Для начала давайте сверим жанры. Dead Space 3 – не “survival horror”. Осознав, что эффект новизны и — вместе с ним – чувство страха остались на борту «Ишимуры», авторы сериала перестали запугивать. Да, это по-прежнему история о жутких тварях из космоса, но она отнюдь не про выживание храбреца, что бродит по мрачным коридорам, дёргаясь от резких звуков. Патронов — сотни, инвентарь постоянно забит аптечками даже на “Hard”, а рядом с бесстрашным инженером Айзеком Кларком сражается вояка Джон Карвер.
Потому что на самом деле Dead Space 3 – бодрый фантастический TPS. С «кооперативом». Именно с этой позиции его и надо оценивать.
Кошмар для двоих
Впрочем, EA неохотно несла сию мысль в массы, видимо, боясь оттолкнуть давних поклонников. Ещё осенью на пресс-показе продюсеры уверяли, что у них, дескать, две игры в одной коробке. Хотите понервничать – играйте «соло», хотите узнать подробности о моральных метаниях Карвера – зовите товарища. Слова подкрепили эпизодом из второй половины действа, когда герои попадают на ледяную планету Тау Волантис.
Там Карвер, снедаемый виной, как некогда сам Айзек, начинает видеть галлюцинации. От зова совести, усиленного сигналом зловещего Обелиска, солдат впадает в транс. Пока Кларк кромсает прущих отовсюду тварей, его напарник бегает по – в буквальном смысле – руинам счастливой жизни и расталкивает фантомов.
Отбившись от порождений воспалённого разума, репортёры одобрительно кивали головами и записывали в блокноты неизбежное сравнение с Kane & Lynch: Dead Men — там одному из персонажей тоже мерещилось чёрт-те что. Вот только незадача – других таких эпизодов в Dead Space 3 нет. Если не считать этой, между прочим, бонусной миссии, весь «кооп» — симметричнее некуда.
Проходить же кампанию в «сингле» не с руки, ибо чем дальше в лес, тем сложнее сценаристам объяснить, почему хмурый дядька со шрамом Джон Карвер появляется исключительно в роликах. Особенно в финале, где ему отведена судьбоносная роль. Это не Gears of War, Army of TWO или Resident Evil 5, в которых разработчики не поскупились на ботов. Здесь вечно чувствуешь, что чего-то (вернее, кого-то) недостаёт, если играешь в офлайне.
Dead Ships
Впервые познакомившись на Луне и едва удрав от толпы юнитологов, штурмующих город, Карвер и Кларк берут курс на Тау Волантис, где, возможно, найдётся спасение от обелисков. Прибыв в систему, они находят целое скопление заброшенных кораблей Суверенных Колоний, встречают горстку выживших и начинают искать челнок, способный доставить их к планете.
Путешествия по кладбищу военных судов – та самая Dead Space с постоянным сумраком, хорошо знакомыми некроморфами и ворохом свежих надуманных головоломок. Разве что ни капли не страшно. Иногда, бывает, выскочит уродец из вентиляции в неподходящий момент и заставит выкрикнуть «#$%&@!», но это уже, право, дешёвые трюки.
Зато свободы стало чуть больше. Пусть незримая рука всегда подталкивает героев вперёд, никто не запрещает сойти ненадолго с пути, чтобы выполнить побочную миссию – осмотреть, например, соседний научный крейсер (а позже на планете – какую-нибудь базу снабжения). Главное — взяв бонусное задание, не покидайте игру, иначе придётся начать его заново. Не сохраняют здешние «чекпойнты», хоть тресни.
Чудеса инженерной мысли
Исследователей, желающих потратить лишние полчаса и стерпеть засилье порой чудовищного «ксерокопирования», награждают ресурсами, запчастями и аудиозаписями, лучше раскрывающими подоплёку событий. Ведь готовые «пушки» тут не предлагают, максимум – чертежи для сборки, а вместо денег мы тратим вольфрам, металлолом, полупроводники и соматический гель.
Задумка интересная, и реализовали её умело. Выбрав станину, мы прикрепляем два ствола (автомат+огнемет, дробовик+пилорез, тесла-излучатель+клепальный молоток – как захотите), цепляем к ним вариаторы (скажем, расширяющие зону поражения или добавляющие эффект электрошока) и пару аксессуаров общей полезности. Список деталей не слишком велик, но, поскольку сочетать их разрешают по-всякому, фантазии есть где развернуться. Плюс, ещё можно вставлять чипы типа «+2 к урону, +1 к перезарядке».
Там же, на верстаке, находится раздел для создания аптечек, стазис-паков и универсальных обойм. Вбухивать все материалы в них не следует, ибо эта же «валюта» нужна для улучшения бронескафандра. У которого, в отличие от предыдущих частей, нет «древа» с кучей узлов – просто несколько полосок для здоровья, защиты, запаса кислорода, мощности кинезиса и т.п.
Благо топтать трупы и ящики битых 15 часов не заставляют. У Кларка и Карвера есть боты-сборщики; запустил такого, и он сам нахватает железок и минут через пять телепортируется на верстак. Самым нетерпеливым, впрочем, выкладывают узаконенные читы за реальные деньги. Предусмотрена и лазейка – в 8-й главе одна из комнат постоянно генерирует случайные предметы, причём, как утверждает EA, это не «баг» — эксплуатируйте до посинения.
С другой стороны, владельцам Limited Edition возня с «пушками» не грозит – им сразу выдают столь ядрёный комплект, что с ним они спокойно дойдут до развязки.
Make it whole
Арсенал сгодится не только против мутантов – впервые в серии на нас натравили живых врагов. Спецназ юнитологической церкви нападает не так часто и не шибко блещет интеллектом, но разбавляет привычную формулу. Собственно, из-за него Айзека научили кувыркаться и прижиматься к укрытиям неудобным способом. Некроморфы из фанатиков тоже получаются знатные – метко стреляют, гады!
Уклон в боевик заметен в музыке. Если первая Dead Space угнетала многослойной оркестровой какофонией, вызывая порой ложное ощущение безопасности, то сейчас Джейсон Грейвс и помогавший ему Джеймс Хэнниган не чураются пафоса, напряжённых электронных ритмов и мелодичных лирических отступлений. Звук же как был потрясающе сочным, так им и остался. Здорово поработали и художники. Пусть Visceral не пожелала улучшить текстуры и шейдеры для PC, выглядит Dead Space 3 красиво.
Удачное сочетание картинки и звукоряда отвлекает от изъянов игрового дизайна. Абсурдные условности вроде «лифт не спустится, пока вы не перебьёте противников», раздражавшие в прежних Dead Space, попадаются с пугающей частотой. Финальная треть кампании – и вовсе халтура, пережить которую без вреда для мозгов можно лишь в «коопе» с голосовой связью. Гигантомания, помноженная на утомительные пробежки туда-сюда, да ещё в обрамлении избитой идеи, — кто-то в Visceral засмотрелся на Halo. Попробуйте осилить эти уровни в одиночку, и сами начнёте вторить вслед за сумасшедшими жителями Тау Волантис: “Turn it off! Turn it off!”.
Вообще, если приглядеться, то повествование Dead Space 3 будто собрано по учебнику «Голливудский блокбастер для чайников». Подобрали все клише, до каких дотянулись. Айзек глупо ломается, не желая спасать мир. Главный злодей поражает безвкусным нарядом и бестолковостью мыслей. Внезапный любовный треугольник фонтанирует дерьмовыми диалогами. Заключительная глава до того нелепа по задумке и исполнению, что гробит последние потуги на серьёзную драму. А традиционно бездарный перевод толмачей вдобавок искажает остатки смысла.
Самое обидное – объяснение, наконец-то раскрывающее подлинную суть обелисков. Народные теории, плававшие в Сети после релиза Dead Space 2, звучали куда свежее и интереснее, чем Спойлер!
* * *
Dead Space 3 определённо не свезло со сценарием, но как чистый экшен для двоих она неплоха. Конечно, не хит “АААА”-класса, в чём заверял продюсер Стив Папустис. Скорее, “B-movie”.
1921 Прочтений • [Рецензия на Dead Space 3] [14.02.2013] [Комментариев: 0]