Обзор на игру Valkyrie Profile: Covenant of the Plume
Подъемлют спор за человека
Два духа мощные: один -
Эдемской двери властелин
И вечный страж её от века;
Другой - во всем величьи зла,
Владыка сумрачного мира:
Над огненной его порфирой
Горят два огненных крыла.
Но торжество кому ж уступит
В пыли рождённый человек?
Венец ли вечных пальм он купит
Иль чашу временную нег?
Господень ангел тих и ясен:
Его живит смиренья луч;
Но гордый демон так прекрасен,
Так лучезарен и могуч!
«Ангел и демон», Апполон Майков
Признаюсь откровенно, я обожаю «плохих» героев. Гроссмейстеры тёмных дел, коварные кукловоды, для которых мир – шахматная доска, каждый ход на которой решает судьбы народов. Неоднократно проклятые, предающие и преданные, оставшиеся один на один в бою против судьбы, порядка, закона, – разве есть образ романтичнее? Наверное, неудивительно, что одним из самых любимых, самых запомнившихся персонажей для меня был и остается Артас Менетил из вселенной WarCraft – отцеубийца, истребитель невинных, предатель рода человеческого и вместе с тем – целеустремлённая личность в погоне за высшими идеалами. Отдать самое себя за идею абсолютной справедливости – эталонный пример взлёта и падения классического паладина в мире фэнтези. Вместе с Артасом мы пережили немало побед и поражений, горевали над потерями и радовались очередному удачному ходу на мировой шахматной доске. Но у истории WarCraft есть свои начало и конец, а душа вечно желает чего-то нового. Поэтому лишь только мне на глаза попалось краткое описание Valkyrie Profile: Covenant of the Plume, я немедленно забыл обо всех остальных играх, расчехлил верную Nintendo DS и с головой ушёл в новую историю о борьбе человека против богов и устоявшихся общественных моралей. Знакомьтесь – Вилфред, духовный наследник Артаса, избравший своим верным спутником холодную месть.
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
Александр Грибоедов
На путь мщения Вилфред встал не просто так – как и полагается великим сумрачным протагонистам, им движет непростая моральная дилемма. Во время недавней войны отец нашего героя, Тайодор, пал на поле боя, и боги решили забрать отважного воина в Валгаллу в награду за его ратные подвиги. Казалось бы, честь и хвала благородному меченосцу, но нет – Вилфред не смог примириться с утратой, тем более что без отцовского покровительства семья оказалась за порогом нищеты. Совсем скоро мать молодого Вила сошла с ума, а младшая сестрёнка умерла от голода. Взяв в руки старинный отцовский меч, Вилфред поклялся отомстить валькирии, проводившей душу любимого отца в Асгард, и отправился искать крылатую воительницу в самые беспокойные места окрестных земель – туда, где бушует война и где боги собирают достойную жатву из духов смертных. Политическая обстановка как нельзя больше способствовала планам начинающего богоборца – в сильнейшем местном королевстве, Артолии, назревала гражданская война между двумя братьями-принцами, каждый из которых претендовал на трон. И в этой непростой обстановке нам и предстоит начать своё приключение.
Где меньше войска, там больше храбрых.
Александр Суворов
Отвлечёмся ненадолго от сюжета и атмосферы и поближе взглянем на игровую механику. Больше девяноста процентов времени, проведенного за Valkyrie Profile, вам предстоит сражаться. Поле боя сразу покажется знакомым всякому, кто хоть раз в жизни играл в тактические ролевые игры японского образца, - небольшое пространство для манёвра, где определённым образом размещены противники. Стороны делают ходы по очереди, причём персонажи не могут двигаться после нанесения удара, поэтому о тактике вроде «стукнуть-отбежать» забудьте сразу. Размер нашего отряда не может превышать четырёх человек, так что масштабных действий тоже не ждите. Зато противники нередко выходят на нас с двукратным преимуществом, что, несомненно, добавляет игре интереса. Внешний вид персонажей, управление ими и тактические бои в целом до боли напоминают Final Fantasy Tactics Advance… вплоть до первого столкновения с противником. Тут-то VP и начинает демонстрировать игроку свои уникальные «фишки», первой из которых является система взаимодействия союзников, подобная тому, что мы видели в Super Robot Taisen. Находясь на достаточно близком расстоянии от противника, ваши персонажи смогут нанести ему удар, даже если их ход уже потрачен, – то есть при удачном раскладе за один раунд каждый из четырёх членов вашего отряда может нанести четыре удара. Но на этом тактика не кончается. Пожалуй, самой интересной особенностью VP является непосредственно бой, который происходит не автоматически, а при активнейшем участии игрока. Стоит вам отдать команду “Attack”, как разбитое на квадраты поле сменяется небольшим экраном индивидуальных сражений, где атакующий и атакуемый стоят лицом к лицу (ну, или не лицом к лицу – смотря откуда бить, конечно) и поочерёдно наносят друг другу удары. Вам при этом нужно нажимать определённую клавишу, присвоенную вашему воину. Казалось бы, зачем усложнять откатанный в десятках других tRPG процесс и выдумывать отдельные экраны для такой простой задачи? Ан нет, при одновременной атаке нескольких союзников вы сможете нанести врагу достаточно ранений, чтобы активировать специальный удар, зачастую снимающий больше хитов, чем все предыдущие выпады, вместе взятые. А при должной сноровке специальный удар сможет провести не один воин, а все четверо. Количество урона при этом зашкаливает, что позволяет разделывать самых жестоких противников за один ход. Причём, если как следует расстараться и продолжать «добивать» врага даже после того, как отметка его здоровья достигла нуля, игра это отметит и начислит вам очки в так называемую шкалу «греха». Да-да, подобное отношение к побитым противникам считается очень даже греховным, но нам-то того и надо! Ведь за достижение определённого уровня сего сомнительного бонуса в каждой миссии предусмотрены вкусные награды в виде оружия, доспехов и предметов различной степени полезности. Да и просто приятно иметь перед собой дополнительную цель помимо простого уничтожения всего живого.
Этим тактические особенности VP не ограничиваются. Присутствуют и стандартные приёмчики вроде нанесения удара сзади (что позволяет оглушить соперника) и окружения супостата (благодаря чему становится проще сделать специальный удар). Естественно, противники не гнушаются опробовать ту же тактику уже на вас, поэтому не помешает использовать особенности местности, чтобы не допускать окружения. Контроль поля битвы облегчается за счёт наличия разных классов персонажей, способных вести бой с дальних дистанций. Копейщики, например, бьют с двух клеток, оставаясь недостижимыми для мечников. Маги хвастаются мощнейшими атаками, способными отравить, заморозить или парализовать неудачливого противника. А королями самых дальних дистанций по праву считаются лучники.
Если для реализации ваших гениальных тактик этого мало, обратите внимание на подборку активных и пассивных умений, которые может изучить каждый персонаж. Благословения и проклятия, рывки вперёд и средства ухода в глухую оборону – всё это здесь есть и ждёт умелого командира, способного применить эти богатства. Для эстетов наличествуют даже такие красивые комбинации, как обмен местами с противником. Самое то, чтобы доставать этих надоедливых колдунов из труднодоступных мест!
Все равны мы перед смертью,
Всех разит её копьё,
Лучше славная кончина,
Чем позорное житьё.
Шота Руставели
Но игра не заслужила бы звания «тёмного фентези», не будь в ней абсолютного оружия, покорного лишь воле главного героя и несущего неостановимую смерть и разрушение на поле боя. Заключив контракт с Хель, повелительницей мира мёртвых, Вилфред получил уникальную способность жертвовать своих союзников Нифльхейму, взамен получая небывалое преимущество в сражении. Пожертвованный боец живёт ровно до конца текущего боя, но уж зато в этом бою герою не будет равных – характеристики избранника увеличиваются до заоблачных значений, после чего завершение миссии является делом тривиальным. Перед смертью наш спутник оставляет Вилу прощальный подарок – суперспособность, доступную для применения лишь один раз за бой, но кардинально меняющую ход сражения. Характер такой способности зависит от того, кого именно мы решили отправить на свидание с Хель. Выбор отягощён и моральными проблемами – кого попало отдавать нельзя, персонаж обязательно должен быть вашим боевым соратником, проверенным до этого в нескольких жарких битвах. Причём сами спутники поступают в отряд не по отдельности, а почти всегда парами. Вот и выбирайте очередного агнца на заклание – девушку-беглянку, вновь обретшую любимого отца после долгих лет скитаний в одиночестве, или, может быть, одного из сирот-близнецов, у которых нет больше в мире никого, кроме друг друга?
Последствия подобного выбора распространяются и за пределы одного боя – игра предполагает три варианта развития сюжета и, соответственно, три концовки разной степени мрачности, сопровождаемые красивейшими фирменными CGI-роликами от Square Enix. Разумеется, не обойдётся и без трогательных разговоров с теми из соратников, кто остался жив и теперь горюет об утрате. В самом же конце нас ждут душеспасительные беседы с валькирией, за которой мы так долго охотились, причём реакция Вила будет напрямую зависеть от количества принесённых до этого жертв. И, хотя среди доступных вариантов окончания есть и очень трагические, жалеть тут особо не о чем – ведь такой игре добрая концовка была бы просто не к лицу. Да и сами наши спутники – далеко не аватары добродетели. Присутствуют среди них и наёмные убийцы, и предатели, и просто бессердечные личности. В общем, есть из кого выбирать.
И нет конца? Да нет, в конце концов — конец.
Омар Хайям
В лучших традициях приставочных игр после финальной битвы можно начать игру заново, сохранив при этом накопленное добро и разученные приёмы. Возможность пройти игру, не принося в жертву вообще никого, становится более чем доступной, хоть для этого придётся и постараться. Вообще же сложность VP варьируется довольно странным образом – игра то подкидывает нам откровенно простые миссии, то неожиданно ставит в «невозможную» ситуацию, прозрачно намекая на необходимость очередного сеанса «раскрытия потенциала» союзников. Зато, само собой, прохождение «невозможных» миссий обычным путём, без помощи Хель, приносит чистейший восторг и незамутнённое удовлетворение, а также даёт право гордиться собой, – как-никак, мы побили гейм-дизайнеров и показали компьютерным мозгам, что до человека им ещё ой как далеко. Впрочем, несмотря на всё это, под конец играть становится всё же слишком просто – даёт о себе знать прокачка персонажей. Поэтому небольшая продолжительность (всего-то десятка два боёв) идёт игре только в плюс.
В общем и целом VP стоит внимания как тех игроков, которые любят поразмяться в тактических боях, так и тех, кто ищет необычных сюжетов и нетипичного подхода к фэнтези. В кои-то веки противостояние между сердцем и судьбой происходит не на фоне унылых орков и гоблинов, а в атмосфере жёсткого политического соперничества и бури человеческих страстей. Да и не так уж часто нам дают отыграть «тёмного» героя, чьим побуждающим мотивом служит чистая и незамутнённая месть. Грех упускать такую возможность.
15532 Прочтений • [Обзор на игру Valkyrie Profile: Covenant of the Plume] [02.02.2013] [Комментариев: 0]