Вы считаете, что для победы в войне достаточно построить правильные вертолеты/танки/орудия и применить их в нужное время в нужном месте? Как бы не так! Танк без поддержки пехоты - ничто. А группу вертолетов, которые, подобно всем известным кошкам, бродят сами по себе, проще простого расстрелять с земли из ПЗРК. То есть узкая специализация явно проигрывает полноте набора разносторонних групп. Тем не менее до последнего времени стратегии были чрезвычайно однообразны - никаких "жизненных" подразделений в них и близко не наблюдалось. И вдруг внезапно появился Axis & Allies, после которого стало ясно, что воюют все же не "группы пехоты, вооруженной автоматами", а мотострелковые роты, а штаб - это не здание, где покупают генералов, но руководящее обороной или наступлением здание. К сожалению, разработчики, чуть приблизив стратегию к жизни, по существу на этом и остановились. Однако это позволяет надеяться, что кто-нибудь заметит эту уже проторенную дорожку и последует за ними, расширив ее до шоссе и положив асфальт. Кто первый?
Экономика военного времени
Как ни странно, но войска нанимаются за самые обычные деньги. Ну вот не хотят бойцы помирать за свою Родину бесплатно. Есть в этом что-то странное, но придется играть по правилам разработчиков. Хотя есть еще куда более понятные топливо и боеприпасы. Но - обо всем по порядку.
Военная база здесь - это именно база в том понимании, какой она должна быть. То есть у вас есть штаб армии и штабы подчиненных подразделений. Штаб армии и плодит эти самые штабы помельче. Для этого достаточно потратить немного денег, и вы получите симпатичный грузовичок, который развернется в любом нужном вам месте в штаб подразделения. Никаких военных строителей, бульдозеров или экскаваторов - все здания разворачиваются из уже знакомых нам грузовичков. Однако в армейском штабе сидят не дураки, и они комплектуют свои грузовички согласно тому, что из них в следующий момент должно получиться. То есть, к примеру, грузовик штаба пехотной дивизии можно только развернуть в штаб, а потом продать, чтобы хоть частично вернуть деньги. Штаба танкового полка из него точно не получится. Кроме армейского штаба, штабов войск (пехотного, мотопехотного, танкового и мотопехотного) есть аэродром, оружейные и пункты снабжения.
Итак, с главным штабом мы почти разобрались. Он производит немного денег (видимо, Родна все же платит верным солдатам в армейскую кассу), некоторое количество снарядов и топлива. Кроме того, он порождает все остальные штабы и проводит некоторые улучшения. Штаб пехотной дивизии производит пехоту в любых количествах и всех вариантах и немножко денег, боеприпасов и топлива. Танковый, мотопехотный и десантный штабы похожи на пехотный, за тем исключением, что производят не пехоту, а, соответственно, танки, мотопехоту и десантников. Ну и любой штаб расширяет нашу территорию, позволяя строить все новые и новые здания.
Это интересно: в игре есть понятие территории. Только вот почему-то мне никогда не удавалось видеть вражескую территорию. Так что, похоже, территории пересекаются и все пространство одновременно и общее и ничье.
Еще одна функция штабов - пополнение численности войск. Для этого отряды прикрепляются к штабам и, в случае потерь, тянут оттуда свежих бойцов, как только выйдут из-под обстрела. Вот так, бывало, почти уничтожишь отряд врага, оставив от него последнего сбежавшего бойца. А через несколько минут этот самый отряд вернется на поле боя в полном составе. Причем откуда берутся ресурсы на пополнение - великая тайна. Видимо, в покрытый славой отряд люди идут совершенно бесплатно. "Дикий" отряд может быть разбит на смерть, без надежд на восстановление. Для того, чтобы прикрепить отряд к штабу, требуется немного - нажать на изображение "разорванной цепочки" внизу экрана.
Это важно: у каждого штаба есть своя эмблема.
Отряд, прикрепленный к штабу, несет ее на своем флажке. В то же время у "дикого" отряда никакой эмблемы нет. Ну, я думаю, вы поняли, кого надо бить в первую очередь? В разряд оружейных (depot) входят инженерная, моторная, артиллерийская и аэродром. Общая их функция - улучшать те или иные свойства ваших войск и давать те или иные ресурсы. Но, в отличие от штабов, оружейные дают только один из вторичных ресурсов (боеприпасы или топливо). Инженерная оружейная позволяет производить инженеров, улучшает все, связанное с добычей ресурсов или связанное с саперными работами. Артиллерийская улучшает минометы, орудия и (очень редко) артиллерийский огонь танков. Моторная оружейная нужна для открытия тяжелых танков, улучшает броню танков и их ходовые характеристики. Аэродром - немного необычная штука. Он не производит, а потребляет топливо и боеприпасы. Зато производит самолеты и здесь же можно улучшать те или иные их характеристики.
Для тех, кому вдруг будет не хватать боеприпасов или топлива, есть специальные склады топлива и боеприпасов. На них производится один из видов ресурсов в относительно больших количествах. Однако самое время сообщить пренеприятнейшую новость - каждое здание потребляет на себя 1 очко строительства. А их у вас всего 20. Однако выход все же есть. И явился он к нам в виде складов снабжения (supply depot). Они производят понемножку боеприпасов и топлива, зато в количестве не ограничены.
А теперь - куда все это добро уходит. Каждое подразделение потребляет некоторое количество боеприпасов и топлива. К примеру танку нужно и то, и другое. Если вам повезло обзавестись линкором или авианосцем на время десантирования, то он будет кушать топливо и боеприпасы, как целое стадо голодных танков. Зато простой пехотинец топлива не требует. Что кстати, очень странно. Я вот так думаю, что если дать пехотинцу хоть фляжку "горючего", то он много славных дел свершит. Ну да не об этом речь. Если снарядов и боеприпасов не хватает на все ваши подразделения - будьте добры платить им деньгами (видимо, солдаты сами купят все необходимое на черном рынке).
Это интересно: есть еще такая штука, как города. Они начинают платить вам деньги, стоит только подвести поближе свои войска. Видимо, солдаты популярно объясняют местным жителям, что с ними будет, если у защитников не окажется денег на пиво. Вот и платят. Но города непостоянны в своих взглядах на жизнь и норовят перебежать на сторону противника, как только тот приведет чуть большие силы, чем у вас.
Есть и еще один ресурс - "солдаты". Он определяет количество доступных для постройки подразделений. Зависит, разумеется, от количества штабов у вас. Пехотный штаб командует сразу 5 взводами, мотопехотный - 4, десантный и танковый - 3.
Солдат солдата в обиду не даст
Подразделения подразделениями, но комплектуются-то они из обычных солдат/танков/пушек. И вот об этих танках и пушках (и само собой - о солдатах) мы сейчас и расскажем. Да, не ждите тут технических характеристик войск. Дело в том, что если танки чуть-чуть и отличаются друг от друга, то японская пехота отличается от американской только принадлежностью к другой армии. Да и отличать эти самые характеристики трудно - уж больно много модификаторов, так или иначе улучшающих характеристики воинства, причем часто для получения какого-нибудь танка требуется провести улучшение, которое потом будет действовать и на сам танк.
Видов пехотинцев немного. Есть обычные пехотинцы, которые отличаются повышенной хлипкостью, дешевизной и тем, что строятся сразу всей толпой. Вооружены винтовками и гранатами, которые бросают во врага без дополнительных предупреждений. Следующими по списку идут пулеметчики. Очень странно, но стреляют они чуть лучше винтовок. Однако впервые вижу такой эффект, как очереди. Это означает то, что пулеметчик ныне не утыкается в одного вражеского бойца, подобно прирожденному сибирскому снайперу. Он водит стволом и попадает сразу нескольким врагам. Хоть и понемножку. Пулеметчик здоровьем пожиже обычного пехотинца. Но, учитывая то, что он обычно стоит в тылу, много здоровья ему и не надо (кстати, ко всем прочим специалистам это тоже относится). Гранатометчики умеют стрелять из противотанкового гранатомета. Запас гранат не ограничен, в силу этого они могут сильно подгадить противнику. Кроме того, при попадании их снаряда противника на секунду парализует. Да и пехоте перепадет (хоть и похуже, чем от пулемета). Минометчики стреляют далеко и по навесной траектории. Очень хорошо работают против бункеров, которые совершенно не могут им ответить. У большинства рас для них есть улучшение силы и скорости атаки. К пехоте можно отнести инженеров. Это пехотинцы, у которых отобрали гранаты, но выдали молотки. Умеют строить оборонительные сооружения (бункеры, зенитки и гаубицы) и чинить все домики, что поломали вредные враги. Есть еще десантники, которые отличаются от другой пехоты только наличием парашюта.
Бронированная техника начинается с бронетранспортера мотопехоты. Это тот же пулеметчик, только броня против пехоты посильнее. Ну и скоростью бронетранспортер не обделен. В случае чего - успеет удрать от разъяренных вражеских пехотинцев. Танки делятся на легкие, средние и тяжелые, но принцип здесь простой - чем танк тяжелее, тем он больнее бьет и медленнее стреляет и передвигается. Легкие танки хорошо подходят для захвата городов, разгона пехоты и преследования отступающего противника. Тяжелые, разумеется - танки прорыва. Их назначение - уничтожать противника.
Из артиллерии есть самоходные противотанковые орудия (один из лучших видов техники в игре, который запросто истребляет любые танки), гаубицы (очень дальнобойные орудия с крайне низким уроном), а также передвижные зенитки. Самоходные орудия обладают парализующим эффектом при попадании.
С самолетами все просто - есть бомбардировщики и истребители. Бомбардировщики только кидают бомбы, истребители - расстреливают вражеские бомбардировщики. Но истребители могут отвлечься и на вражеские зенитки.
По порядку рассчитайсь!
Думаете, то, что я перечислил войска - это все? А вот и нет - все только начинается. Теперь разберемся с конкретными подразделениями
Пехота
У каждого подразделения, кроме солдат, есть командир. Как правило, он отличается чем-то от остальных (у пехоты он бегает лучше - больше шансов сохранить взвод, удрав с поля боя) и представляет собой типичного бойца выбранных войск. То есть у пехоты командир традиционно пеший.
Разведчики. 4 пехотинца. Нужны в ситуациях, когда нужно быстро захватить города.
Это интересно: разведчики в пассивном режиме умеют быть незаметными. В силу этого можно провернуть следующую уловку - поставить разведчиков на краю города и забыть про них .Противник изведется, пытаясь понять причину, почему город по-прежнему остается в ваших руках.
Пехотный взвод. 6 пехотинцев и 2 пулеметчика. Обычно нужны в начале, когда для их производства ничего особенного не требуется.
Противотанковый взвод. 5 пехотинцев, пулеметчик и 2 гранатометчика. Для такого подразделения необходима моторная оружейная. Лучшее пехотное подразделение, которое не потеряется в любой ситуации.
Минометный взвод. 5 пехотинцев, пулеметчик, 2 минометчика. Для прямых атак не нужны. Если только при уничтожении вражеских бункеров пригодятся.
Инженерный взвод. 6 инженеров. Построить или подремонтировать нужно? Инженеры к вашим услугам!
Мотопехота Командир мотопехоты обычно разъезжает на бронеавтомобиле. Который быстро ездит и очень неплохо стреляет из пулемета.
Мотопехотный взвод. 4 бронетранспортера. Очень быстрое подразделение, которое выполняет задачи по захвату дальних городов. Быстрые рейды им тоже по силам. Ну и одинокую пехоту выкосить им только в радость.
Зенитный взвод. 4 зенитки. Специализированный взвод, который нужен, когда противник уж очень достает своей авиацией.
Противотанковый мотопехотный взвод. 4 бронетранспортера, 2 самоходных орудия. Некоторых рас (немцы, русские) - это прямо таки отряд победы. Уничтожить самоходки сложно, зато сами они противнику бока намнут очень серьезно. Против техники - самоходки, против пехоты - бронетранспортеры.
Артиллерийский мотопехотный взвод. 4 бронетранспортера, 2 гаубицы. Дешевый способ подгадить противнику, обстреливая издалека его позиции. Но - не рекомендую.
Механизированная пехота. 2 бронетранспортера, 1 средний танк, 4 пехотинца, 1 пулеметчик. Для чего нужна такая сборная солянка? Да не нужна, но для них вообще ничего не нужно и они могут строиться с самого начала.
Танки Командирский танк обычно тяжелее среднего, но не бывает тяжелым.
Танковый взвод. 3 танка. Бывают легкими, средними и тяжелыми (но японцам последние не положены). То, чем и выигрывают войны.
Зенитно-танковый взвод. 3 легких танка, 2 зенитки. Честно говоря - предпочту мотопехотный вариант. А это - не рыба, ни мясо.
Артиллерийско-танковый взвод. 3 легких танка, 2 гаубицы. Еще одно бестолковое подразделение.
Десантники Десантный командир невозможно живуч. Видимо для того, чтобы спасать своей жизнью честь подразделения.
Десантный взвод. 8 десантников. Похожи на обычную пехоту, но вместо винтовок автоматы, да и гранаты побольнее.
Тяжелый десантный взвод. 5 десантников, минометчик, 2 пулеметчика. Эти парни могут действовать в тылу врага без всякой поддержки - миномет в этом случае как раз помогает. А вот пулеметчики явно лишние - пользы от них даже меньше, чем от автоматчиков.
Каждой стране по генералу. Или по пять А вот с этого момента чувствуется сильное влияние Command&Conquer: Generals. У каждой страны есть уникальные генералы, которые проповедуют свои совершенно уникальные методы решения военных проблем. И это не говоря уже о том, что каждая страна обладает доступными только ей методами победы. Ну, в крайнем случае, доступными еще кому-нибудь. И естественно, отлично знакомые нам спецудары генерала, которые со временем восстанавливаются. Но, как известно, не все йогурты одинаково полезны. А уж генералы от них совершенно не отличаются. Самые же ценные - с оружием массового поражения. Вот их я отдельно и упомяну. Остальные же как бы просто для "массовки".
Это важно: если вы умудрились потерять свой армейский штаб - генерал может все поправить, отправив к вам новый. Но он никогда не сделает этого, если у вас цел старый. Двух армейских штабов быть не может.
СССР Русские славятся особой технологией, которая на 20% удешевляет строительство пехотных подразделений. Но есть еще и специальный пехотный взвод, вооруженный коктейлями Молотова вместо гранат. Очень дешево и замечательно против танков. Также отдача честь русским снайперам. В пехотных штабах можно создать снайперский взвод. Который, впрочем, выглядит, как насмешка - 4 пехотинца и снайпер. Снайпер страшно долго перезаряжается, но убивает наповал. Умеют прятаться в лесах так, что их вообще не найдешь.
Но самая красивая русская боевая машина - "Катюша". Их взводы аналогичны артиллерийским (гаубицы меняются на "Катюши") и по-настоящему полезны. Огонь ведут на более близкое расстояние, чем гаубицы, зато если накрывают какую-то площадь, то это практически насмерть. Пехота весело приплясывает в небесном огне.
Наиболее ценен генерал Чуйков со своей способностью ковровых бомбардировок. Вызываем дальние бомбардировщики и покрываем противника слоем тяжелых бомб.
США США отличилось тяжелой пехотой. Это подразделение из 8 пехотинцев, которые вооружены подствольными гранатометами. Ценна тем, что бросает сразу 2 гранаты (в отличие от 1 у обычной пехоты). Соответственно и урон посильнее.
Огнеметчики выступают в составе: 4 пехотинца, 2 пулеметчика и 2 огнеметчика. Они наносят сильный урон огнем, да еще и мораль портят более, чем существенно. Вот только стреляют недалеко и медленно. Но зато близко к ним никто не подойдет - поджарится.
Есть еще понятие морской пехоты, которая производится на американских линкорах, но они точно ничем от обычной пехоты не отличаются.
Отдельно стоит отметить самую сильную бомбардировочную авиацию. У них даже бомб больше, чем у остальных подобных бомбардировщиков.
Из генералов интересны Адмирал Нимитц с ядерной бомбардировкой (аналог ковровой бомбардировки, только урон намного больше, хотя и стоит дороже, мощный урон зданиям и продолжительный урон от радиации) и генерал Арнольд (ковровая бомбардировка).
Великобритания Великобритания славится своей пехотой, поэтому у нее много элитных пехотных подразделений. И первое из них - тяжелая пехота. В ее отряде 1 минометчик, 1 гранатометчик, 3 пулеметчика и 3 пехотинца. Желательно не создавать из них армию, а только использовать в качестве усиления к прочей пехоте. Ибо у них слишком много специалистов, у которых мало жизни.
Оригинальный отряд - пехотно-зенитный взвод. В него кроме 5 пехотинцев и пулеметчика входят 2 зенитки. А что - логично при их-то любви к пехоте.
Третий отряд пожалуй краса английских вооруженных сил. Это коммандос, входящие в состав десантников. Их отряд состоит из 6 пехотинцев и 2 снайперов, причем все бойцы отряда более жизнеспособны, чем их аналоги-десантники, а оружие у них куда мощнее. В тылу противника могут натворить немало дел.
Последний английский оригинал - огнеметный танк. Отряд включает в себя 2 легких танка и 3 огнеметных. Причем в игре нарисованы именно знаменитые
"Черчилли-крокодилы", но названы они огнеметными "Шерманами". Огромный урон и сильное снижение морали - страшное оружие против пехоты. Отряд интересен тем, что в нем получается аж 6 танков.
Самые сильные Монтгомери и Уавелл (естественно, ковровая бомбардировка), но интересен и Маунтбаттон с радаром (можно увидеть на миникарте положение всех вражеских войск).
Германия Немцы оказались обделены войсками в количественном отношении, но зато получили в качественном. Первая их технология - самоходная мина "Голиаф". 2 таких мины прилагаются к 6 пехотинцам. Отлично подрывают здания, чуть хуже технику. Отличное средство для штурма вражеской базы. Стоит только протолкнуть их к вражеской базе, как зданию наступит конец (6 "Голиафов" снесут даже армейский штаб). Важно только протолкнуть их сквозь вражескую оборону, ибо с пехотой "голиафы" не связываются.
Еще одно приобретение - сверхтяжелые танки. Организуются в стандартный танковый взвод. Эффект от них потрясающий. Насмерть.
Самыми ценными оказались самые малоизвестные фельдмаршалы. А именно Кессельринг и Рунштедт, обладающие Фау (похожа на ковровую бомбардировку).
Япония Японцы не имели во вторую мировую тяжелых танков. Для покорения Китая хватало и легких. Поэтому и в игре у них нет тяжелых монстров. Зато есть танкетки, которых в отряде аж 4 штуки. Причем нанять их можно и в танковом штабе, и в мотопехотном. Естественно, они быстрые, но весьма слабые (хотя и с неплохой броней). Но самое странное - вооружены они какими-то бомбами, которые куда лучше чем и пушки, и пулеметы.
Снайпера похожи на русских, так что не будем заострять на них внимание.
Зато у японцев есть пехота "банзай", которая бесстрашно пойдет на вражеские пули, даже не пытаясь сбежать с поля боя. У этих бойцов есть мощная взрывчатка, которую они используют против танков (разумеется, с самоубийством). У обычной пехоты 4 пехотинца и 4 "банзая", у десантников "банзаев" на 2 меньше.
Самые ценные - адмиралы Нагумо и Ямамото. У этих самых известных японских воителей есть такой спецприем, как камикадзе. А это фактически та же ковровая бомбардировка. Хотя Ямамото чуть посолиднее за счет того, что у него все спецспособности "рабочие".
Настоящая война? Как правило, вся война сводится к одному - уничтожить вражеский штаб прежде, чем противник успел "насмерть" закрепиться на позициях. Это основная стратегия, направленная на то, что без пунктов снабжения и штабов противник не сможет обеспечивать себя и его отряды будут безвозвратно гибнуть. Особенно это относится к морским битвам, которые заканчиваются сразу после потери штаба (противнику нечем кормить свои линкоры). Хотя о натуральном раше стоит позабыть. Обычно битва проходит следующим образом: создаются 2 отряда (основной и резерв), граница двигается поближе к вражеским зданиям (при помощи строительства своих), после чего проводится атака. Противник кидает свои отряды в ответный удар, а мы, побыв некоторое время в битве, отводим свои войска назад, под прикрытие резерва. Пока резерв сдерживает разъяренного противника, основное воинство отлечивается и снова готово вступить в битву. Хотя часто это перерастает в "бодание" на границе, когда сразу обе стороны встают в клинч и гоняют войска туда-обратно. При этом подразделения потерять почти невозможно - они все время пополняются призывниками, мечтающими о подвигах (и становящимися пушечным мясом). Опыт растет и все невероятно довольны. Проблема в том, что опыт растет и у противника, поэтому в нужный момент победы добиться будет еще сложнее.
Гораздо позитивней ковровые бомбардировки противника. Или обрабатывание его обычными бомбардировщиками. Только необходимо предварительно выбить все вражеские зенитки, дабы не понести потери среди вашей авиации. Даже ценой больших потерь. Зато результаты этой бомбардировки вас обязательно порадуют. Еще одним очень результативным финтом будет длительная атака противника с целью собрать его армию в кулак. Далее последует стремительный отход и ковровая бомбардировка. И можно добивать выживших. Результат неизменно гарантирован.
Ну а самая главная составляющая в любом войске - противотанковые войска. Как пехота, так и механизированные подразделения. Они, как правило, дешевле танков, зато способны противостоять самому разнообразному противнику, а не только ордам вражеской техники.
Не забывайте использовать специальные умения своих генералов. Хотя стоит отметить, что генералы здесь не продуманы и есть однозначно лучшие генералы, а есть однозначно худшие. Причем, как я уже говорил, лучшие - генералы с мощными авиационными ударами.
И еще одна особенность игры - формации здесь имеют значение, хотя похожи на многие другие игры. Просто разница между атакующей формацией и колонной настолько велика, что вы никогда не догадаетесь использовать тот строй, который совершенно не годится для конкретной ситуации. Колонна нужна именно для марша, а боевая формация передвигается со скоростью черепахи.
На что-то это похоже! Кампания в игре двух типов - обычная линейная в виде игры за союзников и за страны Оси. И кампания наподобие той, что была в Rise of Nations. То есть перед вами разложена карта, на которой расположены провинции и войска. Стран же при этом всего 5 (не считая нейтралов, которые в войну не вмешиваются). При этом во втором типе кампании (про первый рассказывать скучно, ибо он совершенно традиционен) войска представляют собой дивизии. И самый интересный момент в том, что вы сможете строить только войска, тип которых соответствует типу дивизий, атаковавших провинцию. То есть, если вы ввели в Китай пехотную дивизию - не надейтесь на танки в своей армии. А хотите еще одну бронетанковую - надо заплатить много-много денег. Эти же самые деньги можно потратить на различные исследования. В остальном кампания страшно напоминает уже упомянутую в Rise of Nations. За одним исключением - если армии противника некуда отступить с захваченной вами территории (вокруг нее ваша же земля), то она гибнет. Классический "котел".
Ну вот и все, что хотелось бы сказать об этой игре. И ее можно было бы назвать прорывом в жанре, если бы, скакнув шагнув одной ногой в реализм, она не застряла второй в типичных шаблонах RTS. Что ж, я жду продолжения под номером 2, в котором, может быть, мои мечты осуществятся. Тут есть с чем поработать.