Через три часа после того, как вы начнете играть в SimCity, вы наконец-то начнете играть в SimCity. Любовный треугольник «жилье – торговля – заводы», как и четверть века назад, вовлечет вас в водоворот событий, в котором перемешаны больницы, соседи, космическая программа. Придя к состоянию «пожеван, выплюнут», вы обнаружите, что ваш Город – вот он, как на ладони, сверкает мигалками полицейских машин и пожарных вертолетов, однако руки опускать рано: у вас еще вся игра впереди.
Если вы бородаты и лишь вчера вылезли из SimCity 2000, чтобы оценить новинки урбанистической науки, то лучше полезайте обратно – за двадцать лет Maxis не смогла придумать ничего дельного в рамках отдельно взятой песочницы. Ее основным занятием было упрощение идей Уилла Райта для того, чтобы на зачищенном скелете нарастить свою собственную игру. Конечным итогом SimCity 2013 будет не взмывание в небо трех сотен космических ковчегов, а удачный договор с виртуальным соседом: он со своей мощной системой больниц и лечебниц выделяет на ваши нужды по десять карет скорой помощи в день, а вы отсыпаете немного угля для его старенькой ТЭЦ, которую он все мечтает заменить солнечными панелями да как-то руки не доходят. На этом месте возникает резонный вопрос: как достать соседа?
Проще всего стать им самому. Через полчаса, в самый разгар прокладывания дорожных артерий вам предложат открыть карту региона и основать новый город. Нет, ну а что? Эта деревня-то? Да она и подождать может: как только вы занимаете кресло в мэрии по соседству, ваш первенец застывает во времени и пространстве, практически не напоминая о себе. Захотите – вернетесь, не захотите – а это вряд ли: без соседей в новом SimCity жить еще труднее, чем в старых.
Но тем не менее, первые три часа это будет тот самый симулятор градостроения, который вы с радостным предвкушением запускали в кабинете информатики после уроков: тщательная разметка кварталов, аккуратное прокладывание дорог, мучительный выбор места для пожарной части. Сейчас мы уже не дети, и знаем, что Деда Мороза, бесплатного ланча и идеального баланса не существует – всегда будет либо слишком много заводов, либо слишком мало торговых площадей; энергии в отсутствие регионального спецпроекта поступает больше требуемого, а раскрываемость преступлений зависит исключительно от автомобильных пробок. Расправляя виртуальные плечи, Город начинает капризно требовать внимания к каждой детали: то ему парки заложи, то мусор вывези, то канализацию прочисти. Едва ступив на зыбкую почву микроменеджмента, увязаешь в ней по самые морщины – узнаете?
За отчетные десять лет Maxis придумала лишь две вещи: вплавить сюда Transport Tycoon Deluxe и урезать рабочую площадь, переведя количество холста в его качество. Рано или поздно вам придется пересобирать всю инфраструктуру (по тем деньгам это уже будет недорого), заниматься прокладкой автобусных и трамвайных маршрутов, организовывать грузовые перевозки морем и железной дорогой, зубами вырывать у жадной системы все необходимые для аэропорта апгрейды... увы, эти елочные игрушки – фальшивые. Транспорт не приносит прибыли, медицина тут бесплатная, полиция и пожарные зависят от бюджета, и вообще весь Город – один сплошной Советский Союз в капиталистической шкуре (там тоже, напомню, взимали налоги). Вместо глубины TTD вас ждет мелководье SimCity прежних лет: пришел, застроил, позабыл (пока не напомнят в связи с очередным кризисом). Придать финансового ускорения Городу может превращение в туристическую Мекку, филиал Газпрома, игорный притон или Кремниевую Долину, поставляющую процессоры по таким ценам, которые обеспечат 90% зеленой части бюджета. Но до этих вершин придется стоптать не одну пару башмаков.
Первое правило градостроителя: что бы вы ни делали, вы делаете это неправильно. SimCity всегда работала на обучение: обычно первые два города проходят в попытках слепить кувшин из неподатливой глины, и лишь на третий раз получается более или менее похожий на правду сосуд без протечек и с некоторой видимостью горлышка. В новой версии обучаться можно – нужно! – прямо на ходу, накапливая миллионы симолеонов и растрачивая их парой щедрых мазков курсора. Так оно проще, чем заводить новые города и ждать часами, пока они нагуляют жировой запас, сжигаемый за полминуты ради очередных экспериментов. В любом случае, рано или поздно вы узнаете, что любая прилежащая к муниципальному строению дорога является его неотчуждаемой собственностью, размер выделенной под застройку полосы имеет региональное значение, воду лучше всего добывать из канализации, а с пробками бороться бессмысленно в принципе. Пожарные все равно не успеют доехать до горящего Бомж-плейс из своего муравейника в центре города (вертолеты страсть как дороги), а если это «ООО Фармакология Плацебо», то можете и вовсе забыть про перспективную мануфактуру – спецмашины со спецсигналами ни один даже самый обученный и вежливый сим вперед себя не пропустит. Однажды ради эксперимента потратил кучу денег и перевел половину дорог на шестиполосные шоссе. Двести шестьдесят тысяч жителей безо всяких дополнительных туристов эти шоссе в первый же день заставили своими корытами и даже не поморщились. Пришлось ухнуть пару миллионов в сеть трамваев и электричек – хоть как-то разгрузил несчастный асфальт.
А вот еще история: в самом начале, во время строительного бума дефицит бюджета прижал меня к стенке и потребовал притормозить неуместный энтузиазм с прокладыванием широких улиц. То есть, я мог отказаться и пойти пить чай в ожидании капитализации имеющегося оборота, но по наивности своей решил так: сейчас проложу щебенку, а когда разбогатею, обязательно сделаю апгрейд. Чего тут возиться – пять кварталов. О, как я пожалел об этом решении! Когда мой город разросся до первой сотни тысяч, я начал строить проспекты с трамвайными путями, и про старые улочки, естественно, забыл. А зря: оказалось, что симы, поселившиеся в новенькой девятиэтажке, категорически не желают расширяться до семнадцати этажей – им, видите ли, не нравится низкая пропускная способность прилежащего дорожного полотна. Таки что вы думаете? Мне пришлось ВРУЧНУЮ пройти и проверить, все ли дороги улучшены, чтобы на дорогущих квадратных метрах объявилось с полсотни новых налогоплательщиков. Напомню, что двадцать пять лет назад никаких апгрейдов и в помине не было. Дороги в той SimCity просто брали и ломались, поэтому периодически нужно было... да-да, вручную пройтись и построить их заново. Это не единственная претензия: глюки, недостаток автоматизации и удобных инструментов, неочевидность некоторых интерфейсных решений – этого добра в SimCity хватает. Замолвим за них минус балл и забудем – нас ждут великие дела!
Когда же суета мирская потребует совершить дзен-кофебрейк, рекомендуется плюнуть на все, ткнуть в первого попавшегося сима и проследить за его маленькой виртуальной жизнью, разочарованно глядя, как замыливаются текстуры домов в приближении. Нужно только учесть, что в отличие от The Settlers II слежка занимает все экранное пространство, и случись какой пожарный случай – придется про подопечного сима забыть. В этом вся Maxis, которая принципиально не опирается на чужие идеи, предпочитая свой путь. В SimCity 4, помнится, эксперименты проявлялись уже на старте, когда первый час игры нельзя было даже лишний участок дороги проложить, чтобы не обрушить бюджет.
В пятой части стартовый свисток рисует более оптимистичную картину: бюджет зеленеет уже через несколько минут, коварно увлекая в пучину микроменеджмерских страстей. Необходимость постоянного соединения напоминает о себе лишь периодическими системными сообщениями о том, что вы то потеряли связь с сервер, то нашли ее – тут уж как повезет. Инфернальных франко-канадских ужасов с принудительным выходом из игры на пике вашего персонального шоу не предполагается. Жизненно важную дружбу народов можно эмулировать самостоятельно: слева у нас Город-Сад, справа Город-Солнце, а чуть подальше – самый настоящий Город Будущего. Ресурсы практически бесконечны, возможностей – океан, рамки определены только вашим личным временем. Эх, сюда бы еще с десяток сценариев из SimCity 2000...
Оценки
Геймплей: 7
Графика: 8
Сюжет: 0
Управление: 9
Звук и музыка: 7
Мультиплеер: 9
Локализация: 10
Общий балл
7.1
хорошо
2305 Прочтений • [Рецензия на SimCity] [13.03.2013] [] [Комментариев: 0]