Экшен Remember Me попал на первые полосы в прошлом году, когда Capcom анонсировала его на выставке gamescom. Многие тогда шутили, что все издатели надумали обзавестись киберпанк-проектом: Square Enix — Deus Ex, Ubisoft — Watch Dogs, Electronic Arts — Syndicate, Sega — Binary Domain, вот и еще один подтянулся. На самом деле история чуть сложнее.
Полномасштабная разработка началась три года назад, хотя команда выходцев из Ubisoft Paris загорелась идеей аж в 2008-м. Сперва авторы пришли на поклон к Sony и успели передать ей права на игру. Позднее японцы решили, что в их «линейке» хватает эксклюзивных экшен/адвенчур, и отказались от сотрудничества.
Однако Remember Me повезло: французы нашли инвестора, спокойно подготовили на его деньги рабочую версию и представили ее на gamescom 2011 под названием Adrift. Потенциальные партнеры выстроились в очередь. Когда DONTNOD Entertainment заключила договор с Capcom, у нее на столе лежали предложения от четырех других издательств. Что же их так впечатлило?
Коноко возвращается
Завязка у Remember Me, если честно, избитая. Нехорошая корпорация Memorize внедрила технологию, позволяющую обмениваться памятью, «редактировать» ее и начисто стирать. Естественно, капиталисты не только зарабатывают на этом развлечении, но и контролируют таким образом общество. Те, кто убегает от скуки в чужие воспоминания, становятся безвольными рабами привычки. Подпольщики готовят революцию. Короче, очень похоже на «Вспомнить все», даже время действия – тот же 2084-й.
Демо-версия, которую я изучил в офисе «1C-СофтКлаб», — начало игры. Героиня по имени Нилин приходит в себя в Бастилии, жутчайшем районе Нео-Парижа. Недавно она копошилась в головах и была одним из лучших специалистов в столь гнусном деле, а теперь ей самой «промыли мозги». За что? Почему просто не убили? Очевидно, по ходу сюжета нас ждет сюрприз.
Сперва же девушка должна отбиться от обитателей помойки, где она очутилась. На нижнем уровне мегаполиса хозяйничают «прыгуны» — несчастные, тела и души которых изуродовало изобретение Memorize. Говорить с ними бесполезно — сожрут, поэтому Remember Me с порога знакомит со своей необычной боевой механикой.
Тут нельзя насиловать геймпад в надежде, что вы случайно выполните крутую серию ударов. Remember Me требует нажимать кнопки в правильном порядке, да еще и не терять темп. При этом зубрить сложные «комбо» не нужно — игрок сам составляет их в редакторе.
Базовых приемов немного: один наносит солидный урон, другой лечит Нилин, третий быстрее заполняет шкалу «суперудара», четвертый удваивает эффект от предыдущего звена цепочки. Зато у каждого — по шесть версий с разными бонусами. И чем длиннее серия, тем мощнее следующие выпады.
Разумеется, весь арсенал доступен не сразу, а открывается по мере «прокачки». По ощущениям драки в Remember Me похожи на Batman: Arkham City, хотя тут они, пожалуй, еще увлекательнее. Вместо контратак Нилин ловко уворачивается от противников, причем не прерывая комбинацию — одно движение плавно перетекает в другое. Поклонников Oni эта игра точно порадует.
По волнам чужой памяти
Впрочем, сражения — далеко не главное. За те два часа, что я провел за «демкой», драться пришлось максимум раз десять. Гораздо больше времени отведено акробатике и исследованию окрестностей, проработанных с какой-то маниакальной дотошностью. В этом плане Remember Me напоминает вторую и третью части Uncharted. Сотрудники DONTNOD с любовью изобразили даже мелочи, попадающие в кадр всего на несколько секунд. Иллюзия живого мира – еще убедительнее, чем в BioShock Infinite.
Здесь хочется не бежать к цели, а останавливаться на каждом шагу, читать вывески, подслушивать разговоры. Заброшенная Бастилия, расположенные над ней трущобы и зажиточный район, куда Нилин заглянет на втором уровне — словно разные вселенные. Remember Me – скорее адвенчура, нежели экшен, благо по атмосферности Нео-Париж не уступает Старку из Dreamfall.
Правда, у роскошной детализации есть цена — подобно той же Uncharted 3, игра очень линейна. Маршрут, по которому должна карабкаться девушка, — единственно верный. Нужно ухитриться, чтобы прыгнуть мимо очередного выступа.
Хотя банальную формулу авторы все же разбавляют. Например, товарищ, уже бывавший на охраняемой территории, делится с революционеркой памятью. После этого она может обойти патрульных роботов, двигаясь за его «призрачным» образом.
We need to go deeper
С самого начала в голове Нилин звучит голос некоего Эджа, якобы лидера повстанцев. Следуя его советам, она выбирается с городского дна и попадает в бар, где встречает старого знакомого. Там же ее настигает «охотница за головами» Ольга Седова, ведь корпорация назначила за поимку героини весомую награду. К счастью, выручает талант внедряться в чужое сознание.
На прошлогодней выставке нам показали эпизод, в котором надо было довести до самоубийства офицера службы безопасности — внушить ему, будто он убил жену во время ссоры. Выглядело эффектно, но незамысловато — игра сразу подсвечивала все интерактивные объекты.
Теперь подход изменился — «ключевые точки» мы ищем вручную, «перематывая запись» с помощью левого джойстика геймпада. Если проскочить мимо важных деталей, их изображение на долю секунды «сглючит». По сути, это такое же зрелищное «кино», как Heavy Rain, только ошибаться разрешают сколько угодно, пока не нащупаете правильный вариант.
Выясняется, что у Ольги к Нилин нет личных счетов: ей просто нужно вознаграждение, чтобы оплатить лечение смертельно больного мужа. Убедив, что супруг в припадке бросился на врача, и тот прикончил опасного пациента, вы заставите ее возненавидеть Memorize и превратите из врага в союзника.
Этично ли это? Бунтарку совесть особо не гложет, в суровой киберпанк-реальности принято поступать именно так. Для игроков же — хороший повод задуматься. Вне зависимости от того, какой ответ дадут сами авторы.
* * *
Конечно, судить о проекте по первым двум уровням нельзя. Быть может, дальше он станет менее линейным, окажется слишком коротким или вообще испортит все нелепыми сюжетными поворотами. Однако то, что я увидел, мне очень понравилось.