March of the Eagles — плод недолгого союза Paradox Interactive и студии AGEOD, которую шведское издательство купило в 2009 году. Проект анонсировали как Napoleon’s Campaigns 2, и работавшие над ним французы обещали не только сражения за старушку Европу, но и второстепенные театры боевых действий (Северную Америку, Карибы, Индию). А потом произошла размолвка: Paradox отпустила AGEOD на вольные хлеба, сменила название игры и доделала её сама.
Корсиканский коротышка
В результате вышло нечто среднее между Europa Universalis и Hearts of Iron. От первой взяли эпоху с саблями и дульнозарядными ружьями, от второй — повышенный интерес к войне и очень слабое отражение других сфер государственной жизни.
Игроку предлагают возглавить любую из существовавших в 1805 году держав Европы, Северной Африки или Ближнего Востока. Однако притязать на победу могут лишь восемь: Франция, Великобритания, Россия, Австрия, Пруссия, Швеция, Испания и Османская империя.
В отличие от большинства проектов Paradox, в March of the Eagles есть четкая цель — добиться превосходства на суше и море. Для этого следует занять определенные области, причем у каждой страны-претендента — свой набор. Против тех, кто вырвался вперед на одном из двух направлений, разрешено формировать коалиции. В остальном дипломатия примитивна.
Орлы в названии игры появились потому, что при Наполеоне бронзовые скульптуры этих птиц водружали на флагштоки полковых знамен — французы переняли традицию у римской армии. Впоследствии то же самое сделали нацисты.
Вскоре между альянсами неизбежно вспыхивает война. Собственно, иных способов повлиять на ситуацию все равно нет. Скажем, когда в той же Hearts of Iron игрока извещали об историческом событии, ему часто давали хотя бы два варианта действий. Здесь же нас просто информируют о причитающихся бонусах и штрафах. Наказаний за агрессивную экспансию тоже не предусмотрено.
Карта в March of the Eagles — под стать общей концепции. Ключевые города, источники налогов, новобранцев и припасов составляют малую долю от более чем 2800 провинций. Прочие территории — лишь поле для маневров. Захватывать и удерживать их бесполезно.
Кампания для компании
Сами битвы похожи на Crusader Kings 2, только правила посложнее. Любая армия делится на четыре части: центр, два фланга и резерв. От того, какие бригады вы рассуете по соответствующим ячейкам, зависит доступная на выбор тактика.
Родов войск в March of the Eagles порядочно: гвардия, линейная и легкая пехота, ополченцы, кавалеристы, обычная и конная артиллерия. Плюс, на каждый участок нужно назначить командующего. По итогам столкновения игра публикует подробный отчет о ходе событий, который читается словно настоящая военная хроника.
March of the Eagles показывает и то, что в наполеоновских кампаниях была важна не победа в генеральном сражении, а долговременная стратегия. Солдаты этой эпохи уже не могли жить на подножном корме, как в Средневековье. Но и поддерживать линию фронта, как в первой половине XX столетия, еще нет необходимости.
Чтобы не нести ужасные потери от истощения, достаточно не отрываться слишком далеко от складов и держать при себе обозы. Конечно, когда влезаешь в Россию, где противник применяет тактику выжженной земли и норовит ударить по растянутым коммуникациям, это не так-то просто.
Увы, больше March of the Eagles ничем не удивляет — во всяком случае, в одиночном режиме. По сети играть в нее должно быть гораздо интереснее, если найдете желающих. Освоить ее нетрудно, а интриги в борьбе за господство над Старым светом будут нешуточными.
* * *
March of the Eagles выглядит не полноценной игрой, а обкаткой «боевки» для одного из крупных релизов Paradox (по всей видимости, Europa Universalis 4). В свое время Sengoku стала полигоном для системы заговоров, которую мы позже увидели в Crusader Kings 2. Впрочем, продают «орлов» всего за $20 (цена в российском сегменте Steam — 349 рублей), так что всё честно.
1092 Прочтений • [Рецензия на March of the Eagles] [05.03.2013] [Комментариев: 0]