Когда месяц назад состоялся релиз SimCity, по Сети прокатилось цунами народного гнева – глупые ошибки, требование постоянного подключения к Интернету и нестабильные серверы мгновенно разозлили поклонников. Топ-менеджеры Maxis вышли на публику с тазиком пепла и, уворачиваясь от комьев собственной же лапши, начали извиняться. Однако объяснить, почему в программном коде есть функция, завершающая игру через N минут при разрыве соединения, они не смогли.
Пресса, застигнутая скандалом врасплох, повела себя по-разному. Одни опубликовали превью, написанные по итогам короткого общения с «бетой», приклеив к ним восторженные оценки. Кое-кто потом спохватился, судорожно переписал текст и изменил баллы. Другие, напротив, разместили в разделе рецензий печальные истории про автора, не сумевшего залогиниться.
Хотя самое обидное – читать про цирк вокруг SimCity куда увлекательнее, чем возводить в ней города.
Интернет слезам не верит
Параноидальный механизм защиты от пиратов виноват в этом лишь отчасти. Справедливости ради скажу, что на европейских серверах я ни разу не сталкивался с проблемами даже в первые дни. Северная Америка – другое дело. Maxis, устроившая две фазы публичного бета-теста, призванного выявить предельную нагрузку, не подготовила сетевую инфраструктуру. Итог – многочасовые очереди на входе, падения кластеров, приостановка продаж SimCity на Amazon.com.
Принудительный онлайн – давно не новость (спросите владельцев The Settlers 7 и Diablo 3). Здесь у него три функции: «облачные» сохранения, защита от пиратства и «кооперативный» режим. Отогнать цифровых флибустьеров EA и впрямь смогла – SC до сих пор не выпустили в свободное торрент-плавание.
—
Пользователи Сети стали зубоскалить по поводу SimCity и Maxis в первые же дни после релиза.
Фокус в том, что годом ранее авторы клялись: SimCity нужен Интернет строго для первого запуска. Позже директор Maxis Люси Брэдшоу начала плести небылицы. Мол, игра на самом деле – без пяти минут ММО, а серверы частично отвечают за симуляцию жизни.
Бред, конечно. Если отредактировать пару строк в настройках, SC перестанет дёргаться насчёт Интернета. Жаль, «сейвы» не держит локально. Получилось некрасиво: раньше вы могли записать город в файл, провести эксперимент, потерпеть неудачу и откатиться к предыдущему состоянию, а теперь – нет. Онлайн ошибок не прощает. Хуже того – он и по сей день нередко гробит «сохранёнки».
2х2 = ?!?!
Волей-неволей порадуешься, что под застройку отвели очень скромный надел земли – жалкие 2х2 км. Потерять плод многодневных стараний было бы обиднее. А тут выходит, как ни пыжься, кусок райцентра с высотками. Уж на что мой родной Клин невелик, так и его не впихнуть в прокрустово ложе SimCity.
Ограничение, подобно медвежьим онлайн-услугам, высосано из пальца – разработчики просто хотели снизить минимальные системные требования. Графика тоже пострадала от усердной оптимизации – текстуры, эффекты и геометрия безнадёжно уступают Cities XL, выпущенной в 2011-м.
Вот так выглядели полностью застроенные карты в (слева направо) SimCity, SimCity 2000, SimCity 3000 и SimCity 4. Сравните их с тем, что Maxis предлагает теперь.
Начиная игру, мы выбираем одну из готовых карт, где отмечены несколько секторов 2х2, окружённых бесхозными лугами-лесами. В теории, именно за их счёт Maxis когда-нибудь повысит планку до 4х4. Если, разумеется, того пожелает. Отдельные места отведены под региональные проекты (крупный аэропорт, космодром, поселение под куполом или «солнечная ферма»), которые соседи строят сообща, выделяя рабочих и материалы.
Терраформинг остался в прошлом за компанию с метро и сельским хозяйством (да что рельеф – нельзя передвинуть хотя бы федеральную трассу, с подключения к которой начинается строительство). Умельцы изменили его «хаком», но перенимать их опыт я бы не рискнул – Maxis считает это нарушением правил.
К дорогам нынче привязано всё. Оттолкнувшись от шоссе, мы ведём улицу, размечая по бокам зоны под жилые, коммерческие или промышленные здания. Прокладывать ЛЭП и водопровод не надо – их заменяют асфальтовые артерии. Дороги влияют и на плотность застройки. На авеню с регулируемыми перекрёстками вырастают небоскрёбы, вдоль грунтовок – хибары «дачного» типа.
Раскрасив и расчертив мир, мы врубаем максимальную скорость и наблюдаем, как под приятную музыку Криса Тилтона вырастают домики. В такие мгновения забываешь о море изъянов – больно медитативное зрелище. Что 14 лет назад, что сегодня. Виртуальный город – всё-таки живая среда, реагирующая на наши решения. Копы ловят бандитов, население ездит на работу в соседние области, предприятия разрастаются или хиреют…
При том, что картинка – далеко не хай-тек, в мелкие детали вложено немало труда, будь то анимация заводов и фабрик или граффити, постепенно покрывающие стены домов в неблагополучных районах. Имитация шифт-объектива, «замыливающая» передние и дальние планы, придаёт ощущение игрушечности.
Вдали от тропиков
Помимо «самостроя», в SimCity есть несколько десятков уникальных зданий, которые мы разблокируем, выполняя всякие условия (численность населения и т. п.). Многие из них – модульные, их можно дополнять в редакторе, напоминающем о Spore. Например, добавить корпус к школе, колокольню — к пожарной станции, отраслевые управления — к мэрии, расширить гаражи для карет скорой помощи рядом с больницей и т. п. Шлёпая такую постройку, надо обращать внимание на голубые точки, подсказывающие, куда втыкать аддоны. Позже, правда, вы обнаружите, что капризные модули не всегда встают там, где положено.
Крохотная площадь вынуждает заранее думать не только о расположении трасс, но и о специализации: добыча полезных ископаемых, тяжёлая промышленность, туристический рай, научный центр… Хоть «спальник» делайте, были бы поблизости города, дающие населению и бизнесу то, чего у вас нет.
Жизнь мэра облегчают инфографические слои. Они показывают стоимость земли, криминогенную обстановку, ситуацию с водоснабжением, общий уровень счастья – тонны важных сведений упакованы в стильные колонки, разноцветные пятна и россыпи значков. Статьи доходов и расходов аккуратно перечислены в отчёте, где, не отходя от кассы, разрешают поиграться с налоговой ставкой.
Но, несмотря на иллюзорную глубину, SimCity заметно проще, чем, скажем, Tropico 4. Карибский диктатор держит руку на пульсе внешней политики и настроений в обществе, нанимает и увольняет персонал, назначает министров, выбирает, на каких скатертях подают завтраки в его любимом бистро. Здесь на такой микроуровень не залезают, да и ни к чему он.
Разбитый GlassBox
Как вскоре понимает градоначальник, головную боль вызывает совсем не бюджет. В SC, точно в России, две беды — дураки и дороги.
Самый востребованный режим инфографики — схема пробок, неизбежно возникающих из-за примитивных алгоритмов поиска пути. Игроки решают эту проблему разными способами. Кто-то штампует сетку на манер Филадельфии – практично и уныло. Другой вариант – огромная спираль, благо в SimCity впервые официально позволили изгибать трассы.
Третий выход из ситуации — парадоксальный: избавиться от светофоров. Поскольку ДТП не моделируют, пробки быстро исчезнут. Заодно вы не увидите такого глупого зрелища, как полицейская машина с мигалками, терпеливо ждущая зелёного сигнала, или пожарные, пролетевшие мимо пылающего химкомбината на спасение чьего-то бунгало.
—
Опять промахнулись. Частое явление в SimCity.
Вообще, «агенты» движка GlassBox Engine, отвечающие за перемещение чего бы то ни было – воды, отходов, жителей, автомобилей, поездов, электроэнергии – корявы и после восьми патчей. Слова о том, будто за любым жителем можно проследить – честные, но, увы, ИИ в SimCity не ночевал. Игре плевать, где граждане работают и живут. Вечером каждого дня из автобуса вываливается толпа и дружно прёт в первый попавшийся дом. Нет, это не аллюзия на «резиновые дома» Подмосковья, а чересчур тупой алгоритм.
Иногда безмозглики водят хороводы вокруг зданий. Что ещё печальнее, точно так же «глючат» нематериальные «агенты». Район остался без света? Электричество заплутало, болезное, в другом квартале…
Гримасы ущербной логики портят удовольствие там, где, казалось бы, все должно быть нормально. Если вы отгрохали дорогостоящий университет и чешете голову, пытаясь узнать, почему посещаемость на нуле – знайте: симы, оказывается, не любят ходить на учёбу пешком!
—
«Пожарные готовы выехать по вызову», — сообщает всплывающее окно. Ну да, ну да.
Или, допустим, внезапная потеря ресурсов при пересылке соседям. Отгрузили 130 тонн воды, а прибыло 90. Настроили отправку мусоровозов, но никто не приехал. Сим-Навального на них нет! Кстати, для пересылки, если человек играет в одиночку за весь район, нужно переключаться между городами. Раздражает.
Что же до игры в онлайне – смотря на кого нарвётесь. Есть высокий риск встретить бургомистров, которые забросят своих подопечных (и я их не виню, учитывая, сколько в SimCity болячек!). Или окажутся из рук вон плохими хозяйственниками.
Города без будущего
Грустно смотреть на эти очаги цивилизации, разделённые километрами ничейной территории. Некоторые умудряются художественно застроить вверенный им клочок, только за вечер фантазия упирается в белую пунктирную линию. Не зря обе публичные «беты» ограничили 60 минутами. Ибо, когда город готов, делать в нем особо нечего, кроме как взирать на псевдожизнь с её причудами и условностями. Или разрушить и возвести с нуля, похоронив экономику. «Раскрыть» катаклизмы, чтобы наслать смерчи, огнедышащую рептилию, НЛО, метеориты, землетрясения и зомби-апокалипсис.
А затем занять следующий квадрат 2х2 и сотворить ещё один микрополис, опробовав другую специализацию. Либо вовсе обойти эту SimCity стороной – древняя SimCity 4 с модами даёт в разы больше возможностей.
Впрочем, EA осознаёт, что пациента нужно лечить. Проблемы вроде стихийных пробок и пропажи ресурсов вполне поправимы. Куцый масштаб, злобный DRM-цербер и поддержка модов (которой, ясен день, не пахнет) – вопросы посложнее, они в равной степени технические и политические. Пока неясно, как их воспринимают в Maxis. Летом я вернусь к этой теме и навещу SC вновь.
Между тем, сейчас нам уже вовсю предлагают первый спонсорский DLC — электромобили и зарядочные станции Nissan. Экологично и актуально, но не того ждут от студии.
19119 Прочтений • [Рецензия на SimCity] [20.06.2013] [Комментариев: 0]