В июне, когда Sony и Microsoft привезут на Е3 следующее поколение консолей, жилища игроков вновь станут полем ожесточённой битвы платформ. Но в этом раунде за сердца и кошельки поборется не только старая гвардия.
Щит и коробка
Первые залпы уже прозвучали в Лас-Вегасе на январской выставке CES. Valve продемонстрировала прототип своего Steam Box, работающего под управлением Linux, а Nvidia представила устройство Project Shield, позволяющее запускать приложения для Android и дистанционно играть на домашнем компьютере.
Большие платформодержатели пока никак не реагируют на эти претензии и держат драматическую паузу. Впрочем, западная игровая пресса, натужно имитирующая 24-часовой новостной цикл «взрослых» информагентств, вовсю обсасывает неподтверждённые слухи о грядущих «PlayStation 4» (кодовое название — Orbis) и «Xbox 720» (Durango). Даже производительность успели сравнить.
Несмотря на разные подходы к проблеме (см. наши новостные заметки), цель у Steam Box и Shield одна: сделать РС для обывателя таким же простым, как Wii или Sony PlayStation, перетащив картинку из монитора на гигантскую «плазму» в гостиной. Благо обе компании полны решимости и ресурсов.
Снятся ли андроидам электрические яблони
Но если Steam Box – традиционный PC в сверхкомпактном дизайне, Project Shield – скорее, надстройка над существующими системами. Сама Nvidia просит не называть устройство «консолью», хотя именно это слово приходит на ум, когда видишь Xbox-образный геймпад с прикреплённым к нему 5-дюймовым экраном. Хотя своей экосистемы у него и впрямь нет. Shield в равной мере дружен с магазинами Google Play и Steam, а его мощный процессор Tegra 4 не является эксклюзивом – к осени мы увидим его в доброй дюжине планшетов и смартфонов.
Собственно, «андроидная» сущность Project Shield заинтересовала меня сильнее, чем передача изображения с РС на телевизор. Операционная система Android давно пасует перед iOS во всём, что касается игр. В яблочном саду имени Джобса, который не критиковали за закрытость только фанаты и очень ленивые, вырос целый лес интересных проектов. Поспособствовали тому выгодные условия для разработчиков, широкая популярность i-устройств и, что главное, общность аппаратной начинки. Даже сейчас, когда в «линейке» продуктов Apple есть несколько моделей iPod Touch, iPhone и iPad с разными процессорами и форматами дисплея, это, по сути, единая платформа.
Google же стала жертвой политики «открытых дверей». В мае прошлого года сотрудники гонконгской компании Animoca подсчитали, на скольких Android-устройствах им приходится тестировать каждое приложение – около 400! Стол, заваленный телефонами, планшетами и нетбуками, пугает, ведь они отличаются не только диагональю экрана, но и «железом». Пусть «корпорация добра» слегка закрутила гайки в ОС версии 4.0, многих iOS-хитов в Google Play по-прежнему нет. Хотя нормальный магазин появился лишь в марте 2012-го, через 4,5 года после выпуска первого коммерческого смартфона на базе Android.
THD way it’s meant to be played
Хаос, царивший до прошлой весны, сильно тревожил Nvidia, чьи мобильные чипы прочно связаны с Android. 1 марта 2011 года компания открыла магазин TegraZone, предлагающий не только подборку лучших приложений, но и версии, специально «заточенные» под Tegra – то бишь, с улучшенной графикой. Их отмечают аббревиатурой «THD», и сейчас таких продуктов – порядка пятидесяти.
В прошлом октябре я несколько недель пользовался нетбуком Asus Eee Pad Transformer, собранном на Tegra 3, и сравнил THD-игры с версиями на моём iPad 3: Dead Trigger, Granny Smith, Horn, Galaxy on Fire 2… Картинка действительно симпатичнее, но этого мало, тем более что многие из этих вещей успели выйти раньше на iOS.
Простым наведением 3D-марафета тут не отделаться – надо привлекать публику эксклюзивами. У Tegra 4 есть на что зазывать – как ни крути, самый мощный чип для мобильных систем, способный потягаться с текущим поколением приставок (представляете, что за шум поднимет неизбежная Tegra 5?). Гостям CES-стенда Nvidia показали порты Rochard и Hawken, отличавшиеся от РС-собратьев лишь разрешением. А у Shield есть и осязаемое преимущество – нормальные кнопки и джойстики, избавляющие от неуклюжих виртуальных «костылей». На iOS, как бы ни старались кулибины, изобретая хитрые присоски для iPhone и iPad, такому не бывать, поскольку Apple не поддерживает стороннюю периферию. В отличие от Android, где не запрещают подключать мыши и геймпады.
Но ставка на графику – опасный путь, ибо красота стоит денег. Если портативное «железо» и дальше поскачет вприпрыжку по лестнице эволюции, затраты на создание игр возрастут многократно. Крупные издательства на консолях уже давно увязли в этом замкнутом круге, а грядущие Orbis/Durango лишь увеличат масштаб проблемы.
Никуда не исчезнут и пираты, благодаря которым многие студии перестроились на модель “free-to-play” — надо же состричь шерсти клок с любителей мобильной халявы! Возможно, в будущем ААА-игры спасут «облачные» сервисы типа Gaikai и OnLive (кстати, Project Shield рассчитана в том числе и на них), откуда программный код не украсть, но в каждый дом они войдут нескоро. Особенно в России.
Они заварят кофе покрепче
Попытки строить уверенные прогнозы хотя бы на 2013-й сродни гаданию на кофейной гуще – слишком много неизвестных. Покорят ли публику следующие Xbox и PlayStation, тесна ли их интеграция с «облаками»? Как Valve реализует совместимость своей Linux-приставки с магазином, где подавляющее большинство игр – под Windows? Удобен ли Project Shield, чтобы его можно было достать, например, в электричке, и поддерживает ли он 3G/4G? Чем ответят инженеры Apple на Tegra 4? Удастся ли хоть как-то унифицировать рынок «андроидных» устройств?
И, наконец, главное – скоро ли мы достигнем точки сингулярности, когда домашние, мобильные и «облачные» устройства станут единым организмом? Пусть даже в границах отдельно взятого «сада»…