно им
Обожаю Total War за возможность сделать вот такой кадр.
А потом и второй - спустя секунду...
Ничто не доставляет столько же удовольствия, как созерцание жаркого боя в преддверии холодной зимы. Мелкий снежок падает на землю, окропленную кровью противников, трупы людей и лошадей возвышаются над полевой травой: трагедия японского народа периода сэнгоку еще никогда не выглядела так красиво. Shogun 2 нещадно эксплуатирует ресурсы персональных компьютеров: кто-то может совершенно справедливо назвать системные требования завышенными. Можно вспомнить аскезу глобальных стратегий от Paradox, а можно понять простую вещь: Total War – это не просто очередная глобальная стратегия с отличным тактическим режимом. Эта серия – лучшая в своем роде, аналогов у нее просто нет. И представить, что в обозримом будущем какая-нибудь другая стратегия переплюнет визуальный ряд свежайшего выпуска легендарного сериала, просто невозможно.
В конечном счете Shogun и Shogun 2 не столь различны: игры разделяет одиннадцать лет и пропасть графических технологий. Всё прочее уже не раз и не два встречалось в играх сериала: генеалогическое древо, напутствие генералов перед боем; отказ от лоскутной карты после Medieval так и вовсе стал нормой для сериала. В общем, видна тенденция, развитие серии: Creative Assembly учитывает свой же удачный опыт и реализует его каждый раз на качественно новом уровне. Хочется верить, что в следующей игре серии (и я надеюсь, что это будет Rome 2) они наконец-то смогут совместить всё: и графику, и интересный ИИ, и сложный и многоступенчатый игровой процесс.
Локализация в целом оказалась достойной. В последнее время отечественные издатели всё чаще скатываются в халтурные переводы, до которых даже не каждый пиратский издатель опускался. К счастью, данную игру сия чаша миновала. Хотя и в Shogun 2 есть ряд неприятных моментов: ошибки в субтитрах, ошибки во встроенной энциклопедии (причем зачастую – сугубо «технические»), – мелочи, конечно. Но неприятно. Плюс и сама игра вышла немного сырой, но даже спустя какое-то время она способна вылететь в Windows с ошибкой.
Верной тропой
Самурай одинокий бежит,
Но Рим мне интереснее
Если ИИ и обучен каким-то маневрам, то мне их на себе испытать пока не удалось.
Судя по длинному следу из трупов, всё, на что он способен, - лобовая атака всеми доступными силами.
Скромные масштабы, обусловленные выбранной эпохой, с одной стороны – и традиционно огромные тактические и стратегические возможности, с другой. Великолепная 3D-графика и отличная работа с артом – лучшей стилизации под японскую старину трудно было бы придумать. Shogun 2 похож на неограненный алмаз: существенных дефектов в нем нет, но брильянтом он пока называться не может. Надеюсь, что Creative Assembly в следующей серии сможет совместить масштабы происходящего, эпичность, тактику, стратегию и картинку в одном флаконе под названием «Total War». Как показывает практика, за другие проекты этой фирме лучше вообще не браться.
1621 Прочтений • [Обзор на игру Total War: Shogun 2] [07.04.2012] [Комментариев: 0]