Знаменитый игровой дизайнер и сценарист Рон Гилберт всегда любил не только добрую шутку, но и искусство едкой издевки, сатиры и пародии. В Maniac Mansion он смеялся над обществом в целом и фильмами ужасов в частности, в играх серии MonkeyIsland — над штампами пиратских приключений, в Penny Arcade Adventures и Deathspank — над клише ролевых игр. И вот теперь в The Cave— над платформерами, квестами и заодно над всеми нами.
Системные требования
ОС: Windows XP
Процессор: Intel Core 2 Duo 1.8 Ghz
Оперативная память: 1 Gb
Жесткий диск: 1.5 Gb свободно
Видео память: 256 Mb
Видео карта: nVidia GeForce 8600
DirectX: 9.0c
Рекомендуемые требования
ОС: Windows XP/Vista/7
Процессор: Intel Core 2 Duo 2.2 GHz
Оперативная память: 2 Gb
Жесткий диск: 1.5 Gb свободно
Видео память: 512 Mb
Видео карта: nVidia GeForce 8800
DirectX: 9.0c
После успешной Kickstarter-кампании Double Fine Adventure любители квестов возлагают особые надежды на творческий тандем Рона Гилберта и Тима Шейфера: если им удастся выпустить что-то в духе золотой классики LucasArts, возможно, это станет началом возрождения жанра. Однако в своем первом под крылом новой студии проекте Гилберт вспомнил не только собственную классику в лице Maniac Mansion, но и чужую — речь о The Lost Vikings, едва ли не первой игре, скрестившей платформер с квестом.
Трое в глубине
На старте мы выбираем трех персонажей из семи доступных и отправляемся в глубь огромной, говорящей и весьма циничной пещеры. Та лукаво предлагает пройти испытания, получить желанную награду и попытаться выбраться с ней на поверхность. Подвох раскроется только в финале, а до того времени игроку придется изрядно побегать.
Игровой процесс во многом похож на то, что мы видели в The Lost Vikings и массе современных платформеров того же рода. Прыгая через пропасти и рвы с кольями, лазая по лестницам и канатам, мы, как правило, должны задействовать всех трех персонажей, чтобы пройти дальше. Где-то нужно всем одновременно вставать на платформы и тянуть за рычаги, где-то одному надо сбросить сверху ящик, чтобы другой с его помощью забрался на нужный уступ — и так далее.
Однако от прочих клонов The Lost Vikings игра Гилберта отличается тем, что здесь совсем нет сражений, а вот типичных квестовых упражнений куда больше. Да и уникальные особенности каждого героя используются не совсем так, как мы к этому привыкли. То есть легендарный дизайнер все-таки нашел свою, оригинальную формулу. Разве что не все ингредиенты оказались одинаково удачными.
Пещера желаний
Игра разделена на общие для всех и индивидуальные для каждого героя зоны. Пройдя общий отрезок, троица подходит к какому-то препятствию, преодолеть которое может только тот персонаж, у которого есть подходящая способность. Например, неуязвимость для огня и оружия, возможность плодить двойников или телепортация на определенное расстояние.
В каждой индивидуальной зоне героя ждет уникальное приключение и возможность получить «свою прелесть»: рыцарю выпадет шанс завладеть легендарным Экскалибуром, маленьким мрачным близнецам — освободиться от опеки родителей, искательнице приключений — найти легендарный саркофаг. Достичь вожделенной цели смогут и деревенский простачок, тибетский монах, и женщина-ученый, и путешественница во времени.
Именно эти индивидуальные отрезки — соль и суть игры, так как здесь ярче всего заметен ироничный стиль Гилберта. К примеру, пародируются типичные сюжеты о принцессе в неприступной башне и драконе: принцесса тут явно устала от бесконечных испытаний за звание лучшего жениха и мечтает о простом инженере. А потом рыцарь забывает закрыть дверь в подземелье дракона, и все заканчивается неожиданно, кроваво и весело. Заодно досталось и мифам про короля Артура: вытащить знаменитый меч из камня можно лишь с помощью взрывных работ, проведенных коллегами храброго рыцаря.
Забавных сценок в The Cave много: мы подвешиваем за хвост какое-то чудище из глубин, обводим вокруг пальца фокусников на ярмарке, заряжаем батарейки в луже с электрическими ужами. Путешествуя во времени, делаем все, чтобы лучший служащий всех времен и народов никогда не родился. Да, едва ли кто-то сочтет это таким же смешным, как юмор классических хитов LucasArts, но не спешите говорить, что Рон Гилберт исписался.
И по ходу прохождения, и тем более по его итогам становится понятно, что здесь он пытается не только смешить, но и говорить с нами о неких важных, почти философских вещах. По сути, вся игра — притча о человеческой жадности, грустно иронизирующая над конечной целью большинства игр, где ради финальной награды нужно убить кучу народу. Здесь герои ради исполнения своего желания тоже готовы идти по трупам. Хороший финал можно получить, только если наступить на горло собственной жадности. Не получилось с первого раза — пройдите игру заново с другими персонажами!
Эх раз, еще раз!
Юмор, пусть и черный — это лучшее, что есть в игре. Здесь много загадок, но мало разнообразия и пищи для ума. Угадать код, изучив меню и расписание, поднять вагонетку на нужный уровень, правильно распределяя силу тяжести всех персонажей, вовремя переключаться между персонажами, на лету активируя нужные плиты, чтобы опустить саркофаг, — действительно интересные ситуации и изящные решения можно пересчитать по пальцам.
Зато постоянно приходится вспоминать недобрым словом мать учения. Всю игру мы будем взрывать каменные стены динамитом, вытаскивать и вставлять предохранители в электрощиты, приманивать кого-то сосисками, одновременно тянуть сразу три рычага, а также таскать ящики и другие тяжелые предметы, чтобы использовать для подставки или сбросить кому-нибудь на голову.
Все это чудовищно растягивается во времени из-за того, что игра заставляет нас подбирать предметы и использовать их в активных точках, но не разрешает складировать их в инвентаре (его тут вообще нет). Вместо того, чтобы взять сразу три динамитных шашки, приходится каждый раз возвращаться за новой в самый низ уровня. Даже если вы каким-то образом предугадали, что понадобится именно три шашки и оставили там одного персонажа, все равно придется тратить время на путь наверх. Когда этой беготни, рычагов, нажимных платформ, таскаемых взад-вперед ящиков, сосисок и предохранителей становится совсем уж много, начинает казаться, что это не ошибки геймдизайна, а осознанная позиция. Быть может, как и в Deathspank, Гилберт иронизирует не только над целью, но и над игровым процессом подобных игр, выпячивая и гипертрофируя все их типичные проявления?
* * *
Оценивать The Cave можно с двух позиций. С одной стороны, это типичная игра, сделанная человеком, который полез не в свое дело: у Гилберта отлично получаются квесты и диалоги, но нет опыта в пазл-платформерах. Если, например, в Trine была масса изящных и разнообразных головоломок в пределах одного экрана и без лишней беготни, то здесь много однообразных задач, искусственно растянутых во времени и в повторяющихся локациях. Все это умножено на не самое отзывчивое управление и зависающие скрипты.
С другой стороны, The Cave— это хорошая пародия, в которой есть и запоминающиеся персонажи, и смешные шутки, и взрослый небанальный подтекст, и та самая «лукасартовская» харизма. Концентрация беготни и самоповторов, к счастью, все-таки не переходит критическую черту, а приключения некоторых героев с лихвой компенсируют предшествующую им рутину — это позволяет сохранить и интерес, и общее положительное впечатление от игры. Но хочется, чтобы в будущем Рон Гилберт завязал уже с экспериментами и наконец сделал то, что когда-то у него получалось лучше всего.
925 Прочтений • [Рецензия на Cave, The] [01.02.2013] [Комментариев: 0]