Жанр: Спорт, симулятор Разработчик: Epyx, Inc Издатель: SEGA Corporation Год выпуска: 1984 (1988) Платформа: Apple II; Atari 2600; Atari 7800; Atari 8-bit; Commodore 64; PC-88; SEGA Master System; Windows Mobile.
Если заглянуть в истоки компьютерных игр, то можно обнаружить, что симуляторы спорта были едва ли не первыми видеоиграми; достаточно вспомнить символизирующие теннис две палки, гоняющие между собой квадратик-мяч. Будучи популярными и востребованными, а также пользуясь преимуществом первого, спортивные видеоигры стали бурно развиваться, совершенствуя игровой процесс и графику. Хорошо вписались в мир файтингов бокс, реслинг и различные боевые искусства. Неплохо обстояли дела и у командных видов спорта: футбол, бейсбол, американский футбол, добавившиеся к ним хоккей и баскетбол и даже волейбол уже стали иметь чуть ли не линейки ежегодно выходящих релизов. Автомотогонки, гольф и экзотическая рыбалка - всё имело своё игровое воплощение. Не было только Олимпиады. Той самой, в которой мы бы хотели «всем рекордам наши звонкие дать имена». А Олимпиада, она, как известно, всему спорту и мать, и отец, и старший брат, и ещё круглое с зелёным.
Тем временем, в таких заботах и чаяниях, наступил 1984 год. Год проведения плановых XXIII Олимпийских Игр в городе Лос-Анджелесе. Реальных и скандальных. Скандальных потому, что Советский Союз, в ответ на бойкот США Олимпийских игр 1980 года в Москве, объявил ответный бойкот Олимпийским Играм в Лос-Анджелесе и подбил на подобные действия союзников из социалистического лагеря (отказались от бойкота только Китай, Румыния и Югославия), организовав международные соревнования под названием «Дружба-84». Данные игры не позиционировались как альтернатива Олимпийским и были проведены в другие сроки и поэтапно на территориях стран-участниц Игр. В этих Играх, кстати, участвовали не только спортсмены из стран, бойкотировавших Олимпийские Игры, но и из стран, в них участвовавших, которые отправили спортсменов, не прошедших квалификацию на Олимпиаду. Однако уровень этих двух масштабных спортивных событий существенно разнился - в некоторых видах спорта сильнейшие атлеты выступали на Олимпийских Играх, в других - на Играх «Дружба-84». Тем не менее, XXIII Летние Олимпийские Игры в Лос-Анджелесе стали ещё одной вехой в истории Олимпийского движения, явившись самым крупным и волнующим спортивным событием года.
Между тем благодаря и вопреки этим спортивно-политическим бурям уже к тому времени довольно известная на рынке видеоигр фирма Epyx выпускает не просто очередной свой хит, а настоящую мегаигру, созданную как раз по мотивам прошедшей накануне Олимпиады, попутно совершив небольшую революцию в жанре спортивных симуляторов, предлагая игрокам посоревноваться в олимпийских видах спорта, доселе в игровой компьютерной видеоиндустрии никак не представленных. Безусловно, компания шла на большой риск, выпуская такой неоднозначный продукт, но разработчики постарались на славу и результат превзошёл все ожидания. Благодаря оригинальным решениям и нетривиальному подходу к игровому процессу игра моментально стала популярной. Настолько, что по опросу читателей журнала Happy Computer получила звание Лучшей игры 1984 года. Популярность росла, в связи с чем стали появляться реализации игры для разных игровых платформ, отличавшиеся друг от друга графикой и различным количеством и видом соревнований. Позже всех опомнилась SEGA, выпустив данную игру для своей консоли Master System аж в 1988 году, но оно того стоило, поскольку именно данную реализацию можно считать лучшей по трём простым причинам: здесь самый адекватный и интересный подбор соревновательных дисциплин, здесь самое отзывчивое управление и здесь лучшая, вылизанная до блеска графика. И ещё один существенный плюс - в этой версии есть музыка! Озвучено всё, и подбор треков весьма оптимистичен. Собственно, эта версия оказалась и последней, если не считать реинкарнации игры для Windows Mobile в 2005 году.
Сюжет игры предельно прост, так как формируется игроками. Надо собраться весёлой компанией и поучаствовать в Летних Олимпийских Играх. Чтобы игры стали Олимпийскими, имеется церемония открытия, представляющая собой, как это принято на Олимпиадах, красочное шоу, посмотреть которое хоть разок непременно стоит.
Для успешного участия в соревнованиях настоятельно рекомендуется попрактиковаться в каждой из соревновательных дисциплин. Управление в этой версии хоть и самое отзывчивое, однако от идеального довольно далеко, поэтому приобрести кое-какие навыки явно не помешает. Соревноваться же предстоит в следующих видах спорта: прыжок с шестом, бег на 100 метров, гимнастика, представленная опорным прыжком, прыжки в воду четырёх видов и плавание вольным стилем на 100 метров. Чтобы участвовать в соревнованиях и фиксировать рекорды, необходимо записать своё имя и выбрать страну, которую есть желание представлять. Выбор невелик: США, Япония, Великобритания, Нидерланды, СССР, Китай, Греция и ГДР. Присутствие в списке команд СССР и ГДР можно объяснить тем, что игра начала разрабатываться задолго до проведения Олимпийских Игр и подразумевалось, что данные команды примут в них участие.
Прыжок с шестом
Довольно интересная в игровом плане реализация данной дисциплины с большим потенциалом. Выбираем высоту планки, длину шеста и прыгаем.
Для успешного прыжка необходимо вовремя оттолкнуться от земли при помощи шеста и вовремя и правильно оттолкнуться от шеста, чтобы перелететь планку. При кажущейся простоте занятие довольно увлекательное, тем более что техника прыжка совершенствуется, позволяя покорять новые высоты.
Бег на 100 метров
Ещё одна легкоатлетическая дисциплина, на этот раз суперклассика - спринтерский забег.
Сложно предположить, каким образом можно было решить задачу реализации геймплея для данной дисциплины, но решения, принятые в данном случае разработчиками, удачными назвать сложно. Управление сводится к быстрому поочерёдному нажатию двух кнопок, видимо, отвечающих каждая за свою ногу, что совсем не делает игру увлекательной и интересной. Однако этот просчёт никоим образом не повлиял на популярность игры, оказавшейся богатой на игровые находки.
Гимнастика
Гимнастика была выбрана спортивная, непосредственно - дисциплина, именуемая опорным прыжком. Сама гимнастическая дисциплина развивалась очень бурно, реализуя и совершенствуя весь заложенный огромный потенциал. Существует множество техник и приёмов выполнения опорного прыжка, и благодаря очень удачной реализации этой концепции в игре можно попытаться повторить приёмы мастеров, совершенствуя технику исполнения, что на самом деле не так-то и просто.
Суть игрового процесса сводится к следующему: после разбега необходимо вовремя оттолкнуться от пружинящей доски, опираясь на снаряд, совершить прыжок и, сделав задуманную программу в виде сальто и переворотов, чисто и безошибочно приземлиться. Победа в этой дисциплине даётся с большим трудом, ведь одна ошибка может привести к существенному снижению оценок, но играть всё равно безумно интересно.
Прыжки в воду
Ещё один пример удачной реализации игровых идей. Игрокам предлагается посоревноваться в четырёх видах прыжка в воду. Различаются эти виды лишь положением спортсмена относительно бассейна, лицом или спиной, а также направлением вращения - вперёд либо назад. Собственно, для выполнения зачётного прыжка необходимо оттолкнуться от трамплина, совершить сальто и перевороты и чётко войти в воду. От сложности программы и чистоты исполнения и зависят итоговые оценки.
Управление в данном виде соревнования выполнено блестяще и предполагает совершенствование техники выполнения прыжков, что, в свою очередь, не даёт ослабнуть игровому интересу.
Плавание
Плавание вольным стилем на 100 метров - классическая водная дисциплина. То, что представляет собой реализация данных состязаний в игре, иначе как ужасом и не назвать. Виновато, опять же, управление. Вернее, его некоторое отсутствие или чрезмерно вялое присутствие - тут уж кому как больше нравится.
Игровой процесс - проще некуда. По выстрелу стартового пистолета надо нырнуть и плыть к золотым Олимпийским медалям. Можно лихорадочно жать на все кнопки, а можно отложить джойстик в сторону - пловец не утонет, а будет дальше методично грести, лишь изредка делая судорожные попытки ускориться. То есть, по сути, соревноваться приходится эдаким Чапаевым, остановить которого может только пулемётная очередь, а ускориться мешает пулевое ранение в руку. Явный провал, конечно же, налицо, и, к счастью, разработчики сделали правильные выводы, не допуская такого в дальнейшем.
В целом, игра оставляет крайне положительное впечатление. Несмотря на имеющиеся ошибки и недостатки, положительных и приятных моментов в игре несравненно больше. Summer Games, как и вышедшая немного позже Winter Games, посвящённая уже Зимним Олимпийским Играм, заложила основы игровой концепции для спортивных симуляторов Олимпийских видов спорта: ведь, по сути, все выходившие позже игровые проекты подобного рода существенных изменений в реализации геймплея не претерпевали, отличаясь, может быть, только лучшим визуальным решением. Эта игра - настоящая классика, не потерявшая своей актуальности и поныне. Почему бы не организовать обеденные соревнования в офисе или в компании друзей? А для любителей старых игр это вообще из категории must play.
Попробуйте, и вы всё поймёте сами.
1266 Прочтений • [Обзор на игру Summer Games [SMS]] [07.04.2012] [Комментариев: 0]