Быть менеджером - круто. Вы только представьте: управляешь каким-нибудь крупным предприятием, строишь всех своих работников по линеечке и выдаешь им по шапке за малейшие провинности. Правда, менеджер обычно не наиважнейшая шишка и, когда на самом верху сочтут, что доходы маловаты, то можно будет экстренно начинать обучение управлению нищими на помойке. Так что работа эта, хоть и интересная, но страшно нервная. И лучше заниматься ей не в жизни, а в процессе игры на компьютере.
Итак, когда-то единственными менеджерами были футбольные. В ту же корзину можно было положить и "Sim City", но там нам особо управлять не давали, и город был сам по себе, а его жители - сами по себе. Однако прозвучало страшное слово "Tycoon" - и все завертелось. Управление железными дорогами, ресторанами, командами хулиганов и отрядами гладиаторов. И если уж нам доверяют управлять аттракционами, то почему бы не поуправлять зоопарком? Сказано - сделано. Впрочем, герой сегодняшнего рассказа отнюдь не был первым. Вышедший в 2001 году "Zoo Tycoon" уже успел обрасти многочисленными продолжениями и скоро грядет вторая часть. Но речь-то не о нем! И, поверьте мне, графика 2001 года никак не сможет сравниться с годом 2004. Поэтому встречаем нашего сегодняшнего ведущего управленца - "Zoo Empire"!
Учимся управлять
Не то чтобы управление было очень сложным, но, как во всяком менеджере, в игре полно всевозможных данных, а некоторые особенности управления приводят в безумнейший восторг. Вот о них-то мы и расскажем.
Начинается игра с простейшей статистики. А именно: по верхнему краю экрана идут показатели посетителей (сколько их в данный момент в зоопарке), количества животных, количества денег на счету, показатели удовлетворенности посетителей, животных и рейтинг зоопарка. Заканчивается все группой клавиш, ответственных за фотографии и видео (что может пригодиться только в учебной миссии) и миникартой с кучей фильтров и увеличением/уменьшением карты.
Более интересные кнопки - в нижнем углу. Первая отвечает за открытие и закрытие зоопарка, а следующая проводит в наш информационный центр, где можно узнать все о зоопарке. Первая кнопка информационного центра - менеджмент. В этом разделе можно открыть или закрыть зоопарк, назначить цены на входные билеты, тренировать подчиненных, оплачивать рекламу (на телевидении, радио, в газетах), заниматься прославлением отдельных животных, и брать и отдавать кредиты. Следующая кнопка - статистика, собираемая зоологом. Он доложит вам и о "звездных животных", и о том, кто в зоопарке сильнее, быстрее или популярнее, а также выявит причины недовольства отдельных гостей зоопарка или его постоянных обитателей. То есть вам не нужно гоняться за каждым животным, пытаясь выявить, всем ли оно довольно - можно только заглянуть на страничку общей статистики. Следом идет кнопка отчетов (reports). Нажав на нее, можно узнать о составляющих рейтинг зоопарка (и о том, какую из них следует подтянуть), о росте продаж (вплоть до последнего гамбургера), о доходах в виде цифр и графиков, и, наконец, о жалобах посетителей. На последнее нужно смотреть постоянно, так как жалобы посетителей - лучшая подсказка, как нужно далее развивать зоопарк. Чуть ниже идет кнопка заданий, пригодная только в кампании, где по ней можно узнать, что же требуется для успешного завершения миссии. Замыкает список кнопка исследований, которая позволяет нам назначить ученых для изучения новых видов пончиков или заборов.
Следом за информационным центром идет кнопка карьеры, которая в режиме кампании поможет вам вспомнить, сколько наград различного достоинства было получено вами в ходе кампании. Далее идет блок из трех кнопок, выдающих, соответственно, списки ваших подчиненных, животных и посетителей. Хотите узнать, кто чем озабочен и сколько у вас чего - жмите на эти кнопки. У всех этих списков есть возможность выбора приглянувшегося работника, посетителя или зверя. В правой части табло, отображающего выбранный персонаж, есть кнопки, позволяющие следить за ним от первого или третьего лица, либо получить какую-либо информацию о нем. В левой части списка есть единственная кнопка, которая переключает нас между 3 информационными окнами, и она-то как раз дает наибольшую информацию. Так, по переключению кнопки можно узнать о познаниях работника, его заработной плате (и тут же поменять ее), а также назначить ему задание, если он может выполнять несколько различных работ. К примеру, заставить бестолкового служителя, терпеливо засунувшего совок под хвост пумы, все-таки покормить бедное животное, которое никогда не сможет выполнить ожидаемое, так как вот-вот сдохнет от голода. Для животных можно посмотреть не только общее описание и требования к среде обитания, но и характеристики конкретного зверька. Посетители же... О, посетители позволяют посмотреть весь список благодарностей и жалоб. Отчего в самом начале игры, наблюдая за жалобщиками, можно исправить ситуацию с точным и конкретным приложением усилий. Внимательно вчитывайтесь в эти жалобы и благодарности, и гости зоопарка будут всегда ходить с облачком над головой, на котором изображена улыбающаяся синяя мордочка. Что означает одно - доволен до посинения.
Строго по центру расположена панель событий, по щелчку по которой выводится список о последних 50 событиях. А под ней расположена панель скорости игры и паузы.
Далее идет блок из 5 клавиш: редактор почвы, наем персонала, покупка животных и постройка вольеров и хозяйственных построек. Большинство из этих клавиш доступны для понимания, а вот пользование редактором почвы я все же немного поясню. Дело в том, что, выбирая почву при смене типа почвы в вольере (через панель животного), вы попадаете в панель изменения ландшафта. И на процесс изменения типа почвы надо переключиться вручную. Иначе вместо небольшого песчаного пляжа вы получите песчаную горку. Однако тут же есть клавиша отмены, которая позволит вам отменить то, что случайно сотворила дернувшаяся рука. Копание водоемов происходит при зажатой клавише Shift при включенном режиме изменения высоты почвы.
Зверюшки
Зверюшек в игре не так уж и мало - 34 основных и аж 7 крайне редких, которых старательно обещают за выполнение призовых заданий к миссиям, но отдавать не желают ни под каким видом. Тем не менее, этого количества вполне достаточно для того, чтобы запутаться, кто есть кто и что этим самым зверям надо. В свободной игре редких зверюшек увидеть совершенно нереально, даже если поставить ползунок открытий зверей на 100%. Только после прохождения кампании (она же карьера), состоящей из 20 миссий. Причем для того, чтобы получить особо редкого зверька в свободной игре, нужно, чтобы в процессе прохождения кампании у с трудом выбитых редких зверюшек уродился хотя бы один детеныш. Сразу скажу - задача непростая.
Еще один хитрый момент игры - возможность совместного обитания животных. Так, слоны могут ужиться друг с другом, но из-за крайне специфичных требований у каждого вида эти самые слоны вряд ли будут довольны соседством. И, тем не менее, в кампании будут задания, в которых нужно достичь некоторой степени удовлетворенности у животных, насильно поселенных в один загон. Что тут можно сделать? Вариант первый - расселить животинку по разным загонам и, добившись наивысшей степени удовлетворенности, вернуть животных обратно в призовые загоны. Вариант второй - продать старых животных (недовольных) и накупить новых, еще не успевших огорчиться от таких странных условий существования. Хотя зрители на такие симбиозы смотрят с неизменным удовольствием.
Каждый зверь отличается некоторым набором характеристик, которые и описаны в таблице (которая лежит далее по тексту). А теперь о том, что значит каждая из характеристик. Если у характеристик есть разброс, то у зверя могут быть любые характеристики в пределах этого разброса. То есть совсем не обязательно, что у какого-нибудь из ваших слонов сила будет больше 80. Но такая вероятность есть, и однажды народившийся слоненок ловким движением хобота выворотит забор, заставив служителей зоопарка ловить беглеца.
Итак, первый показатель - это редкость (rarity) (уж не будем упоминать о такой распространенной вещи, как цена). Чем реже животное, тем больше желающих посмотреть на него. И если к клетке с верблюдом может никто не подойти (и не потому, что он плюется), то к клетке с галапагосской черепахой будут выстраиваться длиннющие очереди. Сила (strength) животного определяет только то, какой крепкости решетку ему поставить. Злобность (fierceness) - особо злобные животные постоянно дерутся между собой, бросаются на решетку и игрушки, а вырвавшись на свободу, такие злыдни нападают на посетителей. Активность (activeness) - показатель жизненной силы зверюшки. Самые активные постоянно слоняются по клетке и ищут себе занятие, что не может не развлекать посетителей. Игра (playfulness) - необходимость для животных играть с игрушками или друг с другом. Все кошки в этом смысле вне конкуренции, а посетители это любят. С другой стороны, посетители любят и панду, которая может весь день спать в зарослях бамбука. И при этом панда чувствует себя отлично. Обучаемость (training potential) - влияет на качество и скорость дрессировки животного, позволяя самым умным выступать в звериных театрах. Продолжительность жизни (live expectancy) для всех животных различна (дл - длинная, ср - средняя, ко - короткая). Но можно сказать одно - не стоит обучать короткоживущих животных. Территория - рельеф местности, необходимый животным для того, чтобы они хорошо себя чувствовали (р - равнина, г - горы). Вода - процент территории, который должен быть покрыт водой. Разумеется, абсолютная точность тут не обязательна, и можно сделать озерцо как побольше, так и поменьше. Но на самую малость. Не забудьте только сгладить берега своего водоема, иначе, однажды забравшись попить, коала так навсегда и останется в своей лужице и помрет с голоду. Терпимость (privacy needs) - отношение животного к толпам снующих мимо клетки посетителей (д - все, в - ограниченная, н - плохая терпимость). Некоторые совсем не радуются, что очередь к их клетке напоминает очередь стремящихся попасть в мавзолей. Что отрицательно сказывается на состоянии животных. Разумеется, такие клетки следует располагать так, чтобы подход к ним был ограничен. Площадь - размер необходимой для животного территории (бо - большая, ср - средняя, ма - малая). И если для коалы жизненное пространство ограничивается пальмой и плошкой с водой под ней, то для слона нужно много места, чтобы разбежаться. Наконец, количество определяет размер группы животных в вольере (ст - стая, гр - группа). Так, для стаи необходимо, как минимум, 4 члена, и все будут только рады новому животному. В то же время у группы уже второй детеныш может оказаться лишним.
Хитрые мордочки
Африканский слон (African Elephant), азиатский слон (Asian Elefant). Вроде бы почти одно и тоже. И, тем не менее, даже не вздумайте помещать их в один вольер. Эти слоны совершенно непохожи друг на друга. Азиаты растут в условиях тропического леса и требуют много воды. А африканцы привыкли к постоянной нехватке жидкости и без особого удовольствия относятся ко влажному климату.
Американский аллигатор (American Alligator), нильский крокодил (Nile Crocodile). Крокодилы - они и есть крокодилы. Много воды и торчащие из нее глаза. Немного различаются ценой, но в целом - одно и то же. Посетителям очень нравится любоваться на этих свирепых хищников. Еще бы, когда их разделяет решетка!
Амурский леопард (Amur Leopard), сибирский тигр (Siberian Tiger), снежный леопард (Snow Leopard). Крупные азиатские довольно дорогие кошки. Способны обитать в одном загоне, если не учитывать совершенно различного отношения к влажности. Главное - чтобы было достаточно кошачьих камней, чтобы на них лежать, и столбов, чтобы точить о них когти. Запомните - на пару кошек нужен один кошачий камень.
Верблюд (Bactrian Camel). Простенькое животное, обитающее в пустыне. Желателен вольер побольше и группа из 4 верблюдов.
Черный медведь (Black Bear), бурый медведь (Brown Bear), белый медведь (Polar Bear). Как ни странно, но черный и бурый, имеющие много общих черт, замечательно уживаются с белым, но терпеть не могут друг друга. Впрочем, это понятно - более мелкий американец черный обожает поливальные машины, а бурый и без них себя неплохо чувствует. Однако что они оба собираются делать в вольере белого, у которого половина территории - вода, а остальное - снег и лед?
Черная пантера (Black Panther). У черных пантер всего одна претензия - плохое здоровье. Конечно, с гориллами в плане болезненности никто не сравнится, но не стоит покупать пантер, когда в вашем зоопарке еще только начли заниматься изучением болезней. Зато эти кошки не очень требовательны к предметам в вольере - посетители легко разглядят их среди редких деревьев.
Черный носорог (Black Rhinoceros), белый носорог (White Rhinoceros). Оба африканцы, носороги неплохо уживаются друг с другом. Только не забудьте приготовить для них очень большой загон, раз уж решили запихнуть этих животных в один вольер.
Зебра (Burchell's Zebra). Группа лошадок в полосатых купальниках. Неприхотливые и недорогие.
Гепард (Cheetah). Африканская хищная кошка. Воду особенно не любит, зато без деревьев жить не может. Ну, уж такие у нее требования к комфорту.
Императорский пингвин (Emperor Penguin). Очень непритязательные зверюшки, которые живут в своей ледяной пустыне громадными стаями. При этом неплохо размножаются и очень обижаются, когда лишних продают.
Галапагосская черепаха (Galapagos Tortoise). Завести дома черепаху более чем просто. Казалось бы - что в ней необычного? Только величина. Вот поэтому галапагосские черепахи стоят гигантских денег и привлекают толпы посетителей. Кстати, в воде они не нуждаются. Совсем не пьют, что ли? Но тазик все же поставьте.
Гигантский муравьед (Giant Anteater). Дешевое, безобидное, но и не слишком популярное животное. Но места много не занимает, а разнообразие создает. Однако учтите - специально ходить на него не будут, поэтому ставить муравьеда на окраине бесполезно.
Гигантская панда (Giant Panda). Ленивый поедатель бамбука. Может часами валяться среди кустиков этого растения, нежась в производимом техникой тумане. Некоторым таким сачкам и игрушки не нужны - только бы бамбук был на расстоянии вытянутой лапы. Но как их любят дети!
Жираф (Giraffe). Это просто вредители какие-то. В их клетку нужен целый лес, и непонятно, где они вообще гулять будут, когда (и если) вы туда-таки засунете этот лес. Лично мне это обычно не удавалось.
Бегемот (Hippopotamus). Обитатели болот Африки. Нужно меньше воды, чем крокодилам, хотя бегемоты преимущественно живут в воде, мало выбираясь на сушу. Зато жизнь без грязи для бегемота - не жизнь. И этот грязнуля пользуется огромным успехом.
Ягуар (Jaguar), пума (Puma). Американские кошки. Только ягуар - житель тропических лесов и любитель воды. Он даже рыбу иногда ловит. А пума - обитатель сухих равнин. Тем не менее, эти звери весьма неприхотливы и стоят относительно недорого (по крайней мере, по сравнению с азиатками). В отличие от азиатских кошек, страшно любят деревья. Еще бы - ветки под ними не ломаются!
Коала (Koala). Замечательные зверьки. Их можно даже не кормить - они объедают поставленные эвкалипты. Собственно, они спускаются с эвкалиптов только затем, чтобы попить. Коала без эвкалипта обречена на голодную смерть.
Ящер с Комодо (Komodo Dragon). Не верьте тому, что эти ящерки умещаются на небольшом пятачке. Их огромные камни требуют достаточного пространства. Кроме того, драконы очень медлительны, и для них будет не лишним поставить миски с водой.
Лев (Lion). Популярные звери, которые не требуют какого-то необычного ухода, при этом достаточно дешевы.
Мандрил (Mandril). Обезьяны в игре как-то обойдены. Их совсем немного. Зато как их любят дети! И как можно не любить развеселых мандрилов, которые стаями носятся по клетке? Единственная мандрильская шутка в том, что на каждую пару мандрилов положен своеобразный турник. Только вот зачем он им, если в упражнениях на нем мандрилы замечены не были? Прыгают они только по деревьям.
Страус (Ostrich). Имеют обыкновение сильно плодиться и, если вы вдруг надолго оставите страусов без внимания, то счастье ваших зверей уменьшится хотя бы за счет того, что страусы будут недовольны величиной собственной стаи.
Олень (Red Deer), северный олень (Reindeer). Олени дешевы и неприхотливы. Не стоит пытаться поселить их рядом - уж больно различные у них требования.
Кенгуру (Red Kangaroo). Одно из немногих животных, которое может ужиться с другим. А именно - с коалами. Ибо для кенгуру нужны эвкалипты, которые уважаются и коалами. А последние, как залезут на дерево, так им уже плевать на все с высоты. Зато стая кенгуру весело мечется по земле.
Сика (Sika). Самый редкий из оленей. Разумеется, заодно и самый дорогой. В природе обитает в Японии и Китае, но в нашем зоопарке может жить совместно с другими оленями.
Равнинная горилла (Western Lowland Gorilla). Редкая и интересная зверюшка, которая не любит толп около своей клетки. Да и не нужны ей толпы - стоит кому-то чихнуть около клетки с гориллами и она сразу же смертельно заболевает. Если хотите, чтобы ваши гориллы жили долго и счастливо - исследуйте сначала все возможные болезни и только потом заселяйте в клетки горилл.
Редкие звери
К большому моему сожалению, кампания достаточно велика и сложна, а редкие звери, хоть их и раздают по несколько штук за особые успехи в каждой миссии, так просто в руки не даются и намекают, что появятся в последней миссии (или даже после нее). Однако времени до сдачи журнала в печать остается немного, а миссий, которые предстоит пройти, чтобы наступило долгожданное окончание, еще предостаточно. Поэтому я могу только назвать имена тех, кто столь скрытно обитает в нашем зоопарке, и пообещать, что уже в следующем номере мы вернемся к игре и раскроем последние секреты, которые пока ускользнули от нашего внимания. А пока: индийский носорог (Indian Rhinoceros), зебра Греви (Grevy's Zebra), лошадь Пржевальского (Przewalski's Wild Horse), горилла-альбинос (Albino Gorilla), суматранский тигр (Sumatran Tiger), азиатский черный медведь (Asiatic Black Bear), китайский аллигатор (Chinese Alligator).
Сколько разных домиков!
Зоопарк - это не только звери, дорожки и ограды вольеров. Это многие и многие домики, урны и прочие необходимые в быту сооружения. А вот и список, что к чему.
Самые маленькие
Начинается зоопарк с таких простых вещей, как дорожки и ограждения. Первые, как ни выдумывай, дорожками и останутся. Потому и стоят, вне зависимости от внешнего вида, по 60 монеток. Ограждения, как ни странно, не для животных, а для (точнее, от) посетителей, чтобы не лезли туда, куда не просят. Стоят по 9 монет за сегмент; да, и не стоит надеяться, что они остановят слона. Еще можно вспомнить про деревья, которые улучшат самочувствие посетителей, но это уже дело третье.
А вот следующие мелочи, какими бы мелкими ни казались, к применению обязательны в больших количествах. Первыми из них идут автоматы: газировок (drink vending machine, 390 монеток), шоколадок и жевательной резинки (snack vending machine, 380), и банкомат (automated teller machine, 250). Первые два нужны в количестве 3-4 штук на клетку, банкоматов хватит и по 1 на 2 клетки. Это просто банальнейшие автоматы, в которых люди покупают что-то, просто проходя мимо. И посетители будут страшно недовольны, если долго не встретят на своем пути этих разноцветных ящиков.
Скамейки (large bench, 300) ставятся на широких прогулочных проспектах, чтобы удовлетворить пожелания гостей зоопарка отдохнуть. Мусорки (trash can, 250), несмотря на их дороговизну, ставятся в как можно большем количестве вдоль клеток. Иначе посетители, нимало не стесняясь, будут бросать мусор на землю, что может привести даже к забастовке уборщиков. Телефонные будки (telephone booth, 900) слишком велики и дороги, чтобы ставить их где попало. Но уж постарайтесь найти для них место на людных направлениях, и количество позвонивших будет столь велико, что возникает сомнение, знают ли создатели игры о сотовых телефонах. Фонари (lamp, 350) - привилегия широких и людных проспектов. Если вы не поставите фонарь около клетки муравьеда, то вряд ли кто обидится. Карта зоопарка (zoo map, 410) - необходимая деталь мало-мальски значимого перекрестка. Ибо бестолковые посетители без карт моментально запутаются и будут страшно недовольны. Столик для пикника (wood picnic bench, 900) желателен около крупных скоплений точек быстрого питания. Сами представьте, что лучше - есть на ходу или не торопясь сжевать свой гамбургер за столиком? Древесные скульптуры (bush, 800) и фонтаны (fountain, 880) только поднимут популярность зоопарка среди посетителей. А вот таблички с информацией о животных (exhibit sign, 450) поднимут счастье посетителей, которые будут знать, кого же нужно высматривать в клетке, мимо которой проходят. Вот увидите, около этих табличек моментально появятся любопытные. Жаль только, что эти таблички категорически не нравятся животным.
Вот и все про небольшие предметы. Однако величина компенсируется количеством - привыкайте к тому, что некоторые из этих вещей в вашем зоопарке будут исчисляться десятками.
А зрители недовольны
Но, как бы ни были важны мелкие сооружения, основное внимание посетителей все же достается не им, а крупным и дорогим зданиям, многие из которых надо еще предварительно исследовать. Но они все нужны в зоопарке, хотя бы и в единственном числе. Поэтому и рассмотрим их особенно подробно.
Офис (Staff office, 900). Здание, которое можно поставить куда угодно. Ваши работники уж как-нибудь доберутся до него. В первую очередь необходимо исследователям, которые занимаются здесь разработкой новых зданий, гамбургеров, напитков и т.д.
Туалет (Restroom, 500). После сытной еды или большого количества напитков посетители старательно ищут место, где бы удалить то, что получилось из этой самой еды в процессе переваривания. И почему-то никто не хочет уединиться в укромном уголке за пиццерией... Да, здесь не Россия, и при отсутствии туалетов гнев посетителей будет ужасным. А вы думали, что отдохнуть - это только на лавочке посидеть?
Магазин сувениров (Gift Shop, 1325). Один из основных источников дохода. Можно ставить везде, где идет более-менее приличный поток посетителей, даже прямо около входа в зоопарк. А уж как посетители радуются, потратив сотню-другую монет на покупку нескольких мягких игрушек, рекламирующих животных из вашего зоопарка!
Это важно: обязательно периодически (при появлении новых животных) заходите в магазин сувениров и разрешайте продажу сувениров, символизирующих животных. Автоматически это не делается, а именно эти сувениры обеспечивают львиную долю доходов от продаж.
Звериный театр (Animal Theater, 4200). Место, где старательно натренированные звери выступают. Выступают только звери, которые "прокачаны" на 100%. Будучи расположенным в правильном месте, приносит неплохую прибыль. В качестве побочного эффекта может перемещать зверей из одних клеток в другие (забираем зверя в театр и высаживаем в нужном месте). Также только театр может помочь вернуть на место сбежавшего зверя (огородите миниклетку: пойманного зверя и беглеца можно забирать). Есть и еще одно применение - спасение здоровых животных во время эпидемий.
Это интересно: очень оригинальную систему "бессмертия" продемонстрировали нам звериные театры. Короткоживущие животные в них замечательно существуют под надзором дрессировщиков. Но стоит переместить животных с пометкой old обратно в клетку, как они умирают, не сделав и шагу. Звезды на арене - в шоу навсегда?
Воздушный поезд (Sky Train Station, 15000), речные лодки (River Boat Station, 12000). Когда посетителям надоедает ходить по зоопарку своими ногами, они хотят разъезжать на лодках или кататься над зоопарком на паровозике. Особой популярностью пользуется именно паровозик. По крайней мере, очередь на него всегда забита до предела. Но и, если не будет хотя бы одного водного пути, народ будет жаловаться на недостатки зоопарка в области транспорта. Как правило, 2 паровозиков и 1 водного пути хватает, чтобы удовлетворить всех. Только если паровоз работает отлично всегда, то для нормальной работы водного пути нужно провести его хотя бы вокруг 4 клеток и поставить 4-6 мостов. Иначе будут постоянные жалобы на малое количество мостов, а на лодках будут кататься редкие богатеи.
Общепит. Сюда входит аж целых 8 "заведений": шоколадки и чипсы (Snack Stand, 600), напитки (Drink Stand, 620), гамбургеры (Burger Stand, 1015), соки (Fresh Juice Stand, 805), мороженое (Ice Cream Stand, 645), пицца (Pizza Stand, 1135), попкорн (Popcorn Stand, 660), хот-доги (Hotdog Stand, 885). Конечно, некоторые жадины могут быть сыты шоколадками, купленными в автоматах, но приличные посетители такой ерундой наесться не смогут. Поэтому и идут к ларькам, где кормят тоже по-быстрому, но уже посытнее. Правда, популярность этих заведений совсем неодинакова. Так, боевое первое место занимают продавцы соков, а второе место активно оспаривают торговцы хот-догами, прохладительными напитками и пиццей. А вот позорное последнее место занимают точки продажи попкорна и мороженого. Последнее особо удивительно - я бы в зоопарке купил именно мороженое. Но, тем не менее, лучше в своем зоопарке поставить хотя бы по одной точке любого типа.
Ресторан (Worldwide Food Restaurant, 2400). А это уже место питания высшего класса. Можно и не заходить во всякие дрянные закусочные, а сразу устроить себе отличный ужин. Честное слово, если вы поставите рядом ресторан и продавца гамбургеров, то последний однозначно и без вопросов проиграет. Но не стоит думать, что рестораны - панацея, и можно строить только их. Потребители найдутся в каждом ценовом классе, на один ресторан должно приходиться по 6-8 крупных точек и 2-3 десятка автоматов.
Стол справок (Information Center, 900). Только совершенно бестолковые управители зоопарков ставят стол справок около входа в зоопарк. Самоуверенные посетители никогда не пойдут туда с самого начала. А вот потом, вдоволь наблуждавшись, они с радостью рванутся к домику с знаком вопроса.
Стол находок (Lost and Found, 700). "Тут ничего не находилось?" - "А что, вы что-то потеряли?" - "Да нет, просто поинтересовался". Потрясающе популярное заведение. Народ постоянно что-то теряет. Никакой прибыли, но как повышается удовлетворенность посетителей, уже было простившихся с потерянными вещичками!
Обзорная башня (Binocular Stand, 1600). Вы можете представить себе ленивых людей в зоопарке? Вообще-то туда ходят для того, чтобы посмотреть животных, а не для того, чтобы посидеть в ресторане. Однако для полного счастья таких вот ленивцев есть обзорные башни, с которых можно при помощи мощного бинокля осмотреть сразу весь зоопарк. Если честно - этот домик вне конкуренции по популярности.
Медицинский пункт (First Aid Station, 1200). Очень немногие идиоты догадываются дразнить тигров, засунув руки в их клетку. Однако подвернуть ногу может каждый. Поэтому через некоторое время в разделе жалоб появится мягкое и настойчивое: "Зоопарки мирового класса обычно имеют медпункт". Одного на весь зоопарк вполне хватит. Просто, чтобы был.
Охрана зоопарка (Security Station, 1200). А вот этих зданий нужно много. Дело в том, что некоторые малолетние вандалы, хитро оглядевшись, ловкими ударами разламывают ваши автоматы. Но это еще можно поправить, зато куда хуже хулиганы, которые вытряхивают содержимое урн с мусором. Что не замедляет сказаться на самочувствии остальных посетителей и состоянии гигиены зоопарка. Поэтому, если хотите чистоты, нужно, чтобы вся территория зоопарка контролировалась вашими стражами порядка.
Очень интересны в плане дохода и удовлетворения посетителей специализированные дома. Нет в зоопарке обезьян и рептилий? Не беда - зайдите в один из таких домов, и вам расскажут все про обезьян, покажут фильмы, а заодно и предложат приобрести сувениры, связанные с этими животными. Всего же таким домов 4: обезьяний (Primate House, 2300), рептилий (Reptile House, 2500), амфибий (Amphibian House, 2400), морской (Marine House, 2300). Эти дома запросто можно располагать в одну линию - пусть уж проходят все подряд. Только не забывайте, что место должно быть людным. Иначе пользы от них не будет. И сначала все эти здания нужно исследовать.
Прокат и продажа фотокамер (Camera Post, 900), фотоателье (Photo Booth, 1000). Вроде бы - почти одно и то же. Ан нет, первое заведение намного популярнее. Хитрые посетители предпочитают сфотографировать все самостоятельно, а не пользоваться чужими фотографиями. Однако и вторые домики использовать можно. Но тут правило такое - никогда не ставить их рядом. Иначе фотоателье вообще не будет работать.
Научный центр (Education Center, 1800). Здесь любому желающему прочтут лекцию из доступного блока тем (можно исследовать дополнительные темы). Специально сюда никто не пойдет - все же необходимость знаний куда менее значительна, чем острая нужда в срочном походе в туалет. Но, проходя мимо, любой с удовольствием заглянет и просветится. А осознание собственной интеллектуальности сильно поднимает удовлетворенность от похода в зоопарк.
Кому тут увлажнитель?
Вы, наверное, ждете перечисления всех предметов, которые можно поставить в вольеры животных? А вот не дождетесь! Какой смысл от того, что я перечислю цены на все деревья? Все равно для лучшего самочувствия животных вам придется поставить все, что нужно в вольер. Не считаясь с тем, сколько стоит отдельное дерево или камень. Поэтому просто запомните категории товаров, которые предстоит впихнуть в вольеры: деревья, камни, ограждения вольеров, жилища, игрушки и приборы для коррекции состояния окружающей среды (увлажнители, снежные пушки). Как именно и в каком количестве использовать все это добро - смотрите дальше, в главе по созданию и обустройству вольера.
И куда мы без рабочих?
Зоопарк - это хорошо, но любое крупное сооружение ничего не значит без обслуживающего его персонала. И этого самого персонала много - универсалов нет, каждый занимается только своим делом. Итак, обо всех по порядку.
Это интересно: у каждого из работников зоопарка несколько свойств - 2 основных и несколько специальных. Так вот, основные - это умение управления и средний уровень всех способностей. Естественно, служителю навык управления не нужен. А вот средний уровень более показателен в плане способностей. Конечно, неплохо знать, что нанятый служитель просто чемпион в области уборки навоза, но может статься, что ему всю жизнь предстоит дежурить около вечно больной черной пантеры.
Служитель (Zookeeper). Основной работник зоопарка. Кормит и лечит животных, чистит клетки, ну, а уж если хитрой зверюшке удастся сбежать, то ему и ловить. Пути служителей неисповедимы и, если в одной клетке будет стоять двое служителей с совками, терпеливо ожидая, когда панда сотворит очередную кучку навоза, то к голодному верблюду может ни одного и не подойти. Так что не жалейте денег на зарплату служителей и нанимайте их никак не меньше 1 на клетку. А лучше даже набирать штат из расчета 1,4-1,5 служителей на клетку.
Уборщик (Groundkeeper). Как мы уже знаем, посетители зоопарка совершенно не желают следить за чистотой, и бросают мусор всегда и везде. Только вот потом эти странные люди очень расстраиваются, глядя на мусор под своими ногами. Даже урны через каждые пару метров не очень помогают исправить ситуацию - всегда найдется пара нерях, которые кинут мусор под ноги вместо урны. Вот для этого и нужны уборщики - не менее 1 на пару крупных клеток.
Ремонтник (Maintenance Worker). Вы думаете, что у вас нечего чинить? А автоматы по продаже шоколадок и газировки, телефоны и банкоматы? Всегда найдется криворукий товарищ, который неправильно засунет монетку. А некоторые вредители еще и кулаками стучат! Вот и приходится несчастным ремонтникам метаться по зоопарку, приводя в чувство ваши автоматы и телефоны. Впрочем, они могут заняться и обычными лавками, в которых посетители просидели дыры, а также клетками, штурмуемыми особо вредными животными. На зоопарк средних размеров вполне достаточно 2-3 ремонтников.
Менеджер оборудования (Facilities Manager). Ремонтник - он человек простой. Куда послали - там и починил. А кто его посылает? Правильно! Менеджер оборудования. Этот управленец ходит по зоопарку и направляет ремонтников к поломанному оборудованию. Но этим наш интеллектуал не ограничивается. В свободное время он изобретает новые ограждения для вольеров. На зоопарк необходимы 1, максимум 2 (для более полноценного управления).
Зоолог (Zoo Curator). У вас всего один зоолог? А теперь задумайтесь, почему сразу трое служителей восторженно наблюдают за крокодилом, а рядом стая пингвинов помирает с голоду, пытаясь дождаться хотя бы одного. Конечно, зоологи не только раздают задания служителям и обучают их тому, как работать лучше, но и изучают новых животных, но 1 зоолог на 4-5 служителей - оптимальное количество для того, чтобы ваши служители работали, а не ловили мух. В свободное время зоологи рисуют графики популярности, силы и прочих лидерств среди животных.
Ветеринар (Veterinarian). Узнать, чем грозят болезни животных и как их лечить? Нет проблем - этим занимается ветеринар. Правда, он мужик важный, и сам носиться по зоопарку, чтобы вколоть вакцину приболевшей горилле, не будет. Но зато с радостью научит ваших служителей не только тому, куда надо колоть лекарство носорогу, но и тому, как и чем правильнее этого самого носорога кормить.
Экскурсовод (Tour Guide). Эта миловидная девушка обычно передвигается к ближайшим клеткам и там объясняет посетителям возможные маршруты их передвижения по зоопарку. Вы уже подумали о том, чем же она лучше стенда с картой? Поверьте, лучше. Хотя бы тем, что уговаривает посетителей зайти в магазин сувениров и приобрести несколько игрушек, символизирующих тех или иных животных. Так что ставим экскурсовода поближе к магазину, дабы ни один посетитель не ушел безнаказанным. То есть - обязательно прикупил сувениров на все деньги. И банкомат, банкомат рядом поставьте - а то вдруг денег не хватит.
Менеджер обслуживания (Visitor Services Manager). В пиццерии всего 3 пиццы? Ничего, нас спасет менеджер обслуживания. А еще он откроет новые напитки, пищу, сувениры и здания, которые помогут выкачать еще больше денег из посетителей. Много исследований возложено на его крепкие плечи, однако менеджер не унывает и попутно дрессирует экскурсоводов, повышая качество их работы.
Научный директор (Education Director). Самый умный человек в зоопарке (не считая нас, конечно же). Разрабатывает научные программы, которые позволяют более эффективно тренировать животных. Эти же программы включают лекции о животных, которые так любят посетители. Ну и кому же еще, как не самому умному, учить всех? Вот и учит.
Как построить зоопарк
На самом деле зоопарк построить несложно. Даже с жалкими 50 тысячами местных евро. Это, конечно, если сразу же не ударяться с дорогостоящие и бестолковые проекты. Так, например, пара панд вам дорого обойдется во всех отношениях. Вот и будет стоять эта клетка, вокруг которой будут бродить недовольные посетители, требуя большего разнообразия животного мира. Вам это надо? Посадите лучше в клетки страусов, кенгуру и львов, и народ будет куда более доволен. А уж на накопленное можно и панд приобрести.
Сила в планировке
Первое правило любого зоопаркостроителя - спланировать зоопарк так, чтобы посетители попадали к хозяйственным постройкам, проходя мимо клеток с животными. Если поставить ларек с гамбургерами прямо у входа, то он будет простаивать - мало кто приходит в зоопарк голодным. А тот же ларек через 2 клетки от входа - неминуемая прибыль. Второе правило - никаких изгибов и закоулков в этих самых хозяйственных постройках. То есть - располагайте здания так, чтобы не нужно было заходить внутрь хозблока. Зато можно было обойти его вокруг. То, что стоит в центре - посещаться не будет. А теперь будем строить.
Вы, наверное, решили, что главные в зоопарке - звери, ведь вокруг них все крутится. А вот и нет - главными здесь приходятся ребята из службы безопасности зоопарка. Нет, посетители не затевают драк и не бьют друг друга по лицу. Но хватает злобных хулиганов, которые раскидывают мусор из заботливо поставленных вами мусорных ящиков. Последствия этого ужасны, и с ними не справится целая армия дворников. А ведь особо подлые товарищи еще и ломают торговые автоматы и воруют деньги у ваших торговцев. Поэтому оптимально сначала расставить офисы службы безопасности и уже потом на контролируемой ими территории планировать зоопарк.
Далее надо будет разметить будущий зоопарк. Для этого идеально подойдут дорожки, по которым можно сориентироваться в размерах клеток. А вот потом расставляйте вольеры и заселяйте их животными.
Для начала в зоопарке хватит самого минимума зданий - офис, туалет, научный центр и магазин сувениров. Таким образом, будут удовлетворяться самые распространенные пожелания посетителей. А уж рестораны и образовательные центры можно поставить и попозже, когда зоопарк начнет приносить прибыль. Однако не забудьте об автоматах, которые должны быть в достаточном количестве вокруг всех клеток (лучше всего ставить их напротив опорных столбов). То же самое относится и к урнам.
Обратите внимание на то, что не стоит строить только одинарные дорожки. В местах, которые изначально планируются, как основные пешеходные магистрали, дорожка должна быть двойная или даже тройная. Зато по центру таких дорожек можно ставить лавки и фонари.
Заранее продумайте места размещения хозяйственных зон. Дело в том, что денег на пиццерию или ресторан у вас вначале может и не быть. Зато, когда они появятся, может образоваться гигантский массив из одних клеток, в который уже невозможно что-либо встроить. Особенно это относится к большим зданиям типа паровозной станции.
Зоопарк можно открыть всего с 2-3 клетками. Но при условии наличия и правильного расположения всех зданий работать он будет отлично.
См. характеристики зверей
Вольер мечты
У нас не заказник, где звери стаями бегают без присмотра, а посетители испуганно рассматривают их из-за стекол автомобилей. Мы строим цивилизованный зоопарк, где зверь сидит в клетке, а гости зоопарка в полной безопасности прогуливаются за решетками, с довольным видом попивая содовую. Но хорошо должно быть не только посетителю, но и зверю. Поэтому создаем клетку по всем правилам.
Первое, что нужно сделать - огородить вольер согласно потребностям ваших питомцев. То есть - достаточную территорию соответствующими стенками. Медведь шутя разберет деревянный забор, неприступный для страусов, однако сдохнет в хорошо огороженной клетке, куда, кроме пещеры для жилья, вмещается только он сам. Простор нужен, однако. После того, как загон создан и огорожен, заселяйте его нужным количеством зверьков. Не забудьте сделать калитку, иначе служитель зоопарка не сможет войти к зверюшке и та сдохнет от голода.
Это важно: для слона разломать почти любой забор не проблема (позже можно открыть более прочные). Поэтому слонов мы помещаем в яму с отвесными краями, хотя края ее стоит огородить для безопасности посетителей. А вот к калитке будет вести единственная тропка - калитка выдержит.
Теперь щелкаем на зверька и открываем картинку, как на скриншоте. В левом верхнем углу есть кнопка, которая вынесет требования зверюшки к жилью в отдельное окно. И начинаем менять согласно выставленному списку. В этом самом окошке красным будут выделены строчки, которые отображают то, что нужно обитателям клетки.
Начинаем с самых крупных объектов и сразу же запоминаем - в центре клетки должно быть относительно свободное пространство для прогулок, но углы и края нужно чем-то заполнять. Иначе, при отсутствии нормальных проходов, звери будут умирать раньше, чем доберутся до нужного места. А служители будут кидать пищу в укромных уголках или на другом берегу озера, перегораживающего вольер. Как ни странно, но умирающие с голоду звери не будут переходить озеро - пить-то они не хотят.
Первым делом создаем водоем. Просто щелкайте по красной надписи и с зажатой клавишей Shift создавайте приемлемого размера лужицу. Кстати, надпись останется красной и в том случае, если вы сделаете несчастному коале бассейн в пол-экрана, когда ему нужно всего 10% воды. Это же применимо и к типам почв, много - не значит хорошо. Следом ставится пещера для животных. Если животные стайные, то одной пещеры им может и не хватить. Особенно, если вы собираетесь их размножать. Далее расставляйте вдоль стенок деревья. После них по углам расставляются приборы создания климата. С ними следует обращаться осторожно. Неправильно смонтированная снежная пушка будет бестолково присутствовать в клетке с белыми медведями, зато проходящие мимо посетители получат весь положенный медведям снег, по крутой дуге опускающийся на их несчастные головы. Если кто-то еще не догадался, что произойдет, то попробуйте провести этот эксперимент и вы станете очевидцем большого количества расстроенных гостей зоопарка.
Это важно: водоемы лучше делать вытянутыми. Чтобы напиться, звери полностью входят в лужицу. И если эта лужица, соответствуя по площади, короче, чем животное, то оно не сможет стоять там двумя ногами и пить, потому и скоро помрет от жажды.
После расставляются мелкие предметы - камни и игрушки. Последних нужно тем больше, чем больше животные любят играть с ними. Так, если для одной пары львов достаточно одного кошачьего камня, то двум парам нужно больше. Ситуация с камнями тоже непроста. Обычно вам предложат наполнить вольер самыми огромными (и, конечно же, самыми дорогими) булыжниками, что там милы сердцу зверюшек. Не поленитесь полистать список и вы обнаружите, что есть камешки того же типа поменьше и подешевле. А для того, чтобы удовлетворить обитателей клетки, достаточно выложить определенное количество камней.
Последний аккорд - заполнение территории нужными видами почвы. Конечно же, я совершенно согласен, что красиво подобранные сочетания почвы смотрятся приятней. Но... Короче, закрашиваем клетку полосками, начиная с самого объемного вида почвы. Причем, поскольку учитывается и территория под пещерами, то с этого края и начинаем.
В окошке требований зверюшки не осталось красных строчек? Можно отжимать паузу, вольер готов. Однако не забывайте, что с его обитателями может случиться что угодно, поэтому периодически заходите даже в самые надежные вольеры.
Лев должен сидеть в клетке!
Из чего складывается рейтинг зоопарка, та почти мифическая величина, которая отображает сумму всех характеристик?
Во-первых, из удовлетворенности животных, их многообразия и популярности животных. Наиболее значимый вклад здесь у многообразия животных, которое обеспечивается максимальным количеством видов животных в вашем зоопарке. Популярность же животных сама собой не растет, и за нее нужно платить. А уж будете вы при этом выделять какое-то конкретное животное или распылите сумму по всему зоопарку - ваше личное дело.
Во второй категории идут рейтинг внешнего вида сооружений, разнообразия зданий и предметов, и гигиена зоопарка. Рейтинг внешнего вида считается очень просто - чем дороже здание, тем, как правило, выше его рейтинг. Но это не значит, что нужно строить только самое дорогое: разнообразие зданий вносит куда большую долю в рейтинг зоопарка. Так что одинаковых урн налепить проще всего, только все же попытайтесь поставить урны всех видов. С гигиеной же зоопарка все совсем просто - не допускайте того, чтобы мусор валялся на улицах вашего зоопарка и все будет в порядке. С этой точки зрения уборщики важны, но без службы безопасности им совершенно не справиться.
Последний параметр по порядку (но не по значению) - удовлетворенность посетителей. Очень часто все в нее и упирается. Посетителя очень легко огорчить отсутствием любого из зданий (на что он тут же накатает жалобу), загрязненностью зоопарка, большой стоимостью входных билетов или малым количеством различных животных. Зато особенно радует каждое увиденное животное и катание на паровозике. Ну, а уж если на пути движения удалось встретить все, что хотелось, а особенно то самое животное, посмотреть на которое собирался наш гость зоопарка, то выражение счастья никогда не сойдет с его лица.
Это интересно: отреагировав на жалобы посетителя, не ждите мгновенной реакции. Что написано пером, то останется в архивах зоопарка до ухода кляузника. Зато минут через 15 игры, когда недовольные покинут пределы нашего заведения, можно будет узнать, все ли правильно вы сделали.
Вот такая карьера!
Кажется, сказано уже обо всем. Осталось только сказать о режиме карьеры. Игра здесь ограничена по времени и имеет конкретные цели. Причем делятся они на основные, дополнительные и поощрительные. Без первых просто не удастся выиграть. Вторые менее важны, и за них только получаешь небольшие призы. Третьи же - призы и подарки. Но! Выполнив все задания первой группы, вы автоматически побеждаете, при этом о призах, если их условия не выполнены, можно забыть. Так вот, если хотите получить эти самые призы, то совет такой: сразу выберите одно из основных заданий, которое станет "замком" к выполнению миссии, и отложите его до выполнения всех интересующих вас заданий. Таким заданием, например, может быть задание завести в зоопарке пару животных или провести конкретное исследование.
Еще один момент карьеры - наличие вашей аватары, выступающей в роли служителя. Однако научить ее ничему невозможно и придется успешно выполнять задания. Тогда за успехи вам будут улучшать отдельные показатели (часть из которых можно выбрать уже нас старте).
Ну, вот и все, что нужно было обязательно сказать. А пока стройте зоопарки, и стаи невиданных животных не замедлят явиться вашим посетителям.
1808 Прочтений • [Прохождение игры Zoo Empire] [26.12.2011] [Комментариев: 0]