Знаете, почему я не люблю большинство изданий, посвященных компьютерным играм? За короткую память. Пресса встретила BioShock с такой эйфорией, будто отродясь не видела Deus Ex или System Shock 2. Аж выдумали нелепый термин — «шутер 2.0». Впрочем, 2K Boston (тогдашняя Irrational Games) и впрямь выложилась по полной и придала жанру новый импульс.
Серии выдали настолько мощный кредит доверия, что о посредственной второй части все забыли, как о дурном сне, а BioShock Infinite заранее прочат титул лучшей игры-2013. В конце февраля я провел за ней целых три часа в офисе «1C-СофтКлаб» и готов подтвердить — BI всерьез претендует на эту награду.
Икар к взлёту готов
Родство с оригинальной BioShock видно с первых же кадров: игрок попадает на маяк, вокруг которого бурлит неспокойное море. На сей раз, правда, обошлось без авиакатастрофы. Главного героя, бывшего пинкертоновского агента Букера Девитта, доставляют туда на лодке. В отличие от Джека, спустившегося на дно в батискафе, он взмывает ввысь на ракете в летающий город Колумбия, где должен найти девушку по имени Элизабет. Насколько сильно она нужна его нанимателям, становится ясно, едва Девитт находит труп своего неудачливого предшественника в луже крови.
Пожалуй, самое знаменитое детективное агентство в мире было основано Алланом Пинкертоном в 1850 году. Известность к нему пришла после рассказов о том, что именно эти сыщики предотвратили покушение на президента Линкольна, который во время Гражданской войны нанимал их в качестве телохранителей. В самые успешные для агентства годы «пинкертонов» в США было больше, чем солдат — в регулярной армии. Детективы также занимались «охотой за головами», а позже снискали одиозную славу жестокостью при подавлении профсоюзных акций протеста. В сильно усохшем виде фирма существует и поныне, хотя с середины XX века она переключилась на охранные услуги.
Однако наверху мало кто подозревает о скорых потрясениях. Витающая в облаках Колумбия — настоящий рай, каким он представлялся жителям американской глубинки сто лет назад. Ее возвели для Всемирной выставки 1893 года, дабы продемонстрировать техническую мощь США. К 1912-му, когда разворачиваются события игры, тамошние власти разругались с Вашингтоном, объявили о независимости, и цитадель бесследно исчезла.
Упомянутая в игре Всемирная выставка 1893 года прошла в Чикаго и стала одним из самых масштабных мероприятий такого рода в истории. Экспозиция была посвящена 400-летию открытия Америки, поэтому её прозвали «Колумбовской». За полгода шоу посетили 27 миллионов человек.
Время в Колумбии словно замерло. Здесь всегда солнечно и что ни день — то ярмарка. На чистых улицах — нарядные дамы, элегантные джентльмены, шумная детвора. Площади заняли артисты и музыканты, рядом с ними — яркие шатры со всевозможными аттракционами. То тут, то там мы видим диковинные изобретения, облегчающие жизнь простому народу.
BioShock рассказывала об ужасных последствиях катастрофы. В Колумбии страшное еще впереди. Даже когда мы вступаем в бой с полицией и фанатиками, когда пылают дирижабли и огромные постройки разлетаются в пыль, на соседних «островах» люди спокойно загорают на пляже и гуляют по набережным.
Лёгкая турбулентность
Irrational Games создала очень красивый, стильный мир, по которому интересно бродить, исследовать каждый уголок и подслушивать разговоры прохожих. И пусть перед нами все-таки линейный шутер (то бишь, свободы куда меньше, чем в Deus Ex: Human Revolution или Dishonored), ответвлений, секретов и побочных заданий хватает, чтобы действовать вдумчиво, а не опрометью ломиться к очередной цели.
На презентации Sony в рамках Е3 2011 творческий директор Irrational Games Кен Левин вышел на сцену с PlayStation Vita в руках и объявил, что на портативной консоли выйдет отдельная игра во вселенной BioShock Infinite. Однако воз и поныне там — Sony и Take-Two не сумели утрясти договоренности. Впрочем, желание Левина до сих пор не угасло.
Лишь сущий пустяк говорит о том, что всё это — театр в декорациях из картона. За редкими исключениями персонажи BioShock Infinite и глазом не моргнут, когда какой-то незнакомец является к ним в дом или лавку, бегает с «пушкой» наперевес и набивает карманы чужим добром.
Не всё гладко и с идеями, которые авторы пытаются донести. Темы они выбрали важные. Расизм, слепое поклонение религиозным идолам, опыты на людях, фальсификация истории — зло, и компьютерные игры тоже должны об этом напоминать. Но в BioShock Infinite непреложными истинами пичкают без огонька, будто плохой учитель, поленившийся придумать хорошие примеры, потому что оттарабанить программу можно и без них.
В одном из таких эпизодов Девитта подводят к сцене, где ведущий просит метнуть мяч в «кровосмесителя» — ирландца или его жену-негритянку. По-моему, ясно, как поступит в подобной ситуации нормальный человек. Эта дилемма озадачит разве что десятилетку, а BioShock Infinite рассчитана не на детей. Впрочем, глядя на талантливую режиссуру и анимацию, разработчикам поаплодируют даже взрослые.
И все же, я надеюсь, дальше Irrational Games раскочегарится и удивит чем-то необычным. Скажем, от восстания, которое по сюжету устроит группировка Vox Populi, я жду других посылов, кроме очевидного «революция — штука жестокая, большинство ее жертв — невиновные обыватели». Хотя и оригинал, давайте уж начистоту, был весьма стандартной антиутопией.
Аликс? Кто такая Аликс?
Проблема эта, конечно, не слишком важная. Серию, в конце концов, любят не за то, как в ней изображена классовая борьба. Что касается игрового процесса — тут все та же BioShock, вплоть до знакомых элементов интерфейса. Только теперь «умный шутер» стал разнообразнее и бодрее.
Поначалу разработчики планировали, что события BioShock Infinite развернутся в декорациях предыдущих игр серии. Но когда они начали продумывать сюжетную линию и задания для подводного города, то быстро поняли, что игра получается скучной, а поток идей иссякает. Тогда авторы рискнули радикально изменить место действия — и не прогадали.
Помимо рукопашных атак и стрельбы, Букер применяет сверхъестественные способности. У каждой есть два альтернативных метода использования: например, швырнуть огненный шар или установить зажигательную ловушку. Еще Девитт умеет насылать стаи ворон, подбрасывать недругов в воздух, притягивать и отталкивать, телепортироваться на короткие дистанции и подчинять своей воле механизмы (турели начинают палить по неприятелям, а торговые автоматы высыпают на пол выручку).
В магазинах и темных закоулках лежат апгрейды, заметно облегчающие игру. Вместо “тоников”, дающих пассивные бонусы, мы меняем гардероб: шляпу, куртку, брюки и обувь. Еще разрешено совершенствовать оружие (по 4 модификации на «ствол» — правда, незамысловатых, вроде «+1 к скорострельности») и «линейки» здоровья/«маны»/энергетических щитов.
И в мирных эпизодах, и во время перестрелок Девитт лихо перемещается между летающими островами по извилистым «небесным рельсам». Не отстают от него и враги. Опасные гонки по огромным аренам захватывают дух — прямо как на «американских горках»!
Дурно срежиссированная стычка за все три часа попалась лишь однажды — в музее, где героя запирают в небольших комнатах и не выпускают, пока он не перебьет несколько волн по 3-4 противника, да еще травят злодейскими монологами. Длится пытка минут десять.
К счастью, паршивые моменты скрашивает прекрасная спутница, которую вы освободите уже через пару часов. Элизабет — не просто милый персонаж, нужный для развития истории, а настоящая помощница. Прошли мимо полезного предмета? Она подберет. Истекаете кровью? Патроны на исходе? Ловите аптечку и обойму! Взлом замков Лиза тоже берет на себя. Девушка, годами сидевшая в заключении, успела попрактиковаться.
—
Официальным воплощением Элизабет стала москвичка Анна Молева, известная любителям косплея под прозвищем Ormeli. Сотрудники Irrational Games обратились к Анне после того, как увидели её фотографии в образе.
Есть у нее и свой волшебный талант — она разрывает ткань пространства, будь то по сюжету или в сражениях. На поле боя попадаются “призрачные” очертания разных объектов: медицинских сумок, ящиков с боеприпасами, автоматических пушек, укрытий, крюков, с помощью которых можно забраться повыше… Любой из них подруга может материализовать. Правда, только один.
* * *
Завершилась демо-версия на не лучшей ноте — злополучным музеем. Тем не менее, я очень не хотел расставаться с игрой. Почему пленница одержима Парижем? Как на заре века может звучать музыка, которую напишут на десятилетия позже? Что за странная семейная пара помогает Девитту? Влияют ли на что-то решения моральных дилемм? Наконец, почему прохожие принимают Элизабет за какую-то Анну, а герой выкрикивает это имя в галлюцинациях? Вот лишь часть вопросов, заинтриговавших меня.
И даже если вдруг ответы окажутся полной чушью, BioShock Infinite не станет скучнее. Индустрии, где презентацию нового поколения консолей начинают с серого военного боевика про космических фашистов, остро необходимы такие самобытные проекты.