BioShock Infinite – один из тех шутеров, которые толком не обсудить с друзьями, пока что не видевшими финал. Стоит заикнуться про любопытную реплику или отсылку, сразу кто-нибудь восклицает: «Эй, я ещё в самом начале!». И разговор переходит на обсуждение графики. Потому как сюжет здесь – самое главное, и раскрывать его повороты нельзя.
A new day in the old town
Хотя история сыщика Букера Девитта, попавшего в летающий город Колумбия, чтобы спасти девушку по имени Элизабет, вряд ли удивит бывалых любителей научной фантастики. Когда события примут совсем невероятный оборот, правильная догадка насчёт подоплёки непременно посетит голову, но вы её отбросите как чересчур очевидную.
Однако путешествие куда важнее развязки, и BioShock Infinite не разочаровывает. Кен Левин и сотоварищи спрятали банальную концепцию под слоями яркой НФ-мишуры и разбросали десятки забавных намёков. Искать их и строить теории — вполне себе развлечение. Мало какой из нынешних экшенов предлагает хоть немного поразмыслить над происходящим.
Продолжительность тоже на редкость нормальная – часов 12-13, если не осматривать каждый угол в поисках аптечек, снаряжения, денег и аудиодневников. Благо авторы не подгоняют нас палками – напротив, позволяют не спеша погулять по улицам небесного города, насладиться видами, обшарить комнаты, послушать беседы прохожих и прекрасные «каверы»-анахронизмы (например, вот и вот). Конечно, о «песочнице» речь не идёт, но дорогу в уже изученные районы перекрывают нечасто и всегда предупреждают в «точках невозврата».
Back to where you’ve never been
Пусть этот город-утопия не покоится на дне океана, а парит в облаках ванильного цвета, и вместо безумных мутантов нам досаждают держиморды и пролетарии, ощущения – такие же, как от первой BioShock. Irrational Games сохранила старую формулу, упростив попутно некоторые элементы.
Плазмиды, наделявшие персонажа способностями, поменяли название и принцип действия (тогда они переписывали ДНК, вызывая зависимость, теперь меняют человека на квантовом уровне без привыкания). Огонь, электричество, стаи кровожадных ворон, телекинез… «Чар» всего 8 штук, но некоторые умножают урон в сочетании. Запуская «заклинание», можно удержать кнопку мыши, и герой вместо броска установит мину-ловушку.
Апгрейды усиливают эффект. По паре – для каждого таланта и по четыре – для каждого вида оружия. И если у суперумений есть оригинальные бонусы, то в автомате, улучшающем «стволы», лежат сплошные модификаторы на урон, размер обоймы, скорость перезарядки и проч. Практично, но скучно и гораздо банальнее, чем в BioShock. Ведь в Infinite нет разных типов боеприпасов для одного пистолета, агрегатов «U-Invent», где мы собирали редкие вещи из запчастей, и опасной охоты на «сестричек», добывающих ADAM.
Пассивные бонусы (тоники) переделали в предметы одежды: шляпу, жилет, ботинки и брюки. Они, например, дарят 70% к максимальному количеству патронов или шанс воспламенить противника в рукопашном бою. Увы, аксессуаров немного, посему муки выбора вам не грозят (владельцам Season Pass и подавно — им по прибытии вручают отличный набор).
А вот крюк-пропеллер, с помощью которого герои ездят по рельсам, соединяющим острова, оказался на деле не таким интересным. По-настоящему открытого мира нет, и воздушные трассы существуют исключительно там, где велит сценарий. Или в некоторых сражениях, чтобы Букер смог ловко улизнуть от врагов, сменить огневую точку, перелетев на ярус выше/ниже, или, улучив момент, рухнуть на злодея с высоты.
Устройство особенно пригодится на сложности «Hard» и «1999 Mode», где полоска здоровья и запасы патронов убывают с пугающей быстротой. Собственно, тем, кто ценит перестрелки не меньше повествования, советую сразу начинать с «Hard». Хотя чем жарче и опаснее стычки, тем сильнее раздражают неудачно расставленные «чекпойнты», порой отбрасывающие на 10-15 минут назад. Уж могли бы и не жадничать, коли решили обойтись без «квиксейвов».
Зато «хакать» механизмы, ковыряясь в утомительной задачке, больше не нужно – молекулярная магия ненадолго превращает турели в союзников, а торговые автоматы тотчас выплёвывают кучку монет. Срабатывает фокус и с живыми врагами, причём беднягам так глубоко промывает мозги, что, подсобив Букеру, они сводят счёты с жизнью. Кто дубинкой раскроит себе череп, кто прострелит сердце дробовиком. С жестокостью, ежели кому любопытно, в Infinite все в порядке. Иногда головы слетают c плеч, будто их вытолкнуло пружиной. Рейтинг «18+», как-никак.
There’s more than one of everything
Высокий возрастной ценз игра заслужила не только за сцены насилия, но и за поднятые авторами темы. На сей раз, помимо классовой борьбы, BioShock затронула сегрегацию и слепое поклонение религиозным идолам. Колумбия лишь с виду райское место. Под яркими открыточными пейзажами скрывается гнилое полицейское государство. Его правитель Комсток, «великий пророк» и «отец-основатель», создал вокруг себя культ, переписав ради этого страницы новейшей истории. Здешняя элита, лениво загорающая на искусственном пляже, ничего, кроме омерзения не вызывает – расизм и ксенофобию тут прививают с младых ногтей.
Впрочем, подобно пропагандистской машине Колумбии, вдалбливающей слоганы про бдительность и патриотический долг, сценаристы учат уму-разуму не очень тонко, да ещё и по обкатанной схеме. После тура по кварталам, где живут сливки общества, Букера отправят в трущобы и фабричный комплекс — там тысячи рабочих за гроши куют чужое буржуазное счастье. Но если в BioShock мы наблюдали последствия междоусобной войны, то здесь увидим полный цикл революции, от первых всплесков недовольства до мостовой, заваленной трупами.
И чувства изоляции, привычного для игр Irrational, нет. Девитт бродит по Колумбии и общается с людьми, а не слушает монологи по рации, как Джек из BioShock. Плюс, его сопровождает замечательная помощница. Элизабет – не шаблонный NPC, за чью жизнь мы должны трястись всю дорогу, и врагам на неё плевать. Она меж тем подкидывает аптечки, патроны и деньги, взламывает замки, ставит раненого Букера на ноги и, стоит попросить, материализует оружие и автопушки через пространственно-временные разрывы. О да, эта «сестричка» в бело-голубом платье – далеко не обычная девушка! Вот уж вопрос, кто кого оберегает.
Охмуряя прессу на выставках, разработчики сравнивали Элизабет с Аликс из Half-Life 2 и не преувеличивали – наша спутница легко поспорит с мисс Вэнс за звание самой обаятельной. Экспрессивная мимика, отличная анимация, интересный характер, хороший ИИ. Как по мне, лучше один такой персонаж, чем отряд манекенов с модельными чертами лица и лоснящейся кожей. Сумеет ли превзойти её другая Элли – та, что из The Last of Us?
The no-brainer
BioShock Infinite, что бы ни обещал Кен Левин, — отнюдь не штучный продукт с уникальной концовкой. С другой стороны, до чего же докатилась современная игровая индустрия, что добротный шутер, который не держит игроков за безмозглую массу, подают и принимают как откровение в жанре…
2738 Прочтений • [Рецензия на BioShock Infinite] [01.04.2013] [Комментариев: 0]