Paradox Interactive делит дополнения к Crusader Kings 2 на два типа: «малые» (за 100 рублей) и «большие» (за 250). По какому принципу разработчики устанавливают цену — не совсем понятно. Немудрено, что Legacy of Rome, где есть только Византийская империя, причислили к дешевым. The Republic, посвященное торговым республикам, почему-то оценили дороже. Хотя тема, пожалуй, столь же узкая.
«Страшна здесь ненависть; любовь страшнее!»
Если начать с 1066 года, на выбор предложат четыре купеческих государства: Венецию, Пизу, Геную и Готланд. Ганзейская лига присоединяется к ним позже, так что по умолчанию южные моря подходят для любителей конкуренции, а северные — для монополистов. Порой новые республики возникают и без авторской помощи. Правда, случается это редко и всегда с одним условием — столица обязательно расположена на побережье.
Правила «семейных отношений» в The Republic почти те же, что и в привычной Crusader Kings 2, однако игровой процесс заметно разнится. Возня с династией отошла на второй план, а ее место заняли коммерческие хлопоты. О полноценной экономической стратегии, конечно, речи нет. Учитывать конъюнктуру рынка или устанавливать пошлины тут не нужно.
Основная задача — строить в приморских провинциях торговые посты, приносящие стабильный куш и вам, и гостеприимным хозяевам. Открыть представительство за тридевять земель — дорогое удовольствие, но чем большую зону вы контролируете, тем выгоднее бизнес. Плюс, можно увеличить барыш, если тратить деньги на инфраструктуру и улучшать фамильный дворец.
Самое интересное — когда все свободные лакомые кусочки расхватаны, и за каждый идет напряженная борьба. Соперники — другие республики и четыре семьи негоциантов из родного города. Иногда дело доходит до войны, которую купцы ведут с помощью наемников. Обычно же проблемы решаются переговорами и интригами. Плести заговоры приходится гораздо чаще, чем в оригинальной Crusader Kings 2. У феодалов в The Republic свои забавы: ввод эмбарго и нападения на торговые посты.
Еще одно важное отличие аддона — внутренняя политика, которой отведена специальная закладка. Здесь собрана информация о пяти крупнейших семейных предприятиях: перечислена их собственность, указаны претенденты на следующих выборах дожа. Лидером государства проще всего стать авторитетным мужам в возрасте, но и юношу можно протащить, если дать на лапу тогдашним коллегам Чурова.
Случайные события в The Republic не только создают атмосферу — они прочно вплетены в игровую механику. Плохие отношения между патрициями запускают цепочку скриптов, из-за которых вспыхивает настоящая вендетта. Противостояние затягивается на десятилетия, и внукам уже невдомек, из-за какой мелочи льется кровь. А закончиться все может романтично, в стиле «Ромео и Джульетты».
Портит впечатление лишь то, что управлять республикой чересчур легко. Благодаря особой системе наследования купцам куда меньше нужно думать о преемниках. О мятежах вассалов у них голова не болит, денег всегда хватает даже с учетом того, что родственники забирают себе солидную долю дохода. С другой стороны, процветание торговцев — штука хрупкая. Пара проигранных войн или произвол дожа в миг разрушат нажитый годами капитал. А следить, чтобы этого не произошло, — увлекательное занятие.
* * *
В общем, The Republic — отличный нишевый аддон. Если Paradox будет продолжать в том же духе, поклонники смогут собрать по частям именно ту Crusader Kings 2, которая интересна лично им.
1889 Прочтений • [Рецензия на Crusader Kings 2: The Republic] [23.01.2013] [Комментариев: 0]