В семейную драму семейства Уэйд лучше не вникать, а просто принять её как есть, иначе мозг разогреется, потом расплавится – и тугими струями пробьётся из ушей, орошая испуганных тараканов и помоечных крыс. Укреплять причинно-следственные связи в японо-американском сериале F.E.A.R. (First Encounter Assault Recon) вообще опасно для здоровья, но если очень хочется, то можно заглянуть в источники или просто употребить мешок дельта-9-тетрагидроканнабинола и долго медитировать. Сюжет в F.E.A.R. не то чтобы окончательно бредовый, просто он не очень уж и важен, да и сами Monolith Productions, перекраивая игру по пять раз на дню, забыли или перепутали, где концы, а где вода.
После значительного для игровой индустрии 98-го года многие труЪ-фаги ожидали Blood 3 и возвращения вечно мёртвого живого трупа Калеба, а получили F.E.A.R. - красивый, амбициозный, кровавый, густонаселённый беспрецедентно умными (да, это были скрипты, и что с того?) ботами, но невыносимо скучный. Большая часть локаций была представлена размноженными офисами, офисами, офисами, офисами, опять офисами и ещё офисами, следует отметить, правда, что некоторое разнообразие вносили и офисы, разумеется. Конечно, были и склады и даже канализация, но от бледно-серой палитры под конец игры уже сводило сточенные под корень зубы. Вроде как интересное и напряжённое действо наскучивало уже после второй главы, а глаза и руки всё чаще тянулись в сторону консольного, но лучшего брата-близнеца - Condemned: Criminal Origins.
И всё же мы бесстрашно играли, пытались рассмотреть взрослые формы Альмы, любовались красочными спецэффектами и финальным взрывом, наслаждались жизненно важным reflex time (или же bullet time, или slo-mo) и охотились на шприцы-модификаторы и гранаты.
После бессмысленной виньетки с перетягиванием авторских прав (которая подарила миру крепких халтурщиков, познавших путь искупления*) выползла полноценная вторая часть со всей атрибутикой. Project Origin показался на голову выше предшественника, хотя оставил по себе больше вопросов, чем ответов, а главный козырь франшизы – ИИ – зачем-то расслабился. Напоследок Monolith выплюнул мутный DLC ко второй части (Reborn) – и отошёл в мир иной: в мир Ватмана и DC Comics. Нынче мастера кровищи и ужаса кропят над безобидной пародией на TF2 - Gotham City Impostors.
Третью часть франшизы WB отбросили на растерзание малоизвестным на ПК Day 1 Studios – и те вгрызлись в кости с небывалым остервенением, хоть и под суровым надзором родителей серии. Ирония судьбы в том, венценосный Blood изначально был разработкой 3D Realms, которую они сплавили одной безвестной студии…
August 26, 1979
Как было упомянуто, история в обеих частях франшизы – дело второстепенное и малозначительное. Однако в F.3.A.R. Day 1 Studios с какой-то фанатичной преданностью, на грани раболепия, выдвигают сюжет на первый, главный и единственный план. Они дотошно, по крупицам, собирают всю безумную семейку воедино (оставляя за бортом Алису – сестру Альмы, тётю Pointman’а и Пакстона Феттеля и без пяти минут свояченицу Майкла Бэккета) и расставляют наконец все точки над «i». Они разжевывают и кладут игроку в мисочку с бордовой каемочкой причины, знакомят с целой охапкой забытых персонажей и вяжут в тугой пучок события первой, второй и собственной части, выстраивая окончательную логическую цепь, не требующую дополнительных разъяснений.
История о сложных братских взаимоотношениях подстегивает внимание игрока от провисающего тюремного начала до неблизких, но расслабляющих титров; она развивается гладко, последовательно и обогащена жесткими роликами во время загрузок.
Бородатый Pointman возвращается в качестве игрового персонажа, и невинно убиенный Пакстон Феттель намертво прилипает к нему как в сингле, так и в кооперативном режиме. Собственно, Феттель и проявляет недюжинные ораторские способности, раскрывая гадкую подноготную недоброй корпорации Armacham Technology и безостановочно склоняя немого брата к семейному воссоединению.
Day 1 Studios преуспели там, где оступились Monolith: они внесли необходимое разнообразие и в декорации, и в повествование, кардинально сменив его курс, темп и стиль. Мясной action сменяется короткими эпизодами относительного затишья с мигающим фонариком и безликой кусающейся тварью. В эти редкие моменты разработчики невзначай напоминают, что сказ ведётся всё-таки о F.E.A.R., а не о приключениях по Бенуа Сокалю, и в полной безопасности Pointman может почувствовать себя только под крылышком у всемогущего младшего брата. Или в бронированных мехах, которые полноценно перекочевали из монолитного отчего дома.
Вне F.3.A.R. остались записки, автоответчики и проклятые офисы. В качестве неравноценной компенсации на суде игроков остаются богатое многообразие игровых площадок, гарантированно высокий уровень сложности и приятно вытянутая продолжительность.
Братья по пути к вечно молодой матери одолеют Латинскую Америку, проваливающиеся остатки Fairport’а, привычные американские трущобы, башню Альмы, галлюцинации, заливной аэропорт и - какой же Monolith без метро – метро. Перечень неполный и никак не отображает всех тех чудных мест, что будут истоптаны окровавленными сапогами семьи Уэйд, но, уверяю, чикагские черти из Day 1 Studios оборудовали широкий лаз для последующих частей.
Resident Evil meets F.E.A.R.
Первые цветные картинки вызывали уныние и недоверие, а невзрачные ролики только укрепляли всякие предубеждения*. Но стоит одолеть обучающую тюрьму – и игра преобразится. Глаза отказываются верить, что F.3.A.R. таки красив, хоть и не технологичен, а мозг беспочвенно пытается убедить, что F.3.A.R. неинтересен, хотя неотрывно заставляет тело сидеть у монитора, а пальцы – обеспечивать прогресс истории. Возможно, Day 1 Studios сменили приоритеты, но игровой процесс стал значительно привлекательнее и динамичнее. Они попытались выйти за рамки F.E.A.R., сохранив самое ценное, и им это совершенно точно удалось.
Наибольшие перетряхивания коснулись игровой механики. Да столь кардинальные, что иные преданные фанбои блеклого F.E.A.R. упоенно обещают, что F.3.A.R. – это вовсе никакой и не F.E.A.R., а всего лишь очередная любительская адаптация.
Балансируя на грани фола, Day 1 Studios удачно и ненавязчиво втолкнули систему (иногда разрушаемых) укрытий**, а вместо шприцов, улучшающих протагонисту жизнь и рефлексы, пристегнули его непосредственную прокачку. И не хлопайте глазами, получение каждого следующего уровня – дело кропотливое, хоть и радостное.
Регулярно на экране будут проявляться подсказки к достижениям, указывающие, что и как нужно исполнить, чтобы сорвать куш в несколько тысяч XP. Обращайте на них внимание, выполняйте их и становитесь смертоноснее (что особенно пригодится ближе к финалу). Да и сами достижения вносят яростное веселье в очень нестрашный action, чего фатально недоставало первым двум частям.
Идея скрестить быстрых зомби и антураж из линейки Resident Evil с аутентичными примочками F.E.A.R., кажется, обречена на провал. Но нет, она работает, и работает удивительно хорошо. Наблюдать, как боты без скриптов воют друг с другом, – удовольствие из приятных. А уж торговый центр, эффектно наполненный плазменными панелями и просто кишащий зомби, способен запомниться надолго.
Кстати, о птичках ботах: они традиционно неглупые, хотя и чудес не показывают: бросают гранаты, убегают от гранат, прячутся там, где можно спрятаться, норовят ударить в спину. Что характерно для серии – боты отпускают точные комментарии по поводу передвижений игрока, да и вообще довольно-таки болтливы, и их к тому же приятно слушать.
Добросовестно используя возможности движка, WB и своих голов, Day 1 Studios добились чистого и сочного звука как для оружия, так и для окружающего мира, кровавых спецэффектов с бесчеловечной расчленёнкой и нарисовали приятный, хоть и не выдающийся, саундтрек.
Дух соперничества, агрессивно культивирующийся в кооперативном режиме, непосредственно выливается в один из двух возможных финалов. Причём стили игры за Pointman’а и Феттеля прилично отличаются. Жаль только, F.3.A.R., как и предшественники, не вызывает ни одного из известных страхов и не играет на человеческих фобиях: к полтергейстам и Альме привыкаешь, а больше пугать, пожалуй, и нечем - чай, не Silent Hill.
F.E.4.R.
Day 1 Studios не сидят в шкафу - они открыто заявляют, что являются фанатами Monolith, и это многократно подтверждается их бережным отношением к исходному материалу. Они проделали колоссальную работу и всё-таки доказали что-то важное. Им на древнем скелете удалось нарастить кошерное мясо и заставить его двигаться вперёд. Они не дали F.E.A.R. истлеть и раствориться в убогих клонированных повторах, и, вероятно, нас ожидает нечто большее и лучшее, если WB получит денежное удовлетворение. Очевидно, Day 1 Studios – не Monolith Productions, но и в них может быть заложен огромный потенциал для роста и оккупации игрового Олимпа.
А F.E.A.R. 3… Играть, играть, играть в коопе, играть на максимальной сложности, проходить по-новому и ждать продолжения, конечно же. Нечасто нас балуют столь крепкими и интересными FPS. Пропускать не рекомендуется.
*Section 8: Prejudice – дешёвая, но очень неплохая игра, вобравшая в себя много доброго от соседей по жанру.
**Нечто похожее пытались сделать и сами Monolith Productions в Project Origin.
1424 Прочтений • [Обзор на игру F.3.A.R.] [07.04.2012] [Комментариев: 0]