Metal Gear Rising появилась на свет в муках. В Kojima Productions никак не могли понять, что делать дальше с бесконечным сериалом Metal Gear. Думали даже отправить игроков на поля сражений Второй мировой, пока не пришла мысль получше. Японцы решили посвятить проект Райдену: не женоподобному агенту, взбесившему фанатов во второй части, а ниндзя-киборгу, которым он предстал в MGS4.
Рыцари плаща и катаны
Обычного слэшера подопечным Хидео Кодзимы было мало — им требовалась сверхидея, и впервые её показали миру в ролике с E3 2010. Авторы обещали возможность наносить удары катаной в любой плоскости, с одинаковой легкостью разрубая и арбузы, и вражеских солдат.
Техническая демо-версия с риторическим вопросом: «В ваших руках — клинок. Что будете рубить?»
Но одной задумки недостаточно, чтобы выпустить игру. Проект забуксовал, его не привезли на следующую E3 и вообще едва не закрыли. Потом Кодзима нашел выход — Metal Gear Rising передали PlatinumGames. Задним числом кажется, что это лежало на поверхности — трудно найти тех, кто разбирается в жанре лучше создателей Bayonetta.
Любопытно, что разработчики не забыли о «шпионских» корнях серии. Райден может пройти некоторые участки, тихо прошмыгнув мимо часовых, или устранить зазевавшихся, дабы облегчить грядущую стычку. Хотя чаще он все-таки идет напролом.
Боевая механика MGR несложна — гораздо проще, чем в Bayonetta или любой части Devil May Cry. Запоминать комбинации не нужно: долбите по паре кнопок, и врагов накроет стальной вихрь. Успешные атаки заполняют специальную шкалу, и когда она достигает предела, начинается самое интересное.
Тысяча частей
Нажав левый курок, игрок включает знаменитый режим «свободного разрубания». Течение времени замедляется раз в десять, давая спокойно выбрать плоскость удара. В теории противников можно убивать очень эффектно, рассекая их на ровные дольки.
Увы, точно «целиться» с помощью геймпада тяжело. Скорее всего, вы будете делать это только по просьбе дизайнеров, а не развлечения ради. В большинстве ситуаций достаточно мотать правый джойстик из стороны в сторону и смотреть, как ниндзя шинкует оппонента на сотни кусочков. Лентяи вообще жмут все те же две кнопки, отвечающие тут за горизонтальный и вертикальный выпады. Результат тот же, зато камера не бьется в припадках.
Хирургическая точность в Metal Gear Rising всё же необходима — для лечения. Аптечки встречаются редко, поэтому основной «медикамент» — батарейки из позвоночников других киборгов. Чтобы извлечь их, Райден аккуратно расчленяет тела. Промахнетесь — добыча будет куда скромнее.
При этом убить бронированных злодеев мгновенно нельзя — сначала их надо измотать. Так что в каждом бою приходится на лету строить тактику: в каком порядке крушить неприятелей, сразу ли покончить с назойливой «мелочью» или подлечиться за её счёт, когда прижмёт.
Есть и еще одна занятная особенность. В отличие от многих слэшеров, уворачиваться от атак не нужно. Сам по себе маневр уклонения существует, но неудобен, да и смысла в нем нет. В защите Райден полностью полагается на парирование, из-за чего людям с плохими рефлексами MGR противопоказана.
За долю секунды до того, как вас огреют чем-нибудь тяжелым, вспыхивает красная лампочка. Успеете среагировать — отобьете хоть пинок десятитонной ногой гигантского робота. Если же сигнал желтый — угроза слишком велика, пора удирать. В этом случае выручит «бег ниндзя», полезный также для быстрого перемещения по уровням. Стоит зажать правый курок, и герой автоматически запрыгивает на препятствия, как в Assassin’s Creed.
На страже третьего мира
В общем, сражения в MGR увлекательные, пусть и немного однообразные. Однако игра состоит не только из них, а между битвами все не так гладко.
Например, подкачал сюжет. Авторы мечутся и не могут решить, какая тема важнее: эксплуатация киборгов корпорациями или грязная мировая политика. Первую линию они бросают где-то на середине, но затем, будто спохватившись, вспоминают о ней прямо перед финальными титрами.
Следуя традициям Metal Gear, в радиопереговоры с коллегами из частной военной компании, на которую работает Райден, запихнули огромное количество информации. С одной стороны, из длящихся часами бесед можно почерпнуть прорву интересных сведений. С другой, вот так углублять вселенную – беспомощный и ленивый способ. Надеетесь собрать все подробности? Придется открывать меню каждые 20 метров (без преувеличений!) и проверять, не появилось ли новое сообщение.
Грибной ниндзя
Проще плюнуть на болтовню по «кодеку» и просто смотреть заставки. Вы потеряете ряд отсылок к остальным играм серии (впрочем, их не так много, как хотелось бы фанатам), зато темп повествования станет заметно бодрей. Режиссура тут вполне «кодзимовская»: перед глазами мелькают драматичные сцены, а здравый смысл пускает себе пулю в висок.
Градус безумия в MGR еще выше, чем в «домашних» проектах Kojima Productions: там герои не рубили мечом самолеты и не бегали по десятку летящих ракет. Такой бред не спишешь даже на наномашины!
Metal Gear Rising — не единственный слэшер про современного ниндзя за последние годы. Еще в 2008-м на Xbox 360 вышла Ninja Gaiden 2, во всех отношениях превосходящая проект PlatinumGames: она динамичнее, гораздо сложнее, длиннее, боевая система в ней на порядок разнообразнее, а убийства — более жестокие и изощренные. При этом визуально NG2 мало чем уступает MGR, хотя появилась на 5 лет раньше.
Пожалуй, это лучшая игра в своем жанре на уходящем поколении консолей. К сожалению, на PlayStation 3 и PlayStation Vita ее перенесли неудачно (если у вас есть возможность, поищите именно версию для Xbox 360), да и с Ninja Gaiden 3 тоже вышла осечка — даже в «улучшенном» переиздании это лишь бледное подобие второй части.
Хотя PlatinumGames и не пытается включать логику. Это, пожалуй, верно. Главное, что ролики и QTE-эпизоды поставлены стильно и захватывают дух. Хороши и битвы с «боссами» под аккомпанемент интерактивных мелодий. Довели злодея до следующей стадии — музыка стала агрессивнее. В кульминационный момент к ней подключается вокал. Обстановку нагнетают мастерски — вы и сами вряд ли сдержите победный вопль.
Жаль, что сама по себе игра выглядит очень бедно. Декорации — примитивные бетонные «коробки» без мелких деталей, напоминающие об эпохе PlayStation 2. Персонажи — поприличнее, даром что в заставках порой пугают топорной анимацией. Разновидностей врагов немного, а локации не впечатляют размерами. Если вычесть разглагольствования по рации, вояж Африка-Абхазия-Мексика-США-Пакистан займет примерно пять часов. И никакими «миссиями в виртуальной реальности» эту пилюлю не подсластить.
* * *
Изначально название Metal Gear Rising сопровождал подзаголовок Lightning Bolt Action. Он справедлив и для той игры, которая получилась в итоге, — неоднозначной, но яркой.
2283 Прочтений • [Рецензия на Metal Gear Rising: Revengeance] [01.04.2013] [Комментариев: 0]