Сегодняшние стратегии напоминают саперов, которым надо пройти по тонкой линии между запросами разной аудитории. Шаг влево — одни скажут, что сложность слишком высокая по сегодняшним меркам, шаг вправо — другие затянут привычное «ну вот, опять все упростили!». Немногим удается успешно миновать это минное поле. Однако совсем недавно это получилось у XCOM: Enemy Unknown. Следом по, казалось бы, уже проторенной тропинке устремилась и Omerta: City of Gangsters, новая стратегия от авторов третьей и четвертой Tropico. Нельзя сказать, что игру ждала неудача — до финиша сапер добрался. Живым, но не очень здоровым.
Мафия-тайкун
Системные требования
ОС: Windows XP SP3
Vista SP2
Windows 7
CPU: 2 ГГц Dual Core
RAM: 2 Гб
GPU: Geforce 8800
Radeon HD 2000
5 Гб на жестком диске
Рекомендуемые требования
OS: Windows 7 64-bit
CPU: 2 ГГц Quad Core
RAM: 4 Гб
GPU: Geforce 400 Serie
Radeon HD 5000
5 Гб на жестком диске
Как и в игре Firaxis, здесь совмещается стратегический и тактический режимы. После Tropico мы снова помогаем плохим парням, только на этот раз устанавливаем не политическую диктатуру, а диктатуру итальянской мафии в разных районах Атлантик-сити. Дело происходит во времена Сухого закона, поэтому приходится делать все то, о чем вы подумали: создавать свои подпольные пивоварни и бары, заниматься контрабандой «зеленого змия» и оружия, крышевать или разорять независимый бизнес, постепенно наращивать жирок, переходить на пиццерии и рестораны, подкупать политиков и полицейских. А потом с помощью продажных чинуш, собственных ломбардов да нанятых бухгалтеров отмывать грязные деньги и вполне легально строить банки и страховые компании.
Экономическая модель Omerta: City of Gangsters охватывает многие аспекты мафиозного бизнеса, вплоть до возможности создать местный аналог МММ или профсоюз, который будет нести вам деньги от всех работяг района. Но она проста в освоении. Все построено на системе апгрейдов. Каждую миссию в сюжетной кампании и каждую из четырех карт в режиме «песочницы» мы начинаем с небольшой суммой денег и с одной доступной постройкой — это база вашего будущего «спрута».
Узнаем информацию о ближайших заведениях, занимаемся мелким налетом и рэкетом, арендуем здания, открываем первый бизнес и вскоре прокачиваем базу до 2-го уровня. После этого становятся доступны новые, более мощные постройки, приносящие больше денег, прокачиваемся до 3-го уровня и т. д. Улучшать эффективность ваших предприятий, контрабандистов и фальшивомонетчиков также можно с помощью апгрейдов, для которых не нужно ничего изучать и открывать — были бы деньги!
Есть еще «приязнь», «авторитет» и отношения с разными персонажами. Первые два — аналог «популярности» из кучи других стратегий. Эти показатели повышаются некоторыми постройками — например, суповыми кухнями для бедняков. С отношениями еще проще: чтобы чиновник помог отмыть деньги, нужно сначала заслужить его расположение, устроив благотворительный вечер. Вовремя данная взятка заместителю шерифа позволит замять дело, когда против вас начнется полицейское расследование. Собственно, облава — практически единственное условие поражения в игре. Расследование же начинается, когда «Накал страстей» в районе достигнет наивысшего уровня, а страсти вскипают от того, что вам по долгу службы приходится совершать налеты на чужие предприятия, грабить банки и расстреливать конкурентов на выходе из ресторана.
Пошаговая преступность
В этих боевых действиях и раскрывается вторая сторона Omerta: City of Gangsters — это ведь еще и пошаговая тактика в духе той же XCOM или Jagged Alliance. У вас есть главный герой, которого нужно сгенерировать на старте, отвечая на вопросы из разряда «в какой семье вы родились, кем хотели быть и почему сбежали в Америку». Потом он будет нанимать новых бойцов (в кампании они открываются постепенно, в «песочнице» — доступны все сразу), которые, собственно, и будут бегать, арендовать, подкупать, общаться с информаторами и устраивать благотворительные вечера.
Но куда важнее их помощь в боях. Когда вы грабите банк или отбиваетесь от неожиданного нападения конкурирующей семьи, действие переносится на тактическую карту. А там — хорошо знакомые вещи: очки хода, вероятность попадания во врага, разные режимы стрельбы, возможность прицельно выстрелить в живот или использовать какое-нибудь спецумение. Плюс — кровотечения, атаки, выводящие из строя, укрытия и простреливаемое окружение, в том числе пальба через окна.
Скучно и не больно!
Проблема в том, что поначалу тут очень сложно проиграть. Вроде бы всего много, глаза разбегаются, но игра словно бы опасается спугнуть казуального игрока, бросив ему слишком сложный вызов. От греха подальше авторы спрятали в чулан многие вещи. Нет дерева технологий, логистики, тренировок; производственные цепочки предельно короткие и не зависят от места расположения, апгрейдов мало. Полицейские облавы нейтрализовать проще простого, отсутствие денег на счету не приводит к серьезным последствиям.
Для совершения многих действий нужно оружие и алкоголь, но их легко купить. Деньги уже в начале карты можно быстро «поднять», обманывая звезд Голливуда и вымогая деньги у чиновников. Или устраивая налеты на банки. Сражения разрешают отдать на откуп ИИ, но и при личном участии они не доставляют особых хлопот. И враги, и ваши подопечные редко контратакуют или перехватывают ходы, не умеют приседать или ложиться, поэтому противники обожают открыто выбегать под огонь.
В такой ситуации интерес поддерживает лишь сюжет о взаимоотношениях главного героя с родным братом, оставшимся в Сицилии, а также многочисленные сюжетные задания, где нужно, к примеру, добывать бумаги на конфискованный алкоголь или сражаться с «куклуксклановцами». Но и это занятие вскоре наскучивает из-за низкой сложности и монотонности.
Короче, не все выдержат первые пару часов игры. Однако те, кто останется, догадается вывернуть уровень сложности на максимум и залезть в режим «песочницы», едва ли пожалеют о потраченных деньгах. Где-то на середине сюжетной кампании (а в «песочнице» практически сразу), игра начинает показывать зубы. Полиция все чаще начинает расследования, способы отвязаться от нее быстро заканчиваются, денег на подкуп всех не хватает, а попытки ограбить банк и сюжетные драки все чаще заканчивается поражением.
Приходится куда внимательнее следить за уровнем «приязни» и «авторитета», за тем, что и когда строить. В бою сразу забываешь о лихих наскоках на врага, вспоминаешь про укрытия и тактику выманивания. А еще задумываешься о покупке уникального оружия для членов банды, что опять же стоит хороших денег.
Впрочем, и здесь от рутинности никуда не деться. Долго играть в Omerta: City of Gangsters скучно. Желание пройти до конца не пропадает, но хочется сделать перерыв и зайти в местный сетевой режим. Там у ценителей пошаговой тактики меньше шансов заскучать: они могут сражаться друг с другом, зарабатывая деньги на более мощных наемников, или участвовать в совместных операциях и ограблениях. В боях по сети чаще приходится думать о тактике, стрельбе через окна, неожиданных заходах в тыл или фланговых атаках.
* * *
Omerta: City of Gangsters напоминает комика, выступающего перед малознакомой аудиторией. Поначалу он осторожничает, обходит острые и горячие темы, мнется, бубнит несмешные банальности, заставляя зрителей зевать. Но, увидев, что зал уже наполовину пуст, он отбрасывает приличия, неполиткорректно шутит про секс и негров, задорно пародирует Леди Гагу и под общий хохот заставляет кукарекать пожилую мадам. В общем, сходить на такого артиста можно, но нужно запастись терпением.
1467 Прочтений • [Рецензия на Omerta: City of Gangsters] [14.02.2013] [Комментариев: 0]