The Cave – первая игра, созданная Double Fine Productions под присмотром Рона Гилберта, нового старого коллеги Тима Шефера. Отец Maniac Mansion и The Secret of Monkey Island никогда далеко не отходил от адвенчурного жанра (вглядитесь пристальней в его DeathSpank и Penny Arcade Adventures), но и возвращаться к истокам не спешит. Намедни я ломал голову над тем, какая комбинация наиболее полно характеризует The Cave. Maniac Mansion + The Lost Vikings? Costume Quest + Trine? Stacking + что угодно под заголовком LEGO? Как ни крути, сумма получается слабее любого из слагаемых.
Экскурсия в кроличью нору
Семь непохожих путников, семь отщепенцев с тёмным прошлым замерли у входа в таинственную Пещеру – места, где исполняются желания и гадкие секреты выплывают наружу. Почему Пещеру с большой буквы? Да ведь она одушевлённое существо! Приятный мужской голос сулит зрителям увлекательный спектакль, и вступительная речь его полна недобрых намёков. Это вечернее представление, с головы до пят пронизанное чёрным юмором, – не история, но связка притчей, навеянных «Сумеречной зоной», «Байками из склепа» и прочими образцами назидательной фантастики. В погоне за тем, чего так страстно жаждет сердце, героям предстоит опускаться всё ниже и ниже, проливая свет на самые мрачные закоулки своей души.
Начертанные на стенах знаки при касании пополняют альбом иллюстраций, приподнимая завесу тайны над биографиями героев. Правда, мотивы почти у всех одни и те же. После первой пары откровений без проблем разгадываешь остальные “страшные секреты”.
Только не всем сразу. Первоначальная задача игрока – выбрать трёх действующих лиц, переключаясь между которыми, он будет преодолевать препятствия на протяжении подземного тура. Каждый из персонажей обладает уникальным талантом, однако часть из них, например умение задерживать дыхание под водой или цепляться за специальные крючья, практически бесполезны, в то время как другие – телекинез, пространственный скачок, хакерский навык – позволяют заметно облегчить себе жизнь, а то и вовсе пропустить целый уровень. В остальном герои полностью взаимозаменяемы: быстро бегать, высоко сигать и резво подтягиваться умеют все, включая солидную учёную даму. К несчастью, авантюристов также объединяет телесная немощь: ни у кого не хватает сил таскать с собой больше одного предмета.
Обыкновенному боевому «платформеру» такое было бы простительно, но The Cave — адвенчура, и взамен врагов нам подсовывают головоломки, иногда прелестные, чаще утомительные. Причём головоломки не в стиле Limbo, Braid или Trine, а классические «подбирай/применяй» (можно даже орудовать мышкой вместо джойстика). Беготня по этажам туда-обратно изнуряет уже в самом начале экспедиции, и чем дальше, тем сильнее треплет нервы необходимость наматывать круги по карте лишь из-за того, что авторам приспичило упразднить «инвентарь». Вдобавок некоторые ситуации размножены посредством ксерокса. Казалось бы, ну сколько раз можно дёргать за три рычага, толкать ящики, взрывать стену динамитом и переставлять электрический предохранитель?
Конечно, в первом забеге на мелкие самоповторы легко закрываешь глаза… Нет, закрывать глаза не хочется, ибо красотища. Потеснить Trine 2 с пьедестала почёта у The Cave, пожалуй, не выйдет, но порцию аплодисментов дизайнеры, художники и мультипликаторы Double Fine заслужили. Тропический остров, сказочный замок, горный монастырь – земные недра здесь привлекательны и разнообразны как никогда. Завораживающие фоны, сочные цвета и плавные движения будут долго отвлекать вас от унылого геймплея.
В этом смысле шутки тоже здорово помогают. Пещера постоянно сыплет едкими комментариями, поддерживая атмосферу уморительного ужастика. В отличие от словоохотливого рассказчика, члены великолепной семёрки стойко хранят молчание, только охают и стонут, падая в очередную пропасть (умереть Пещера никому не даёт, так что пострадавшие быстро возвращаются обратно на землю). Вот обитатели каверн, куда заглядывают в гости наши подопечные, не прочь изрыгнуть реплику-другую, однако ничего, кроме типажей-клише, не ждите. В эпизоде «Карнавал» Double Fine вообще отринула притворство: вместо людей там одни говорящие картонки.
И всё же бич The Cave – несомненно, скука. Гоняя по пустым коридорам, я частенько мечтал, чтобы из-за угла выскочил хоть какой-нибудь скелет, гоблин или пришелец. The Lost Vikings и Flashback, прародители логических аркад, не гнушались натравливать на нас кровожадных злыдней. Trine удачно чередовала нагрузку на пальцы и мозги. The Cave – ни рыба ни мясо. В ней не с кем болтать, некого мутузить, некуда спешить. А хуже всего – тот путь, который Double Fine избрала для «растягивания удовольствия». Дабы довести до выхода семерых спелеологов, придётся дважды начинать заново и ковылять по надоевшим локациям, слушая заученные наизусть хохмы. Если вы хотите увидеть и «хорошие», и «плохие» концовки, умножьте это ещё на два.
* * *
Приятное и смешное поначалу, но неимоверно затянутое приключение. С The Cave лучше всего поступить так: пройти на треть и расстаться друзьями.
958 Прочтений • [Рецензия на The Cave] [17.02.2013] [Комментариев: 0]