Переход серии от одного разработчика к другому – всегда трагедия. Для как минимум некоторых поклонников цикла (достаточно вспомнить Fallout 3), ценителей жанра в принципе (Quake 4) или же самих разработчиков (Far Cry 2). К чему были все эти анафемы в адрес «неканоничных» дополнений к первой части за авторством Monolith, когда разработку триквела поручили практически неизвестной Day 1 Studios?
F.E.A.R. 3
Бойся, если можешь
Прогулки в боевых машинах получились неплохими.
Особенно когда один игрок сидит в роботе, а другой передвигается на своих двоих.
События F.E.A.R. 3 (как называется игра на сайте производителя) или, если угодно, F.3.A.R. (как написано на коробке) происходят спустя какое-то время после F.E.A.R. 2: Project Origin. Главному герою оригинальной части является его убитый брат, который дает понять, что «пора валить». Поинтмен, неизвестно когда схваченный силами злобной корпорации Армахем, не без помощи инфернального братца сбегает из тюряги. Цель у них одна: найти Альму и не дать ей… сделать то, что она собралась сделать.
Впрочем, для тех, кто прошел все предыдущие каноничные игры цикла, секретов в сюжете сценаристы не припасли. Мы повстречаем действующих лиц и оригинала, и сиквела, будем постоянно выслушивать комментарии возрожденного Феттеля… с которым как раз связан один из главных вопросов, который мучил меня всю игру: а события F.E.A.R. 2: Reborn? Что стало с безымянным клоном, в которого вселился Пакстон? В чем суть «возрождения», если он – бесплотный дух?
Дизайнеры отошли от милых страшилок в духе «сейчас краем глаза вы увидите нечеткий силуэт мертвой девочки» (хотя и такие сцены нет-нет да попадаются) и пытаются запугать толпами одичавших выживших после взрыва в финале F.E.A.R., бессмертной тварью, которая практически моментально отправляет в нокаут Феттеля, и кубическими литрами крови, которой раскрасили все возможные и невозможные поверхности в игре. Происходящее на экране в плане сюжета более всего подошло бы не самому плохому клону Silent Hill’а: псевдоглубокомысленные размышления Феттеля, помноженные на фрименовское молчание Поинтмена и общую сюрреалистичность происходящего, окончательно стирают грань, которую оригинал всё-таки не переступал. Между неплохой мистикой и откровенным бредом.
Вместе веселее
Главные действующие лица F.E.A.R. почти в полном составе.
Что они сделали с их... лицами?!
F.E.A.R. 3 явно ориентирован на двух игроков, так что для полноты ощущений имеет смысл сразу искать себе напарника и проходить игру вдвоем, даром что на средней сложности игра в кооперативном режиме пролетается за четыре часа. В это время входит просмотр заставок, походы за чаем на кухню и несколько необязательных смертей героев. На высшем уровне сложности игра становится ожидаемо сложнее, но традиционно читерское замедление времени – главная особенность сериала F.E.A.R. – теперь соседствует с не самой удобной в случае шутера от первого лица концепцией «прилип к укрытию – высунулся для выстрела».
Прилипать, конечно, никто не заставляет. Но из F.E.A.R. 3 пропали и полоски жизней, и аптечки, – всем теперь заведует всемогущая регенерация. О броне вообще лучше сразу забыть. Картина была бы неполной, если бы я не отметил тот факт, что теперь с собой можно носить только два ствола, – такой подход кажется особенно странным после того, как в сиквеле количество переносимого вооружения увеличили на единичку в сравнении с оригиналом. Никаких автоответчиков или ноутбуков тут нет: фактически весь сюжет проговаривается устами Феттеля. В общем, из неплохого шутера сериал окончательно превратился в банальный середнячок про монстряков. Первый F.E.A.R. славился честностью происходящего: никаких «расплат» за аптечку, респауна за спиной. Спустя шесть лет мы можем наблюдать бесконечно прущих буквально из стен собак и лезущих со всех сторон психопатов. Прогресс игрового дизайна – не иначе.
Играя вдвоем, можно примерить роль Поинтмена или Феттеля. Из особенностей первого можно отметить тот факт, что его замедление времени действует и на братца, что (несмотря на понятные технические ограничения) как бы намекает на природу всего происходящего, а второй орудует силами, неподвластными простому смертному. Например, вселяется во врагов. Так как всяческие шприцы из игры исчезли, для развития персонажей приходится получать «достижения» (убейте 30 врагов выстрелом из дробовика и т.п.), искать куклы, разбросанные по уровням, и взаимодействовать со специальными трупами: полученным от последних опытом можно поделиться с напарником (каждый игрок получит по 1000 очков) или же зажать всё для себя (жадина награждается 1500 очками). Уровни позволяют улучшать персонажа: например, прокачанный Поинтмен дольше находится в состоянии slo-mo. Прокачке можно было бы и не уделять особого внимания, если бы не одно «но»: хотя игру вы проходите в кооперации с другим игроком-персонажем, финал F.E.A.R. 3 зависит от того, кто больше отличился за время игры.
В лучших традициях
Большую часть времени приходится выбирать между дробовиком и двумя видами автомата.
Экзотика вроде гранатомета или пушки на скриншоте - большая редкость, обусловленная сюжетом.
Дизайн игры выдающимся не назовешь: фактически абсолютная линейность усугубляется потрясающей заштампованностью. Относительной изюминкой можно назвать лишь финальные уровни, да и то – не факт. Забегами по тюрьмам, трущобам и заброшенным супермаркетам уже никого не удивишь: из игры пропало нечто такое, что позволяло восхищаться отдельными локациями F.E.A.R. 2. Душа это или просто атмосфера – называйте как хотите. Но в сиквеле F.E.A.R. нам демонстрировали действительно сильные декорации, а триквел берет свое нахрапом: кровищей, кишками, разбросанным по уровням мусором.
Хотя графика хороша. Не технологична, но местами – очень хороша. Неожиданно F.E.A.R. 3 оказался достаточно красивой игрой. Завезли бы в Day 1 Studios партию непросроченных дизайнеров уровней – глядишь, и вызывала бы игра сплошь восхищение, а так… Первый раз в истории сериала отечественный издатель ограничился переводом субтитров. Лучи ненависти отсылайте в адрес "Нового Диска". Хотя в целом перевели неплохо, подобную скромность понять сложно. Особенно после в целом добротно озвученного F.E.A.R. 2.
Бесконечный У.Ж.А.С.
Армахем имеет технологию, позволяющую солдатам входить в стены и... выходить из них за спиной игрока.
Непередаваемые ощущения гарантированы.
Играть в эту игру можно (а поклонникам сериала даже нужно), но от былого восторга не осталось и следа. Противник не поражает интеллектом, повествованию не хватает глубины. Как и прежде, ценителям неплохой архитектуры уровней и ИИ надо играть в F.E.A.R., любителям достаточно крепких «современных» шутеров – в F.E.A.R. 2. Ее преемник не сделал для серии ровным счетом ничего: большую часть сюжета составляет пересказ Феттелем предыстории всего сериала, а «оригинальные» события триквела можно уместить в одной фразе без потери смысла или каких-либо сценарных тонкостей. Игре не достает качественного дизайна локаций, продолжительности и атмосферы. Впрочем, вменяемой концовки ей не хватает даже больше: в очередной раз история Альмы завершается многоточием. И чем больше этих многоточий в каждой новой игре серии, тем выше шансы, что настоящую развязку истории маленькой мертвой девочки мы не узнаем никогда.
P.S.:
В DVD-боксе с игрой лежит традиционно халтурное руководство пользователя - сложенный вдвое листок. Доколе?
1500 Прочтений • [Обзор на игру F.E.A.R. 3] [07.04.2012] [Комментариев: 0]