1995 год. Два года прошло с выхода первых частей Master of Orion и Space Empires. Тогда уже выходит вторая часть «Космических Империй». В этом же 1995 году выходит Ascendancy…
И тогда силами двух Джеффов (Джефф Джонсон и Джефф Макбрайд) и издательства Empire Interactive выходит игра Stars!
Сейчас игра представляет собой ночной кошмар того, кто ценит в играх графику. Однако в игре кроется немало сюрпризов.
Вот так выглядит вся игра. Кстати, она вполне спокойно работает на Windows XP. Правда, существуют некие натяжки.
Полдень, XXV век
Сюжет – не самое главное в космических 4X-стратегиях, но в Stars! (такое название игры, без восклицательного знака никак) он справляется со своей главной задачей: объясняет что к чему.
Существует теория о том, что каждая вселенная представляет собой пузырь в пустоте. И она подтверждается после того, как расы Сзнип (Sznip) и Фермис (Fermis), применяя свои мегамощные орудия, уничтожают друг друга. Итог – все вселенные-пузыри лопаются. Все, кроме одного пузыря. И в нём очень много разумных рас. Они все были тогда недоразвитыми, но к 2400 году сумели дорасти до того уровня развития, чтобы строить корабли прямо в космосе, в специальных космических станциях. И вот этот год ознаменовывает начало планетарной эры. Каждая раса приступает к покорению космоса…
Игра похожа на Space Empires, за исключением трёх деталей. Первая деталь кроется в том, что тренировочный уровень вполне внятно и грамотно объясняет азы. И он представляет собой цепочку заданий, которые плавно превращаются в простую игру. Причём «туториал» тут подаётся посредством местного лога сообщений. В Space Empires под туториалом скрывалась обычная игра, при которой запускается help-файл. И задания там было выполнять не обязательно, весь опыт игры в SE зависит от того, читаете ли вы файл помощи или нет.
Второе отличие от «Космоимперий» в «Stars!» кроется в том, что… у вас есть начальный набор кораблей. Если в SE вам надо было в первый же ход заняться проектированием кораблей, ибо чертежей там у нас просто нет, то в «Stars!» на орбите родной планеты вас ждут несколько кораблей: один-два разведывательных зонда, один колонизатор и пара других кораблей, строительство которых зависит от специализации вашей фракции.
Ну а третье отличие завязано на космогонии. Иначе - по конструкции вселенной. Если в SE системы представляют собой эдакие «комнаты» (все игры этой серии сделаны в 2D, даже пятая часть, которая использует 3D-графику), соединённые «точками перехода», то в «звёздах» нет такого понятия, как «система». На карте изображены только планеты, флоты и червоточины. Остальных деталей, которыми пестрела SE, здесь нет и в помине.
Квартирный вопрос
А вот что касается игровой механики, то... Тут не всё просто: начать хотя бы с того, что нормально играть можно лишь как минимум в разрешении 1024 на 786. Потому что в 800 на 600 игра натурально не умещается на экран. Точнее, умещается, но даёт слишком мало игровой информации.
Далее: просто отправить колонизатор на соседнюю планету мало. Надо перед этим его ещё нагрузить колонистами! Подобная вещь упорно игнорировалась серией MoO, а в SE эта фишка появилась только в четвёртой части.
Более того, планеты стоит тщательно выбирать. Наша раса (если это не силиканоиды) хорошо живёт при одних условиях и так же хорошо вымирает при других. У каждой планеты есть три параметра, которые определяют эти условия: гравитация, температура и радиация. Например, гуманоиды обитают там, где на планете соблюдена «золотая середина». Но если гравитационная постоянная на планете равна 5,36, а радиационный фон на ней составляет 12 миллирентген, то эта раса там жить не может. Колонизировать такую планету можно, но рано или поздно тамошняя колония вымрет.
Чтобы понять это, надо разведывать планеты. В идеале надо совмещать приятное с полезным. То есть колонизировать богатые ресурсами миры с подходящими условиями для проживания.
Окно погрузки/разгрузки. С него начинается жизнь любой колонии.
Не кочегары мы, не плотники
Экономическая система упирается в четыре ресурса: просто ресурсы, германий, бораний и ироний (Ironium, или просто железо). Последние три добываются шахтами, «просто ресурсы» (так и называются, resources) являются результатом работы фабрик. Все они необходимы для создания кораблей и планетарных построек. Первые требует всё и сразу, а вот со зданиями и прочими операциями планетарного масштаба не всё так просто - шахты и терраформинг нуждаются в ресурсах, а строительство фабрик, радаров и даже защитных установок требует святой троицы ископаемых: германия, борания и железа.
И это ещё не всё: в игре нет такого понятия, как «единая казна». Добывать ресурсы можно и на незанятых планетах, но тогда надо использовать грузовой корабль, чтобы принести в колонию. Грузовые корабли, кстати, играют важную роль в развитии нашей империи: когда посылать грузовые пакеты с одной планеты на другую (под видом астероидов) нельзя или невыгодно, тогда нет ничего лучше простого фрахтовщика.
Список особенностей. В игре можно узнать специфику своей подконтрольной расы.
Они такие разные
Что касается рас, то тут начинается игровое разнообразие. Начать с того, что изначально рас семь, а особенностей и их комбинаций хватит на добрый десяток! В игре есть встроенный редактор рас, и создать своих зергов, которые хорошо размножаются только на ледяных планетах с низкой гравитацией, тут дело пустяковое. Главное, чтобы играть ими можно было. Да что же там, можно создать настоящую расу пиратов, прикрепив к ним особенность «Super-Stealth»!
Начальные фракции тоже блещут разнообразием. Инсектоиды любят драться, силиканоиды просто пытаются заселить всю карту, а гуманоиды – мастера на все руки и имеют встроенный во фрегаты, зонды и эсминцы радар. Он позволяет сканировать планеты дистанционно.
Не меньший интерес вызовут и простые особенности, вроде «дешевых двигателей» или «регенерирующих щитов». Некоторые из них, вроде «улучшенных станций», позволяют создавать новые типы вооружения или новые корпуса кораблей или орбитальных станций.
Но самое главное, что эти особенности порой меняют игровую механику. Расы, освоившие «Packet Physics», могут отправлять на разные планеты астероиды, иначе называемые "грузовыми пакетами", с большим запасом ресурсов, которые можно перехватить фрахтовщиком. Этими же астероидами можно и устроить локальный апокалипсис на конкретной планете. Мастера «уничтожения пространства» (Space Demolition) способны заминировать полкарты. А жители «альтернативной реальности» (Alternate Reality) - единственные, способные создать Звезду Смерти (так называется орбитальная станция неприличных размеров).
К слову о последних: эти ребята очень специфичные, ибо на поверхности планеты не живут. Обитают они в орбитальных станциях. Однако их тоже затрагивает атмосфера планеты, к которой они "прописаны".
Поле боя. Во время сражений ничего сделать нельзя. Любуйтесь ходом событий.
Наука побеждать
Военные действия делятся на две части, в каждой из которых есть некая свобода выбора: сражения в космосе и войны за планеты. В боях кораблей мы не можем принимать участие - корабли сражаются сами по себе, чётко следуя поставленным нами планам. Изначально у нас есть четыре плана, но можно создать новые.
Планы состоят из следующих параметров: главная цель, вторичная цель, тактика и на кого нападать.
Вооружённые корабли атакуют главную цель. Если таковой нет, то вторичную. Если и таковых мишеней нет, то они нападают на то, что попалось.
Невооружённые же корабли пытаются пережить от 2 до 14 ходов, чтобы улететь с места битвы.
А вот тактики разные: корабли либо стараются нанести максимальный ущерб либо получить как можно меньше урона. Либо нападать, не заботясь о жизнях своего экипажа. И можно выбросить груз перед боем! Так что здешние караваны имеют полное право показать фигу своим грабителям.
Но с оружием разнообразия меньше. Есть торпеды – весьма дальнобойное оружие, точность которого усиливается компьютерами. Есть лазеры, которые дёшевы и ничего не требуют, но обладают низкой дальностью. А есть ракеты - по сути, усиленные торпеды, только наносящие двойной урон кораблям без щитов.
Что касается боёв планетарного масштаба, то тут два варианта: либо задавить вражеских колонистов своими десантниками, а на самом деле другими колонистами, либо сравнять колонию с землёй, точнее, с космосом. Первое позволяют фрахтовщики, но делать это предпочтительно сразу же после колонизации планеты противником.
Поскольку чем больше население колонии, тем труднее её захватить. А второе активно решается кораблями-бомбардировщиками. Но тут надо решить, чем бомбить: одни бомбы уничтожают много зданий, другие убивают больше народу. Да и планетарная защита не дремлет – она не позволит устраивать геноцид или высаживать своих подчинённых.
Мелочи
У игры есть конструктор кораблей. И за ним можно долго сидеть, особенно если технологии позволяют. Можно создать быстро собираемый (не требующий много ресурсов и ископаемых) корабль, который в начале партии обеспечит защиту. Можно создать линкор, который уничтожает все вражеские суда в радиусе 6 клеток. Можно создать разведчика с мощным радаром и двигателем, который не расходует топливо при определённой скорости. В общем, простор есть.
Здесь мы думаем над тем, что создать. Фрегаты - хорошие разведчики, но по желанию в них можно понапихать пару лазеров.
Наука в «Stars!» упрощена до предела. Есть шесть ветвей развития, куда вкладываются ресурсы. Одна ветвь позволяет строить мощные щиты, другая – оружие, третья – новые корпуса кораблей и так далее. Однако интерфейс построен таким образом, что всегда узнаёшь, что учёные тебе подарят в следующем ходу.
Что касается такой вещи, как политика, то её здесь нет. Точнее, нет в игре, но в мультиплеере присутствует. Дело в том, что игра происходит по принципу параллельности процесса хода, когда игроки в свой ход отдают приказы, а в конце хода эти приказы выполняются.
Более того, раньше в ходу были игры по переписке, когда для игры нужно было использовать электронную почту. Вот там и можно было договориться о мире. Впрочем, задатки этой политики в игре присутствуют. По крайней мере, игрок может передать своему формальному союзнику целый флот.
Окно науки. Готовимся открыть для себя корабли класса "Капер".
Наследие
Игра вышла в свет в вышеупомянутом 1995 году и понравилась многим игрокам. И они хотели продолжения. Но не дождались: Должен был выйти сиквел под названием «Stars: Supernova Genesis», но издатели не испытывали к этому проекту интерес. И под конец про «Сверхнову» забыли. Сами фанаты несколько раз делали всякие версии «Stars!», но рано или поздно разработка либо замедлялась, либо сворачивалась.
Но идеи Джеффов оказались живы. С 2002 года российские энтузиасты работают над онлайновым клоном под названием «Real4X». Есть ещё зарубежный аналог под названием «Thousand Parsecs», который обладает несколько непривычным интерфейсом.
Серия «Master of Orion» остановилась на третьей части, вышедшей в 2001. Серия «Space Empires» прекратила развиваться после выхода в 2008 пятой части. А «Stars!» не имеет никаких продолжений, но умудряется жить за счёт своих клонов. Равно как и вышеупомянутый «Master of Orion».
«Звёзды» оригинальны и они этим впечатляют. Орион красив, космическая империя богата на детали, а звёзды просты. Просты и в то же время необычны.
17297 Прочтений • [Обзор на игру Stars!] [02.02.2013] [Комментариев: 0]