«Before I saw what happened next year, I lived among the stars.
I lived there for many lifetimes it seemed. What do I care for next year?
Time has already ended».
Year Walk
После 21 февраля 2013 года можно с уверенностью утверждать, что разработчик, заработавший на икру с маслом и творящий для души, – персонаж не мифологический. Даже в такой забитой жадными воротилами среде, как App Store. Казалось бы, зачем шведам из Simogo, выпустившим две успешные аркады – Bumpy Road и Beat Sneak Bandit, подаваться в артхаус? Однако викинги наших дней пошли на эксперимент, осознавая весь риск, и создали, пожалуй, самый оригинальный проект на iOS со времен Superbrothers: Sword & Sworcery EP.
No part of me
То, что Year Walk чертовски недружелюбна, – часть плана. Авторы отказались от любых элементов интерфейса ради полного погружения в мир скандинавских легенд. Такой же недружелюбной была лесная чаща, куда отправлялись смельчаки в надежде познать свою участь. Что таит в себе будущее – счастье или сплошные потери? “Year walking” – жутковатая традиция с языческими корнями. В канун Нового года мужчины целые сутки проводили взаперти без воды и пищи, чтобы в полночь пройти через лес к церкви. В короткий момент озарения «ходока» посещали видения на год грядущий: например толпа, встречающая молодоженов, или процессия, оплакивающая чью-то смерть.
Практика «пророческих вылазок», по слухам, продержалась вплоть до начала XX века. Немногие из отважных крестьян выживали после телесных и духовных испытаний, выпавших на их долю. Точно так же и здесь немногие перешагнут порог, отделяющий недоумение первых минут от будущего восторга. Непонятный геймплей (если не сказать – его отсутствие) сильно затрудняет попытки втиснуть Year Walk в рамки какого-то одного жанра. Приключение, идеально заточенное под «тачскрин»? Интерактивная книга? И то, и другое. И не только.
Мир Year Walk — набор слоев, между которыми и происходит перемещение. Процесс напоминает просмотр панорамных фотографий. Заснеженные тропинки, уютная хижина, заброшенная мельница… один кадр плавно перетекает в другой, а следующая область видна или на горизонте, или под (!) ним. Ориентиров – необходимый минимум, дабы окончательно не заплутать в лесных дебрях. Вибрирующая стрелка указывает места возможного прохода, а символы, нацарапанные на деревьях, предупреждают о близости невиданных форм зла.
Grace for drowning
Хорошая новость – никаких «бу» из-за угла. Тревожная новость – мастерская, почти бессловесная подача угнетающе действует на психику и будто высасывает изнутри все положительные эмоции. Даже невзирая на то, что умереть в Year Walk невозможно. Вот застрять в панике и без малейшего представления куда и зачем идти – запросто.
Но, увы (или, может, к лучшему?), Year Walk слишком коротка. Перебор всех вариантов рано или поздно приведет к разгадке. Музыкальные пазлы в стиле Superbrothers – из относительно простых. Сложнее догадаться, что, к примеру, голова окровавленной куклы служит шкатулкой, а призраки умерших младенцев нужно протащить через несколько локаций. Туда, где из мутноватой реки вылезло нечто в жилетке и с лошадиной башкой.
Существа, живущие в лесу, сами по себе — не монстры. Гораздо страшнее их история. На происхождение некоторых укажет внешний вид, про остальных поведает бесплатное приложение-ассистент. Year Walk Companion – весомый помощник, хотя его роль скорее энциклопедическая. Эксперт по этнологии, сотрудничавший с Simogo, лаконично, но насыщенно расписал подробности фольклора. А еще без Companion истинную концовку можно увидеть только случайно или при исключительном везении. Как следует покопайтесь в дорожных записках ученого, иначе трагичный рассказ так и останется незаконченным.
Кстати, это – не единственный художественный шедевр последних лет, обратившийся к мистическим суевериям прошлого. Лишь теперь я понял, на кого похожи причудливые пугала из клипов Стивена Уилсона (Steven Wilson), британского виртуоза прогрессивного рока. Человек с головой вороны и тварь в козлиной маскe – вылитые Night Raven и Church Grim из Year Walk. Кроме общего источника вдохновения, настроение песен тоже близко к тому, что происходит на экране. Достаточно близко, чтобы писать рецензию именно под звуки альбомов Уилсона.
* * *
Kак недавно признался сооснователь Simogo Саймон Флессер, «Ёжик в тумане» тоже оказал ощутимое влияние на разработку. Year Walk – словно промежуточное звено в культурном меридиане от психоделического советского мультфильма до одного из талантливейших музыкантов современности.
P.S. Если решитесь — обязательно играйте в наушниках, с бумагой для заметок и в пасмурную погоду.
1724 Прочтений • [Рецензия на Year Walk] [15.03.2013] [Комментариев: 0]